"Шоколад – словно символ легкой, искрометной настоящей жизни, которую нельзя укротить никакими запретами" (Д. Д. Казанова).
Фильм "Шоколад" о преодолении запрета на наслаждения, удовольствия и любовь, а, значит запрета на чувственность. Это может быть опасно, ведь в шоколаде может много горечи...
Семейный миф как сценарий жизни
Виен, главная героиня фильма, путешествует из одного города в другой. Ее гонит северный ветер, заставляя покидать насиженное место именно в тот момент, когда ей удается обжиться. На это есть веская причина - зов предков. Существует красивая сказочная история. Эту историю Виенн поведала ее мать, а она рассказывает ее своей дочери. Эта история романтичная, поэтому привлекательна для дочери. Когда-то отец и мать Виенн встретились в далекой Африке и полюбили друг друга, попивая ароматный шоколадный напиток. Переехав в Европу они жили счастливо, но однажды мать забрав Виен и ушла. Зов предков требовал идти, чтобы выполнять великую миссию – дарить людям удовольствие, знакомя их со вкусом шоколада. Красивая история, которая стала семейным мифом. Что стоит за этой романтической историей? В этом мифе красиво упакован неразрешенный конфликт невозможности жить и наслаждаться жизнью, принимать любовь мужчины. Этот миф разрешает, даже настоятельно рекомендует дарить удовольствие другим людям, но запрещает испытывать главной героини.
Счастье мимолетно, как и любовь. Привязанность опасна, близость страшна. Это возможно только с матерью. Поэтому Виенн возит с собой прах матери, к которой хранит верность и преданность. Ее дочь тоже имеет привязанность только с матерью. Странствия не дают возможности обзавестись ей друзьями, а отца она даже не знает. Ей тоже уготовлено следовать семейному мифу, поэтому она так любит слушать эту романтическую историю. Или нет? У дочери есть Пантуфль – игрушка кенгуру. Это проекция очень важной ее части. Той части, которая хочет чего-то другого. Это зов настоящей свободы. Пантуфль – это ребенок, рвущийся на свободу от предопределенности семейных предписаний. Но Пантуфель еще не имеет голоса, не может ходить, поэтому нет возможности идти своей дорогой.
Город как символ души
Северный ветер – ветер тревоги. Тревога поднимается, когда возникает привязанность, когда жизнь дарит мгновения удовольствия и радости любви.
Ветер тревоги и запрета заставил Виени и ее дочь приехать в очередной город. Посмотрим на этот город как на внутренний мир Виен. Ведь окружающий нас мир - во многом это проекции нашего внутреннего мира. В этом городе нет счастливых пар, нет любви и удовольствий. Там вечный пост и никакой сладости жизни.
В этом мире граф Поль де Рейно – это образ внутренней отцовской фигуры главной героини. Граф не позволяет никаких чувств, он лишает себя удовольствий. Только жесткие нормы и правила. От него сбежала жена, но он пишет о семейных ценностях. Арманда Вуазен - материнская фигура во внутреннем мире Виен, она умирает. Ей опасна сладость жизни, она смертельна для нее.
Мужские и женские персонажи города – это представления Виен о женском и мужском. Все женщины лишены радости жизни. Джозефина - странная, забитая женщина. Старушка, хранящая верность своему погибшему мужу более полвека. Холодная Каролин. Женщина, страдающая от невнимания своего мужа.
Мужские образы также не очень привлекательны. Серж Мюскат - невежественный пьяница, ненавидящий женственность и готовый ее разрушать и уничтожать. Гийома Блеро - старый , нерешительный. Он испытывает чувства к женщине, но не может перейти к действиям и поступкам. Муж, забывший, что он мужчина. Люк - мальчик, который чувствует, но вынужден скрывать свою эмоциональность. Он пытается справиться со своими негативными переживаниями через рисунки.
Начало трансформации
Виен начинает оживлять эти образы. Она дает им возможность почувствовать удовольствие. Шоколад скрепляет пары, возбуждает желания, пробуждает чувства. Жители города постепенно преодолевают страх и ужас, постепенно позволяют чувствовать. Оживают отношения между супругами, влюбленные делает первые робкие шаги, жена к уходит от своего мужа-садиста... Встреча с Сержем - это встреча с негативным мужским образом.
И вот после этих событий приплывает Ру. Он именно приплывает (река, вода - символ чувств) непонятно откуда. Виенн и Ру - оба из племени кочевников, не могут жить на одном месте. Он такой непонятный, странный и, на первый взгляд, ненадежный. Он чинит дверь, которую сломал Серж, символически заменяя негативный мужской образ на позитивный.
Шоколадный вкус удовольствий, его горечь и сладость.
Виенн получает разрешения на удовольствие от материнской фигуры через сложное послание: нельзя, но если очень хочется, то можно. Арманда своей жаждой жизни впускает в жизнь главной героини соблазн. Виенн признается Ру, что ее дочери не нравится скитаться. Конечно, она говорит, прежде всего, о себе. Виенн позволяет себе удовольствие, наслаждение, близость. И тут разыгрывается главный конфликт главной героини. В результате пожар и ее испуг, что она потеряла свою дочь. Вот он, главный страх – за удовольствие всегда будет наказание. Заберут самое дорогое – дочь! Отношения дочь- мать - это смысл жизни, а мужчина здесь лишний. Он разрушает и забирает. Это негативное предписание в психики Виен, которое, с одной стороны, разрушает отношения, а, с другой стороны, оберегает отношения дочь-мать от третьего лишнего.
Но город, как внутренний мир Виен, уже знает о том, что все может меняться. Символично, что умирает Арманда, как образ матери. Она выполнила свою функцию, показала, что удовольствиям есть место в жизни. Прах матери рассыпается, дочь не хочет уезжать, а жители города готовы ей помогать. Даже холодная Каролин готова приготовить шоколад по рецепту Виенн.
Граф режет платье своей жены, он наконец-то дал себе право почувствовать свою злость. Он выгоняет Сержа, признавая, что нельзя ничего изменить внешними усилиями. Серж - это образ части психики, которая не способна меняться, она чужая. Это прошлое, где висело проклятие: ничего нельзя изменить.
Граф идет в кондитерскую, чтобы ее разрушить, но он уже позволил себе чувствовать, поэтому вкус шоколада сразил его. В его жизни теперь есть место чувствам и удовольствиям.
Новый сценарий
В душе Виенн закончилось время поста, пришло время Пасхи, время воскрешения. Время когда можно жить вкусно. Возвращается Ру. Они оба уже наскитались, они хотят близости и стабильности. Пусть путешествует Пантуфль. Дверь скрипит, но Ру знает как это устранить. В жизни и в душе случаются поломки, иногда жизнь идет со скрипом, но все это можно наладить.
Шоколад – это символ соблазна, удовольствия, наслаждения от жизни и близости. Нужно признать, что в этом всегда может быть горечь, поэтому можно не рисковать и отказаться от удовольствий, жить схемами, предписаниями и строгими традициями. Но горький вкус шоколада можно дополнить сладостью, перчинкой, корицей... но это уже дело каждого. Ведь «жизнь, как шоколад, который бывает горьким и сладким» (Ксавье Бреньон).
Другие статьи о женщинах в кино: