Найти в Дзене

Как разрешить себе удовольствие. Психологический разбор фильма "Шоколад"

"Шоколад – словно символ легкой, искрометной настоящей жизни, которую нельзя укротить никакими запретами" (Д. Д. Казанова). Фильм «Шоколад» о преодолении запрета на наслаждение, удовольствие и любовь, а, значит, запрета на чувственность. Это бывает очень опасно, ведь в шоколаде может быть много горечи... "Шоколад" 2000г. Режиссер: Лассе Халльстрем Виенн, главная героиня фильма, путешествует из одного города в другой. Ее гонит северный ветер, заставляя покидать насиженное место именно в тот момент, когда ей удается обжиться. На это есть веская причина — зов предков. Существует красивая сказочная история. Эту сказку Виенн узнала от своей матери и была ею очарована. И вот уже главная героиня рассказывает семейную легенду своей дочери Ануке. Увлекательная и романтичная история магическим образом воздействует и на Анук. Когда-то отец и мать Виенн встретились в далекой Африке и полюбили друг друга. Попивая ароматный шоколадный напиток, они почувствовали неудержимое влечение друг к др
Оглавление
Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

"Шоколад – словно символ легкой, искрометной настоящей жизни, которую нельзя укротить никакими запретами" (Д. Д. Казанова).

Фильм «Шоколад» о преодолении запрета на наслаждение, удовольствие и любовь, а, значит, запрета на чувственность. Это бывает очень опасно, ведь в шоколаде может быть много горечи...

"Шоколад" 2000г. Режиссер: Лассе Халльстрем

Семейный миф как сценарий жизни без альтернатив

Виенн, главная героиня фильма, путешествует из одного города в другой. Ее гонит северный ветер, заставляя покидать насиженное место именно в тот момент, когда ей удается обжиться. На это есть веская причина — зов предков. Существует красивая сказочная история. Эту сказку Виенн узнала от своей матери и была ею очарована. И вот уже главная героиня рассказывает семейную легенду своей дочери Ануке. Увлекательная и романтичная история магическим образом воздействует и на Анук.

Когда-то отец и мать Виенн встретились в далекой Африке и полюбили друг друга. Попивая ароматный шоколадный напиток, они почувствовали неудержимое влечение друг к другу. Переехав в Европу, влюбленные жили счастливо, но однажды мать, забрав Виенн, ушла. Зов предков требовал идти, чтобы выполнять великую миссию – дарить людям удовольствие, знакомя их со вкусом шоколада. Красивая история, которая стала семейным мифом. Что стоит за этой романтической историей? В этом мифе красиво упакован неразрешенный конфликт невозможности жить и наслаждаться жизнью, принимать любовь мужчины. Этот миф разрешает, даже настоятельно рекомендует дарить удовольствие другим людям, но запрещает испытывать главной героине.

Счастье мимолетно, как и любовь. Привязанность опасна, близость страшна. Это возможно только с матерью. Поэтому Виенн возит с собой прах матери, к которой хранит удивительную преданность. Анук, дочь главной героини, тоже имеет привязанность только с матерью. Странствия не дают возможности обзавестись ей друзьями, а отца она даже не знает. Ей тоже уготовлено следовать семейному мифу, поэтому она так любит слушать эту романтическую историю. Или нет? У дочери есть Пантуфль – игрушка кенгуру. Это проекция очень важной ее части. Той части, которая хочет чего-то другого. Это зов настоящей свободы. Пантуфль – это ребенок, рвущийся на свободу от предопределенности семейных предписаний. Но Пантуфель еще не имеет голоса, не может ходить, поэтому нет возможности идти своей дорогой.

Город как символ души

Северный ветер – ветер тревоги. Тревога поднимается, когда возникает привязанность, и жизнь дарит мгновения удовольствия и радости любви.

Ветер тревоги и запрета заставил Виенн и ее дочь приехать в очередной город. Посмотрим на этот город как на внутренний душевный мир Виенн. Ведь окружающий нас мир — во многом это проекции нашего внутреннего мира. В городе нет счастливых пар, нет любви и удовольствий. Там вечный пост и никакой сладости жизни.

Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

Если город рассматривать как внутренний мир главной героини, то граф Поль де Рейно – это образ ее внутренней отцовской фигуры. Граф не позволяет себе никаких чувств, он лишает себя любых удовольствий. Только жесткие нормы и правила, только долг и обязанность. От него сбежала жена, но он пишет о семейных ценностях. Арманда Вуазен — материнская фигура во внутреннем мире Виенн, она умирает. Ей опасна сладость жизни, так как смертельна для нее.

Мужские и женские персонажи города – это представления Виенн о женском и мужском. Все женщины в этом городе лишены радости жизни. Джозефина — странная, забитая женщина. Старушка, хранящая верность своему погибшему мужу более полвека. Холодная Каролин. Женщина, страдающая от невнимания своего мужа.

Мужские образы также не очень привлекательны. Серж Мюскат — невежественный пьяница, ненавидящий женственность и готовый ее разрушать и уничтожать. Гийома Блеро — старый и нерешительный. Он испытывает чувства к женщине, но не может перейти к действиям и поступкам. Муж, забывший, что он мужчина. Люк — мальчик, который чувствует, но вынужден скрывать свою эмоциональность. Он пытается справиться со своими негативными переживаниями через рисунки.

Новый сценарий

В душе Виенн закончилось время поста, пришло время Пасхи, время воскрешения. Время, когда можно жить вкусно. Возвращается Ру. Они оба уже наскитались, они хотят близости и стабильности. Пусть путешествует Пантуфль. Дверь скрипит, но Ру знает, как это устранить. В жизни и в душе случаются поломки, иногда жизнь идет со скрипом, но все это можно наладить.

Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

Шоколад – это символ соблазна, удовольствия, наслаждения от жизни и близости. Нужно признать, что в этом всегда может быть горечь, поэтому можно не рисковать и отказаться от удовольствий, жить схемами, предписаниями и строгими традициями. Но горький вкус шоколада можно дополнить сладостью, перчинкой, корицей... но это уже дело каждого. Ведь «жизнь, как шоколад, который бывает горьким и сладким» (Ксавье Бреньон).

Семейный миф как сценарий жизни без альтернатив

Виенн, главная героиня фильма, путешествует из одного города в другой. Ее гонит северный ветер, заставляя покидать насиженное место именно в тот момент, когда ей удается обжиться. На это есть веская причина — зов предков. Существует красивая сказочная история. Эту сказку Виенн узнала от своей матери и была ею очарована. И вот уже главная героиня рассказывает семейную легенду своей дочери Ануке. Увлекательная и романтичная история магическим образом воздействует и на Анук.

Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

Когда-то отец и мать Виенн встретились в далекой Африке и полюбили друг друга. Попивая ароматный шоколадный напиток, они почувствовали неудержимое влечение друг к другу. Переехав в Европу, влюбленные жили счастливо, но однажды мать, забрав Виенн, ушла. Зов предков требовал идти, чтобы выполнять великую миссию – дарить людям удовольствие, знакомя их со вкусом шоколада. Красивая история, которая стала семейным мифом. Что стоит за этой романтической историей? В этом мифе красиво упакован неразрешенный конфликт невозможности жить и наслаждаться жизнью, принимать любовь мужчины. Этот миф разрешает, даже настоятельно рекомендует дарить удовольствие другим людям, но запрещает испытывать главной героине.

Счастье мимолетно, как и любовь. Привязанность опасна, близость страшна. Это возможно только с матерью. Поэтому Виенн возит с собой прах матери, к которой хранит удивительную преданность. Анук, дочь главной героини, тоже имеет привязанность только с матерью. Странствия не дают возможности обзавестись ей друзьями, а отца она даже не знает. Ей тоже уготовлено следовать семейному мифу, поэтому она так любит слушать эту романтическую историю. Или нет? У дочери есть Пантуфль – игрушка кенгуру. Это проекция очень важной ее части. Той части, которая хочет чего-то другого. Это зов настоящей свободы. Пантуфль – это ребенок, рвущийся на свободу от предопределенности семейных предписаний. Но Пантуфель еще не имеет голоса, не может ходить, поэтому нет возможности идти своей дорогой.

Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

Город как символ души

Северный ветер – ветер тревоги. Тревога поднимается, когда возникает привязанность, и жизнь дарит мгновения удовольствия и радости любви.

Ветер тревоги и запрета заставил Виенн и ее дочь приехать в очередной город. Посмотрим на этот город как на внутренний душевный мир Виенн. Ведь окружающий нас мир — во многом это проекции нашего внутреннего мира. В городе нет счастливых пар, нет любви и удовольствий. Там вечный пост и никакой сладости жизни.

Если город рассматривать как внутренний мир главной героини, то граф Поль де Рейно – это образ ее внутренней отцовской фигуры. Граф не позволяет себе никаких чувств, он лишает себя любых удовольствий. Только жесткие нормы и правила, только долг и обязанность. От него сбежала жена, но он пишет о семейных ценностях. Арманда Вуазен — материнская фигура во внутреннем мире Виенн, она умирает. Ей опасна сладость жизни, так как смертельна для нее.

Мужские и женские персонажи города – это представления Виенн о женском и мужском. Все женщины в этом городе лишены радости жизни. Джозефина — странная, забитая женщина. Старушка, хранящая верность своему погибшему мужу более полвека. Холодная Каролин. Женщина, страдающая от невнимания своего мужа.

Мужские образы также не очень привлекательны. Серж Мюскат — невежественный пьяница, ненавидящий женственность и готовый ее разрушать и уничтожать. Гийома Блеро — старый и нерешительный. Он испытывает чувства к женщине, но не может перейти к действиям и поступкам. Муж, забывший, что он мужчина. Люк — мальчик, который чувствует, но вынужден скрывать свою эмоциональность. Он пытается справиться со своими негативными переживаниями через рисунки.

Начало трансформации

Виенн начинает оживлять эти образы. Она дает героям фильма возможность почувствовать удовольствие. Шоколад скрепляет пары, возбуждает желания, пробуждает чувства. Жители города постепенно преодолевают страх приснуться к своим настоящим эмоциям, постепенно позволяют себе чувствовать. И вот, уже оживают отношения между супругами, влюбленные делает первые робкие шаги, жена уходит от своего мужа-садиста... Встреча с Сержем — это встреча с негативным мужским образом.

Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

И вот после этих событий приплывает Ру. Он именно приплывает (река, вода — символ чувств) непонятно откуда. Виенн и Ру — оба из племени кочевников, не могут жить на одном месте. Он такой непонятный, странный и, на первый взгляд, ненадежный. Ру чинит дверь, которую сломал Серж, символически заменяя негативный мужской образ на позитивный.

Шоколадный вкус удовольствий, его горечь и сладость.

Виенн получает разрешения на удовольствие от материнской фигуры через сложное послание: нельзя, но если очень хочется, то можно. Арманда своей жаждой жизни впускает в жизнь главной героини соблазн. Виенн признается Ру, что ее дочери не нравится скитаться. Конечно, она говорит, прежде всего, о себе. Виенн позволяет себе удовольствие, наслаждение, близость. И тут разыгрывается главный конфликт главной героини. В результате — пожар и ее испуг, что она потеряла свою дочь. Вот он, главный страх – за удовольствие всегда будет наказание. Заберут самое дорогое – дочь! Отношения дочь-мать — это смысл жизни, а мужчина здесь лишний. Он разрушает и забирает. Это негативное предписание в психике Виенн, которое, с одной стороны, разрушает отношения, а, с другой стороны, оберегает отношения дочь-мать от третьего лишнего.

Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

Но город, как внутренний мир Виенн, уже знает о том, что все может меняться. Символично, что умирает Арманда, как образ матери. Она выполнила свою функцию, показала, что удовольствиям есть место в жизни. Прах матери рассыпается, дочь не хочет уезжать, а жители города готовы ей помогать. Даже холодная Каролин готова приготовить шоколад по рецепту Виенн.

Граф режет платье своей жены, он наконец-то дал себе право почувствовать свою злость. Он выгоняет Сержа, признавая, что нельзя ничего изменить внешними усилиями. Серж — это образ части психики, которая не способна меняться, она чужая. Это прошлое, где висело проклятие: ничего нельзя изменить.

Граф идет в кондитерскую, чтобы ее разрушить, но он уже позволил себе чувствовать, поэтому вкус шоколада сразил его. В его жизни теперь есть место чувствам и удовольствиям.

Новый сценарий

В душе Виенн закончилось время поста, пришло время Пасхи, время воскрешения. Время, когда можно жить вкусно. Возвращается Ру. Они оба уже наскитались, они хотят близости и стабильности. Пусть путешествует Пантуфль. Дверь скрипит, но Ру знает, как это устранить. В жизни и в душе случаются поломки, иногда жизнь идет со скрипом, но все это можно наладить.

Кадр из фильма "Шоколад"
Кадр из фильма "Шоколад"

Шоколад – это символ соблазна, удовольствия, наслаждения от жизни и близости. Нужно признать, что в этом всегда может быть горечь, поэтому можно не рисковать и отказаться от удовольствий, жить схемами, предписаниями и строгими традициями. Но горький вкус шоколада можно дополнить сладостью, перчинкой, корицей... но это уже дело каждого. Ведь «жизнь, как шоколад, который бывает горьким и сладким» (Ксавье Бреньон).

Спасибо за то, что прочитали статью! Другие статьи о женщинах в кино:

Загадочная женская душа | Психолог Лариса Пугачева | Дзен