Всё началось с решения военного руководства СССР (к началу 1984 г.) создать зону “Завеса” вдоль большого участка границы Афганистана с Пакистаном и южной части границы с Ираном. Для этого образовали 2 отдельные бригады специального назначения – 15-ю и 22-ю.
5-й отдельный батальон 15-й бригады дислоцировался рядом с Асадабадом – центром провинции Кунар. Его сформировали на основе 5-й бригады спецназа из Белоруссии. Как показали последующие события, весь 5-й батальон оказался неподготовленным к боевым действиям: кто-то к действиям в Афганистане, остальные – вообще к боевым действиям. То есть практически весь батальон не имел боевого опыта.
Наверное, рассказ о том, как формировали 5-й отдельный батальон – ещё интереснее описанного в этой статье, но там всё засекречено.
Идея рейда и выход в рейд
В трёх километрах от Асадабада на берегу реки Кунар расположено селение Маравара, от которого начинается ущелье, протяжённостью 10 км в направлении пакистано-афганской границы.
Не знающий афганской специфики комбат майор Терентьев производит рекогносцировку местности на господствующей высоте рядом с Мараварой. То есть на виду у местных жителей, а значит – всё сразу стало известно боевикам. Майор решил совместить приятное с полезным – он знал, что каждую ночь дозор боевиков (~10 бойцов) охранял вход в ущелье, недалеко от входа которого находился кишлак Сангам. Майор подумал, что дозор квартирует в Сангаме и решил устроить прочёсывание кишлака.
Для батальона такой отряд боевиков не представлял угрозы, думал майор, зато можно людей потренировать, а потом отчитаться как о боевой операции.
20 апреля в 8 вечера батальон выдвинулся из Асадабада без бронетехники. По дну ущелья шла 1-я рота, по склонам чуть позади – 2-я и 3-я. К двум часам ночи 1-я рота капитана Цебрука прочесала кишлак Сангам, боевиков не нашла. Сообщает об этом по радиостанции комбату, получает дополнительный приказ: пройти 2 км далее по ущелью до селения Даридам, там может находиться небольшой отряд моджахедов с иностранным инструктором. Боевиков уничтожить, инструктора взять живым. К селению 1-я рота пошла одна, 2-я и 3-я остались.
Доп. приказ, засада
Капитану Цебруку новое задание не нравится, он решает подстраховаться: разбивает роту на 4 группы по ~ 10 человек. Первая и вторая группы идут с небольшим разрывом по дну ущелья. Третья группа проходит (тоже по дну) 1 км и останавливается на подстраховку первых групп. Четвёртая группа пошла по верхушке склона.
В 5.00 командир 1 группы докладывает Цебруку, что закончил прочёсывание селения Даридам – никого. Даридам был крупным заброшенным кишлаком. Часть духов затаилась сразу за ним, она ударила сзади по уходящим разведчикам. Другая часть спустилась со склона и перекрыла отступление к кишлаку Сангам. Первая, вторая группы вступили в бой, окружённые с двух сторон. Чуть позже подтянулась третья группа, открыла огонь по боевикам, запершим Даридам, но встретила ожесточённый отпор. Сверху по гребню торопилась четвёртая группа. Её тоже встретили плотным миномётным огнём.
В бою выдержали не все
Цебрук, услышав выстрелы, с четырьмя бойцами рванули на звуки выстрелов. Ввязавшись в бой, капитан тут же погибает. Но первая и вторая группы полностью деморализуются, стоило духам повести шквальный огонь со всех сторон. Их командиры растерялись, стали отдавать хаотичные приказы. Потери в группах быстро росли. Как потом говорили выжившие: “Никто не знал, что делать”. Некоторые от отчаяния подорвали себя гранатами.
3-4 группы тоже в растерянности, с боями они отходят к Сангаму. Видя их, майор Терентьев приказывает всем (включая 2-ю и 3-ю роты) отступать к селению Маравара. Одновременно он запросил помощи у всех, кого мог, даже штаб 15-й бригады. Утром 22 апреля уже 4 батальона пришли на помощь, отбили из окружения в Даридаме 6 ещё живых бойцов первой-второй групп, забрали убитых.
Бои продолжались и на следующий день (23-го), но основные потери произошли 21-го. 5-й батальон потерял убитыми 32 бойца. Майора Терентьева и замполита отстранили от должностей.
Они, особенно майор, конечно, виноваты, но батальон из одних непрошедших обкатку боем воинов собрали не они. А кто?