Найти тему

Смертные грехи капитализма. 4. Что такое коммунизм?

… плюс электрификация всей страны.

Необходимое, но не достаточное условие.

Что же это мы все о плохом да о грустном? Давайте, в конце концов, помечтаем. Представим себе идеальное строение общества, скажем, коммунизм. Как там у классиков сказано: от каждого - по способностям, каждому по потребностям.

А дальше сделаем мысленный эксперимент – предположим, что в некоем провинциальном городе, каком-нибудь Замухинске, со следующей недели объявляют коммунизм, что означает: работаем исключительно по способностям – кто сколько может, а возникшие потребности удовлетворяются в соответствующих пунктах выдачи. И никаких денег...

Общее развитие событий в этом городе предсказать не сложно. В первые дни коммунизма у пунктов выдачи собираются огромные очереди, потом оттуда начинают исчезать в определенной последовательности: красная рыба, норковые шубы, сантехника, мясо, фрукты, бытовая техника.

На рабочих местах куда-то пропадают всевозможные Васи, Пети, Коли, которые при капитализме обычно тяжело дышали вчерашним перегаром. Но, как говорится, и хрен с ними, не велика потеря, пусть разлагаются себе, а мы «дружными рядами», вместе с «сознательными товарищами» будем развиваться дальше.

Но, как ни странно, «сознательные товарищи» день ото дня все больше и больше отпрашиваются с работы: кому-то дачу достроить надо, у кого-то место в очереди к пункту выдачи подходит, у кого-то «со способностями сегодня ну вообще никак».

В итоге недели через две пламенный коммунист Михалыч заглушает свой, единственный работающий на заводе станок и, засунув в карман спецовки доставшуюся вчера в нелегкой потасовке баночку морской капусты, со словами «А мы что, не люди?» уходит в закат.

И, в срок от трех недель до полутора месяцев происходит один из трех сценариев:

А.) хаос, анархия, мародеры…

Б.) идеологизированный застой с перманентным ощущением «тщетности бытия».

В.) жесточайший тоталитаризм с тюремными сроками за прогулы и расстрелами за саботаж на рабочем месте.

Ну или как запасной вариант – постепенный возврат к старому, доброму, «ламповому» капитализму.

Что показывает нам этот эксперимент? То, что коммунизм не возможен в принципе?

Думаю, нет... Скорее, то, что при нынешней степени социально-экономического развития эта задача непосильна. И тут же напрашиваются следующие выводы.

Во-первых, необходим высокий уровень развития общества в технологическом плане: высокая производительность труда, передовые ресурсосберегающие технологии, большая степень механизации и автоматизации. Только так можно создать определенное продуктовое изобилие, для которого не будет непосильной ношей любая разумная потребность в масштабе всего общества.

С другой стороны, высокая степень индустриализации позволит облагородить труд, довести уровень его организации и условий до той степени, когда он уже перестанет быть «печальной необходимостью», а станет средством самовыражения индивидуума, направлением приложения его творческих сил.

Во-вторых, необходим высокий уровень развития общества в другом, можно сказать, морально-этическом плане. Длительное, часто на протяжении нескольких поколений, воспитание в духе коллективизма подразумевает не категорический императив «поработать за себя и за того парня», а скорее глубокое понимание механизма функционирования общества, а также осознание того факта, что именно от тебя и твоей скромной, но важной работы, зависит достигнутое благосостояние, и то, что ты ничем не хуже и не лучше всех остальных, и если ты поленился, сделал свою работу не так, как надо, то и другие поступят также – ведь они точно такие, как ты, а тогда – хаос, анархия, мародеры…

Никита Сергеевич Хрущев обещал наступление коммунизма в СССР через 20 лет. Сложно сказать, представлял ли он весь спектр проблем,  который будет этому сопутствовать. Фото из открытых источников.
Никита Сергеевич Хрущев обещал наступление коммунизма в СССР через 20 лет. Сложно сказать, представлял ли он весь спектр проблем, который будет этому сопутствовать. Фото из открытых источников.

На самом деле деньги, как необходимое зло, при капитализме играют очень важную роль в механизме саморегулирования взаимоотношений внутри капиталистического общества. Любая потребность там проходит через призму понятий «дорого – не дорого», в свете которых человек понимает, действительно ли это та самая потребность, которая должна быть удовлетворена в ближайшее время или просто каприз, который можно и отложить на неопределенный срок.

В коммунистическом обществе, в отсутствие такого регулирующего механизма каждая потребность становится объектом для морально-этической оценки самого человека или, в том случае, если морально-этических способностей человека недостаточно, то со стороны общества, его идеологических нарративов и суждений.

Появится множество новых вопросов на стыке политэкономии и этики. Являются ли необходимыми для удовлетворения потребностями табакокурение, употребление алкоголя, спортивные игры, украшения из драгоценностей? Ведь коммунистическое общество – общество абсолютного равенства и, если один из членов имеет право на удовлетворение определенной потребности, то и любой другой член общества имеет такое же право.

Что станет с дорогами страны, если каждый совершеннолетний гражданин будет ездить на своем автомобиле? Хватит ли для этого топлива, металла, электроэнергии?

Что делать с редкими ресурсами, обеспечить которыми всех подряд нет никакой возможности?

Точно таким же образом обстоит дело с условиями труда и отдыха. В условиях капитализма человек может перерабатывать, если он хочет заработать больше денег, или, наоборот, если ему необходимо куда-то уехать, он будет соотносить свои финансовые возможности с необходимостью кратковременного отдыха. А как с этим быть при коммунизме? Оставлять на совести работника? Или ввести много нормативных документов и методических указаний?

Много вопросов встает на горизонте, когда мы начинаем задумываться о построении коммунистического общества, если это, конечно, не утопия… Не мираж, не фикция.

Признаки тоталитаризма достаточно часто сопровождают переходный период в обществах, которые поставили себе целью строительство коммунизма.  Тяготы военного коммунизма, сталинские репрессии,  военные диктатуры в странах третьего мира. "Большой  брат" Джорджа Оруэлла появился не на пустом месте. Когда общество не достигла надлежащего уровня развития, действенным средством его "коммунизации" является тоталитаризм.,  Картинка из открытых источников.
Признаки тоталитаризма достаточно часто сопровождают переходный период в обществах, которые поставили себе целью строительство коммунизма. Тяготы военного коммунизма, сталинские репрессии, военные диктатуры в странах третьего мира. "Большой брат" Джорджа Оруэлла появился не на пустом месте. Когда общество не достигла надлежащего уровня развития, действенным средством его "коммунизации" является тоталитаризм., Картинка из открытых источников.

И решать эти вопросы надо сознательно, загодя, в противном случае, все нерешенные вопросы придется решать в духе тоталитаризма: насильственным способом ограничивать потребности своих граждан, в приказном порядке назначать кого-то на трудные, неприятные виды работ, бороться с тунеядцами, бороться с пропагандой роскоши, бороться с вредной идеологией, запрещать определенные фильмы и книги, и так далее, и тому подобное.

Вполне возможно, что все эти проблемы на текущем уровне развития нашего общества просто неразрешимы, и мы должны мириться с существующим положением, или… Или искать другие пути.