Каналы, которые рассказывают о действиях полиции в видеокастах на YouTube, собирают тысячи просмотров, раскрывая преступления и относясь к профессии полицейского, как к ежесекундной сенсации. В ситуации разбирались бразильские СМИ
Что случилось
Полицейские видеоролики рассказывают о насилии и поощряют разжигание ненависти на платформах. Каналы, по данным UOL, описывают убийства, нападения и нарушают правила Интернета. Недавно публичный гражданский иск приостановил показ видео на основных полицейских каналах после обнаружения в подкастах «подстрекательства к преступлениям» и «разжигания ненависти». Письмо, подписанное судьей Джеральдин Видал из 27-го Федерального суда Рио-де-Жанейро, предписывало приостановить контент и наложить штраф на Google, ответственный за YouTube, и владельцев каналов.
У каналов было от 300 тысяч до 2,5 миллионов подписчиков на YouTube, а видеоролики, повествующие об их действиях, имели в целом более 8 миллионов просмотров. Однако не только крупные каналы нарушают руководящие принципы, определенные Судом.
Меньшие каналы прибегают к насилию
«Я чуть не убил свою мать», «он убил премьер-министра, а затем покончил с собой», «он убил на работе и вне службы». Без возрастных ограничений и предварительного уведомления на YouTube распространяются видеокасты и нарезки, в которых рассказывается о действиях полиции с явным насилием.
Помимо каналов, выделенных Судом, как минимум четыре других воспроизводят на платформе тот же тип контента. При просмотре отчета с видеороликами, доступными на YouTube, приглашенным докладчикам и полицейским предлагается рассказать, как они убивали подозреваемых, как они действуют в пределах или превышают законы и почему, по их мнению, полицейские должны действовать таким образом.
Кодекс этики и дисциплины военной полиции запрещает агентам публично комментировать факты или ситуации, которые затрагивают организацию или которые могут поставить под угрозу имидж корпорации. Кроме того, правило предполагает, что полицейские избегают разглашения конфиденциальной информации или информации, которая ставит под угрозу общественную безопасность.
Человек представляет себя как сержант такой-то, это становится важной частью того, что он говорит. И он начинает говорить о насилии, о смерти, провоцируя такое отношение. Это посылает неправильный сигнал тем, кто думает, что это стандартное поведение полиции и что именно по этому пути следует идти: Роберто Учоа, офицер полиции и советник Бразильского форума общественной безопасности.
Полицейские каналы имеют миллионы просмотров
Канал разоблачает свидетельства о самоубийстве. В подкасте «Фала Геррейро», который позиционирует себя как канал для «поклонников сил безопасности» и имеет чуть более 100 тысяч подписчиков, агент рассказывает, как чуть не покончил с собой, столкнувшись с неблагоприятной ситуацией в фавеле в Рио-де-Жанейро.
«В тот момент я подумал: я выстрелю себе в голову», — говорится в подкасте. Как и другие каналы, упомянутые в отчете, программа утверждает, что за все мнения, высказанные гостями, они несут ответственность сами. Канал PodCastro привел случай, когда агент BOPE убил премьер-министра. Нередко в имеющихся эпизодах можно встретить агентурные описания распрей между спецназовцами и военными полицейскими из других инстанций. Название видео объясняет ситуацию: «SD CORRÊA: ПОЛИЦИЯ РАЗОРУЖИЛА ПОЛИЦЕЙСКОГО В БАИИ». Они не приводят фактов, подтверждающих ситуацию.
PodCastro принадлежит Нильсону Кастро, бывшему офицеру полиции Сан-Паулу. Он уже был наказан органами внутренних дел военной полиции за унижение имиджа учреждения в публичных заявлениях. Получив известие о двухдневном заключении, он прокомментировал, что будет вести «прямой эфир» изнутри «сахарного тростника», что запрещено.
Кастро утверждает, что отбыл дисциплинарную меру и даже разместил видео, пока находился в заключении в батальоне. Даже после наказания он продолжал вести себя в Интернете так же. На его канале, имеющем более 180 тысяч подписчиков, продолжают воспроизводиться нарезки с сенсационными заголовками.
«Данило Снайдер», партнер Кастро по другому подкасту, был одним из тех, кого суд наказал и приказал приостановить его видео 15 июня. Даже несмотря на распоряжение судебной власти удалить видео, нарушающие права человека, интервью, описывающие события, наполненные ненормативной лексикой, бездоказательными обвинениями и рассказами о смертях, продолжаются.
Снайдер отказался комментировать публичный гражданский иск, наказавший его подкаст. Однако в разделах канала примеры видеороликов с заголовками «Я чуть не убил свою мать» и «Я оставил его парализованным» продолжают генерировать монетизацию подкаста с 1,6 млн подписчиков. Он также зарабатывает деньги, продвигая букмекерскую контору.
В подкасте описывается полицейский Сан-Паулу, который «убивал на работе и вне работы». В выпуске канала «Operação Lótus» гость описывает агента по имени «Вермельо», который якобы был арестован за «инцидент с соседом-бездельником-наркоторговцем», в результате которого мужчина оказался мертв. Канал получает доход от просмотров, рекламы курсов и стрелковых клубов. Канал утверждал, что рассматриваемое видео представляет собой изолированное заявление и что оно помогает гостям разобраться в подобных заявлениях.
Гомофобные, трансфобные выступления и криминализация фавел являются обычным явлением. В кратких репортажах гости различных подкастов часто рассказывают о том, как они входят в сообщества, чтобы в любой момент противостоять людям, говорят о ЛГБТ+ в уничижительной форме, нападают на религии и многое другое. «Цимус заключался в том, чтобы входить в фавелу утром, днем и ночью!», - говорится в названии к видео с канала «Фала Тропа», который зарабатывает деньги на рекламе курсов для личного роста в Рио-де-Жанейро.
Это вызывает обеспокоенность, это не просто подстрекательство к насилию, это утверждение о том, что насилие является практикой государства. Хотя мы знаем, что есть эксцессы, мы знаем, что такое случается, но я думаю, что с этим нужно бороться, а не афишировать как обычную практику, правильную практику: Роберто Учоа, офицер полиции и советник Бразильского форума общественной безопасности
Вымышленные ситуации
"Они создают ложные ситуации", - поясняет эксперт. По мнению Учоа, в полицейских речах тех, кто участвует в определенных подкастах, насилие прославляется. По его словам, многие из них лгут даже о предполагаемых операциях. По мнению эксперта, проблема в том, что полиции не дают права голоса. Учоа комментирует, что агенты могут свободно высказывать свое мнение, если они не наносят «ущерб институту и авторитету системы общественной безопасности».
Люди, у которых были каналы, создавали ложные ситуации, чтобы создать образ проактивности, что они участвуют в борьбе с преступностью, что хороший преступник — это мертвый преступник. Весь этот дискурс – это дискурс, который ослабляет общество в целом, поскольку поощряет конфронтацию, а это в конечном итоге ослабляет и самого полицейского. Не тот, кто говорит, а тот, кто на самом деле делает свою работу и находится на передовой, начинает идентифицироваться как человек, совершающий подобные действия: Роберто Учоа, офицер полиции и советник Бразильского форума общественной безопасности
Другая сторона
Нильсон Кастро с канала PodCastro заявил, что ему нечего комментировать. Данило Снайдер, партнер Кастро, также не пожелал комментировать. После публикации репортажа канал «Operação Lótus» заявил, что пытается показать «человеческую сторону операторов общественной безопасности, курьезы и ситуации, через которые они проходят». По их мнению, обложка видео, рассказывающая о выступлении агента, используется лишь для привлечения внимания к контенту. «Мы всегда напоминаем об этом гостям», — заключил он.
В Google заявили, что не будут комментировать каналы, упомянутые в решении суда.