Так уж случилось, что со стройкой я знаком очень неплохо. Больше 20 лет смотрю на изменения в организации, в нормативке, в федеральных законах. И что я могу сказать по теме. Каждый год строительство бюрократизируется все сильнее и сильнее. Причем законы пишут люди, которые бесконечно далеки от стройки, т.е. в основном юристы, экономисты и нанятые ими фрилансеры.
Я прекрасно помню первые редакции градостроительного кодекса РФ. Все четко и по делу. Хотя писали клятые буржуины. А теперь даже открывать не хочется это порождение больного мозга юристов-графоманов. Что туда только не засунули. Многие абзацы приходится перечитывать по нескольку раз, пока поймешь, что там сказать хотели. Причем, другой человек, поймет по-другому.
Начало пути в бюрократию было проложено с отменой лицензирования строителей и проектировщиков. Естественно, под соусом неэффективности государства. Частники, должны были сделать все красиво. Вместно ненавистных лицензионных центров, были организованы честные и демократические СРО. Как рассказывал мне владелец одной строительной конторы, за лицензирование в год на контору уходило 30 т.р., за СРО пришлось платить 300 т.р. в год. Идея, как всегда, была хороша. Из взносов членов СРО формировался некий фонд, который должен был покрыть ущерб от неправильных действий его членов. Но что-то пошло не так. Слишком лакомый кусок этот фонд, ведь только на процентах, от его размещения в банке можно иметь нехилый такой профит. Количество дел с жуликами, попавшими в СРО стало расти просто неприличными темпами с суммами в сотни миллиардов рублей.
Причем в преступные схемы были вовлечены и госконторы, типа Ростехнадзора:
https://pravdaosro.ru/analytics/pulse/v-svyazi-s-arestom-grigoriya-slabikova-r/
СРО стали плодиться, как кролики под виагрой. СРО проектировщиков, СРО строителей, СРО изыскателей. А история со СРО Заказчика длится до сих пор - надо ли свое СРО для заказчиков строительства или нет. Соседи по отрасли посмотрели на прибыли учредителей СРО и стали создавать СРО оценщиков и т.д. Схема обкатанная, надежная, знамо дело эффективная. Частники в очередной раз показали свою эффективность в "честном" распределении денег. А что, потребители строительных услуг за все заплатят. Вот сейчас с разбегу попытался найти статистику по случаям выплаты из компенсационных фондов пострадавшим, но не нашел в открытом доступе этой информации. Помнится видел цифру, что это что-то в районе 5%, но подтвердить не могу. Увы. Может кто сообщит, как там сейчас дела с этим.
В обязательном порядке нужно было затеять реформу нормативной документации. Если ранее существовала какая-никакая система нормативки, признанная в мире:
Международный союз строителей при ООН в 1992 г. признал сложившуюся советскую систему технического регулирования в строительстве одной из самых прогрессивных
Состояла эта система из системы СНиП-ов, ГОСТ-ов, ведомственных норм (ВСН), пожарных норм ПБ и НПБ, норм проектирования СП (причем СП вида СП 31-105-2002), ПУЭ и приказов различных ведомств. Уже в то время слышал разговоры, что требования какого-то документа можно было не соблюдать, так как он не зарегистрирован минюстом. Но обычно если были НТД, то особо никто не спорил с тем, что требования этого документа нужно соблюдать.
Взявшиеся реформировать систему юные пассионарии за основу решили взять СНиП-ы, и чтобы всем не стало скучно обозвали их СП (сводом правил) при том, что уже были документы с таким названием. Чем этих упырей название СНиП не устраивало? Если раньше ГОСТ-ом назывался документ, который диктовал требования к качеству и методом испытаний различных изделий, то после реформы появился еще один раздел ГОСТ-ов в виде кальки с иностранных документов в виде ГОСТ Р 58698-2019 (МЭК 61140:2016). Защита от поражения электрическим током. Общие положения для электроустановок и электрооборудования. Причем электрики, привыкшие пользоваться ПУЭ, получили еще и новую терминологию. Поддержку ПУЭ прекратили и сделали его "действующим в части не противоречащей другим документам" (по ответственности за несоблюдение требований ПУЭ судебные дела доходили до верховного суда, если кто-то думает, что вопрос с действием ПУЭ простой, то уверяю, что это не так). Чтобы строители и проектировщики не заскучали, писать новые СП поручили нескольким ведомствам - Минстрою и МЧС. Договариваться эти ребята не сильно любят, поэтому на одно и то же часто существует несколько противоречащих друг другу СП.
Но это же опять не весело, поэтому часть нормативных документов или их частей сделали необязательными к применению. Было несколько постановлений правительства РФ, типа Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 “Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Сколько копий было сломано по этому поводу, даже вспоминать больно. Т.е. документ как бы есть, но он вроде как не обеспечивает соблюдение ТР о безопасности зданий и сооружений.
Поскольку было куча проблем с прохождением экспертизы и прочим, т.к. каждый эксперт имел свое собственное мнение по трактовке как НТД, так и постановлений типа 1521, была введена возможность создания своих собственных нормативных документов в виде СТУ (специальных технических условий). Т.е. если тебе не нравится какой-либо пункт из СП, ты можешь заказать СТУ, где будет обосновано отступление от этого пункта. Например не хочешь ты тратить деньги на автоматическое пожаротушение, заказал СТУ и тебе обоснуют возможность АПТ не устанавливать. Будут, конечно, компенсирующие мероприятия в виде повышенного содержания огнетушителей или большего количество эвакуационных выходов, но экономия будет существенная.
Но если реформировать, то реформировать все, в том числе и проектировщикам отсыпать радости. Если раньше существовало три вида проектов - это Стадия Р (рабочая), Стадия П (проектная), Стадия РП (рабочий проект). Если Р, это просто чертежи, П, это для реально больших проектов (некое подобие существующей сейчас ПД), то РП, это чертежи с небольшой пояснительной запиской. Теперь вместо этого разбиения стали использовать ПД - проектная документация, РД - рабочая документация. Под это дело выпустили очередное ПП РФ №87 (чем минстрой-то занят был?). И опять понеслось. Дело в том, что ранее проектной документацией назывался комплект чертежей со сметами или РП. И во многих документах (не связанных с проектированием) проектная документация означала именно чертежи, а в связи с вводом новой терминологии это стало требование документации по тому самому 87 ПП РФ. Что вызывало правовые коллизии и пришлось тому же Ростехнадзору чистить свои приказы и ФЗ.
Был изменен регламент ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Если раньше на приемку приглашались пожарные, представители ФМБА, представители администрации городов, то теперь при сдаче достаточно было получить подпись государственного стройнадзора или ростехнадзора, что опять же сильно увеличило коррупционные риски. Легко гуглятся истории по посадке членов ГАСН и РТН из-за подписанных документов на ввод. Не стоит забывать период, когда построенные объекты можно было вводить в эксплуатацию через суд, даже без согласия ГАСН и РТН. Сейчас создали еще одну государственную структуру для строительного надзора. Независимую. Три раза ха.
Часто на приемке инспектор МЧС брал утеплитель или кабель и поджигал. Потухнет или нет. Вроде фигня, а подменить утеплитель Г1 на Г4 фик бы получилось. Сейчас на сдаче запрещено испытывать примененные материалы. Есть сертификат, значит нужно ему верить. Что опять же открыло огромный коррупционный коридор для независимых сертифицирующих центров. Опять очередная куча прилипал к строителям за гроши небольшие предлагает услуги по сертификации всего чего угодно на соответствие всему чему угодно. Ведь материалы на стройке должны быть сертифицированы. И вот опять стройка обрастает кучей паразитов, которые заняты клепанием бесполезных бумажек. Причем огромное количество этих бумажек липа. Либо сертифицируется один образец, а на стройке под этот сертификат подводят материалы с другими свойствами. А проверять нельзя. Особо забавно, когда какие-то изделия не подлежат обязательной сертификации, но эту сертификацию принимающая сторона в виде РТН и ГАСН требуют. В итоге если производитель и строитель не платит за сертификацию, то приходится платить за письмо-подтверждение, что данное изделие сертификации не подлежит. Вот небольшая статья на эту тему.
Но и этих паразитов оказалось мало и в дело вступила экспертиза. Поскольку государственная экспертиза проектной не справлялась с потоком документов, сделали негосударственную экспертизу. Которая да-да-да, за денежку давала свое заключение. Опять частники получили достаточно честный источник получения бабла от потребителей строительных услуг. Если кто-то по простоте своей душевной считает, что экспертиза (хоть гос, хоть не гос) проверяет чертежи или расчеты, то вынужден разочаровать - проверяется в основном оформление и сметы (для бюджетных объектов). Сами чертежи в экспертизу даже не берутся. В экспертизу несется ПД, а ПД не подразумевает наличие чертежей. Расчеты зданий и фундаментов сейчас выполняются в программных комплексах, а не в ручную. Так что и проверить эти расчеты нереально. Разве что с нуля самому рассчитать. Зато если в пдф документе, сданном в экспертизу не работает гиперссылка, то не пройдет этот документ проверку однозначно. Еще одно учреждение превратилось в паразита, потеряв даже видимость эффективности. Ты главное плати, а заключение мы тебе сделаем. Положительное.
Но все равно количество паразитов на стройке требует больше богу паразитов. НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Два реестра для строителей и проектировщиков. Да-да-да! Хочешь быть ГИП-ом - плати денежку и получишь бумажечку. Хочешь осуществлять строительный контроль или надзор - плати денежку и получишь бумажечку. Причем каждые 5 лет. Причем плати за курсы повышения квалификации, плати за экзамен. Главное плати, а то атата!
Тут еще много чего можно добавить. Статья станет тогда совсем до неприличия огромной. И про сметы и про Минстрой и про эксплуатацию всего построенного. Везде плюс-минус одно и то же.
В итоге потрясающего симбиотического действия всей цепочки - всратое нормативное регулирование, поддельные сертификаты, невозможность осуществления контроля, куча пиявок на каждом шагу (СРО, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, негосэкспертизы, сертификаты), потрясающий непрофессионализм по всей лесенке, нерабочий минстрой (который все это допустил), возможность работать по СТУ, экономия на эксплуатации, запрет проверок "эффективных" частников. Результаты всего этого бардака прекрасно видны всем участникам. То, что дома горят из-за вентфасадов с горючим утеплителем, не работает пожаротушение в горящих зданиях, многочисленные жертвы, многочисленные уголовные дела и судебные разбирательства. Бесконечные реформы и поправки в ФЗ. Полное отсутствие ответственности у участников процесса. Только в ходе самых громких дел разбирательства оканчиваются реальными уголовными сроками, которые назначаются крайним в цепочке. Вот, например, перечень правок в Градостроительный Кодекс:
Это нормально, когда за год в главный документ на стройке вносится больше десятка изменений?
Если не навести порядок в этом бардаке, то последствия будут все жестче и жестче с каждым годом. Сейчас на радость юристам все суды забиты делами, связанными со стройкой. Вот уж кому радость - писать договоры подряда на 100 страниц, заниматься написанием досудебных претензий или ответом на них. Читать обновы и разъяснения к 223-ФЗ. Только строить-то кто будет?
Автор - Pavel_V