Спустя некоторое время после распада Союза начало происходить общее переосмысление истории 20 века. Возьмём к примеру Басмачество. Они стали рассматриваться как некое партизанское движение народов Средней азии, развёрнутое против тоталитарной советской власти. Обратная ситуация наблюдалась в советских фильмах и журналах. Уже там они представляли собой натуральных кровожадных злодеев, убийц и беспринципных грабителей. Но кем же на самом деле были борцы с властью Советов в Туркестане и почему большевики не могли с ними справиться на протяжении целых двадцати лет. Об этом поговорим далее.
Начинается всё ещё в имперские времена. Тогда Туркестан захлестнуло Андижанское восстание. Вследствие социально - экономических проблем там начали формироваться мусульманские общественные организации. Но революционерами они не были, своё будущее они видели в качестве автономии Российской империи и Петрограду были весьма лояльны.
Всё изменилось в 1917 году. Тогда в местных Советах стали набираться популярность идеи левые эсеры и большевики. В том же году произошли бои между меньшевиками и большевиками, в результате которого фактическую победу одержали последователи Ленина. В Ташкенте был образован Революционный комитет для скорейшего распространения власти Советов на всю территорию Туркестана. Не согласные с властью большевиков скооперировались в Коканде и объявили там автономию. Они не стали открыто выступать против большевиков, ограничившись заявлением, что поддержат ту власть, которая сможет довести страну до выборов в Учредительное собрание.
Только вот большевики мириться с Кокандской автономией не собирались. В 1918 году начинается красноармейский поход на Коканд, под командованием Фёдора Колесова. Уже через месяц мусульманское правительство было разгромлено. Столкновения между местным населением и Красной армией были крайне ожесточёнными. В марте этого же года Колесов предпринимает поход на Бухару, независимость которой кстати была признана Московой. В итоге кроме очередного разбоя из этого похода совершенно не получилось. Эмират советской властью был завоёван только в 1920 году.
Именно после падения Кокандской автономии и образовались мусульманские отряды партизан, которых в будущем и будут именовать басмачами.
В советской пропаганде образ басмача был прост - это были люди, отличавшиеся особой жестокостью и являвшиеся ярыми противниками коммунистического прогресса, так в советских умах и формировался образ басмача. А вот боровшиеся с ними красноармейцы представлялись как некие миротворцы Туркестана.
Независимо от того, кем представлялись басмачи в умах населения Союза участниками данного движения были представители всех народов многонационального Туркестана. Вооруженные отряды басмачей пополнялись как за счет потомственных кочевников - скотоводов, которые имели преимущественно тюркские или монгольские корни, так собственно и за счет ираноязычных земледельцев.
Руководители отрядов басмачей действительно иногда были сходным с описанием советской пропаганды. Зачастую это были бывалые разбойники, имевшие за плечами уже многие года тюремного заключения. Ну а во второй половине случае во главе отрядов вставали бывшие чиновники из разгромленных эмиратов, которые в потере своего положения винили исключительно красноармейцев. В основном среди басмачей было мало людей, связанны с политикой. В их отряды они вступили, из-за того что Гражданская война принесла боль, хаос и разруху в их дома. Они тоже винило в этом большевиков и легко поддались призывам лидеров басмачей поскорее присоединиться к «джихаду».
Сами красноармейцы только подпитывали их ненависть, часто занимаясь грабежами, разбоем и мародёрством. Командующий Ферганским фронтом об этой ситуации писал так:
«Ограбленные родственники убитых и изнасилованных, избитые — всё это превращалось в кровавых мстителей, и так как мстить приходилось не отдельным личностям, а «советским войскам», то мстители вступали в ряды противной стороны, то есть к басмачам».
Красная армия принимала тактику, сходной Тамбовской, т.е. попросту брала жителей кишлаков в заложники. Вражда населения к ним от этого становилась только сильнее. В общем и целом борьбу басмачества можно сравнить с выступлениями против большевизма в самой России, только вот в этом случае ситуацию осложняли религиозный и этнический подтексты.
Перелом в схватке большевиков и басмачей случился только в годы НЭПа. Так же в те годы большевики всё-таки стали активно работать с мусульманским духовенством. Огромную роль сыграло и наведение дисциплины в тех частях Красной армии, которые дислоцировались в Туркестане. В 1930е годы состоялись успешные походу против последних частей басмачей в пустыне, в результате которых советская Средняя Азия наконец ощутила на себе атмосферу мира и спокойствия.