Описываю свое личное мнение, основанное на своей многолетней практике. Я профессиональный архитектор и дизайнер. Закончила известный архитектурный институт – МАРХИ, занимаюсь своим любимым делом с 2007 года.
Сейчас мы разбираем ситуацию, когда клиент не знает, чего хочет.
Да, он может говорить, что ему много всего нравится. Но на чем-то одном не может остановиться или не может сформировать четкое пожелание даже с помощью архитектора.
Сразу скажу, что угодить такому клиенту невозможно, ему все будет не нравится, проект не будет закончен или затянется, а клиент может остаться неудовлетворенный результатом, в этом-то и сложность.
Главные признаки такого клиента:
1. В техзадании не учтены пожелания по стилистике, основные функциональные параметры. Даже с помощью архитектора, заказчик не может определиться с основными запросами.
2. Картинки, которые присылает клиент, между собой не имеют ничего общего. Такому заказчику может нравиться и минимализм и шебби-шик, и брутальный лофт и деревенский стиль, и темное и белое, и все это в студии размером 40 метров квадратных. То есть в подборке невозможно уловить что-либо общее, а клиент не может остановиться на чем-то одном.
3. Бесконечные правки.
Заказчик не может определиться с итоговой планировкой, светом, стилистикой, мебелью, ему надо больше и больше вариантов. Хочется пересмотреть все, вместить как можно больше шкафов, просмотреть все возможные и невозможные варианты на всякий случай и в неограниченных количествах, так как нет четких пожеланий.
В проекте всегда предлагается несколько вариантов, речь именно о том, когда заказчик не может остановиться и каждый этап растягивает на несколько месяцев обсуждения с бесконечными правками.
Бывает еще такое, что в маленьком помещении очень много правок, так как зачастую пытаемся вместить столько вещей и спальных мест для которых необходимо большее пространство. Есть рекомендуемые параметры для определения объема жилого дома в эконом и среднем сегменте, это 40 метров квадратных на одного человека, плюс рабочий кабинет. Если восемь человек поселить в доме 90 метров квадратных, то придется постараться чтобы разместить все спальные места и вещи для удобного хранения и пользования. То есть, если изначально ничего не влезает, то было выбрано пространство не самое подходящее.
Другие правки могут быть связанны с поиском стилистики. Если с планировкой мы еще можем ограничиться стандартными параметрами по размеру спальных мест, по габаритам бытовой техники, то со стилистикой таких ограничений нет, если в техзадании нет четких пожеланий.
Процесс обсуждения с клиентом может затянуться до бесконечности, что послужит для дизайнера упущенной выгодой. Вместо того, чтобы брать в работу новые проекты, дизайнер вносит бесконечные изменения.
Что делать в этом случае архитектору и дизайнеру:
1 вариант – расторгать договор, не упускать выгоду.
Есть такое понятие как упущенная выгода, которая может появиться из-за слишком затянутых согласований и бесконечных правок заказчика без дополнительной оплаты, когда архитектор начинает работать себе в убыток.
2 вариант – брать за дополнительные варианты доплату. Оплата за дополнительные варианты и правки регулируется договором и выстроенными взаимоотношениями с клиентом.
3 вариант – делать в соответствии с договором и имеющимся техзаднием, в том объеме в каком есть на момент подписания, и закрывать проект. То есть, если нет четких пожеланий по стилистике, то делать на свое авторское усмотрение. И это должно регулироваться договором. Но в этом случае клиент может остаться недовольным, и виноватым в глазах заказчика будет дизайнер, а не он сам, который четко не сформировал свои пожелания.
4 вариант – сделать паузу в проекте. Дать заказчику время на раздумья с четкой договорённостью, что будет подготовлено четкое техзадание. Но на такой расклад не всегда стоит надеяться, так как проблема с тем, что клиент не знает, чего хочет - обычно не связана с его свободным временем, чаще всего это более глубокая проблема.
5 вариант – делать бесконечные правки, терять в деньгах, работать в убыток, расшатывать свою нервную систему или постигать дзен.
Лично я всегда предпочитаю доводить проект до конца, искать компромиссы даже в таких сложных ситуациях.
Почему дизайнер не может сказать заказчику какой стиль ему подходит, что ему понравится? Потому что за конкретного человека никто лучше него не знает - на ком жениться, какую профессию выбрать, и какой цвет стен ему понравится.
Возможно, коучи или психологи помогут с этим определиться, но это точно не работа дизайнера!
Что могу посоветовать заказчику я как архитектор и дизайнер:
1. Необходима насмотренность, которая формирует понятия о современных тенденциях, чувство вкуса и в ходе изучения различных интерьеров может появиться осмысленность в каком именно пространстве лично вам хотелось бы находиться.
Могу порекомендовать: зарегистрироваться в Pinterest, изучать зарубежные интернет медиа ArchDaily, Architectural Digest, различные российские интернет порталы посвященные дизайну, посещать тематические выставки, интерьерные салоны, путешествовать по различным странам.
2. Создавать подборку понравившихся изображений, фотографий, текстом выписывать необходимые пункты что необходимо учесть в доме и интерьере. Уметь из великого многообразия останавливаться на чем-то одном.
3. Четко определять бюджет на реализацию проекта и уметь расставлять приоритеты. Например, важна дорогая сантехника и свет, но экономим на мягкой мебели так как в квартире большой летающий попугай и маленькие дети.
4. Если не знаете, что вам лично подходит для жизни (какой дом, интерьер, стиль) – прислушайтесь к собственным ощущениям. Когда цвет стен, стилистика и т.п. ваше – вы будете ощущать состояние покоя, легкости и уверенности. Не возбуждения, не тяжести, а покоя, легкости и уверенности. Доверьтесь своим ощущениям. Это мой совет как архитектора с многолетней практикой работы с клиентами.
Я, конечно, могу убедить заказчика в выборе, но не буду этого делать, так как спустя время клиент поймет, что это был не его выбор и будет не удовлетворён результатом, а ему жить в этом доме, интерьере, и, возможно, всю жизнь.
5. Если проблема с выбором глобальна, а по моему опыту работы с людьми обычно проблема выбора проявляется и в других сферах жизни, обратитесь к психологу или коучу, который поможет понимать себя и слышать свои собственные желания, и исходя из своих желаний делать выбор и принимать ответственность за свой выбор.
Я описала самую сложную категорию клиентов для архитекторов и дизайнеров.
Был ли у вас подобный опыт в роли заказчика или архитектора?