Мне нравятся произведения Ф. М. Достоевского за их психологизм (очень глубоко, живо, нетривиально прописаны личности героев, местами этиология и патогенез их психических проблем, ролевые модели или схемы в отношениях) и за то, что автор не даёт однозначную оценку героям, оставляя читателю пространство для собственного анализа.
Действие романа "Бесы" происходит примерно в середине 19 века. Тогда ещё основной формой правления в Российской империи была абсолютная монархия. Однако часть дворянской молодёжи, бывавшая в те времена довольно часто на Западе и впитывавшая тамошние идеи, решила поспособствовать смене самодержавия на социализм, когда государством управляет не император, а "союз вольных коммун". Одной из идей социализма был нигилизм - деструктивная философия, которая ставит под сомнение (в своей крайней форме - абсолютно отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.
Путём революции социалисты-нигилисты планировали свергнуть самодержавие, отказаться от традиционных ценностей, скрепляющих народность, свести к нулю влияние религии, а в основу мировоззрения масс положить атеизм.
Представители дворянского сословия, обладая необходимыми возможностями, организовывали кружки, деятельность которых была направлена на внедрение социалистических идей и организацию бунтов.
В неком небольшом уездном городе тоже образуется такая группа нигилистов, неоднородная по возрасту и сословию, во главе которой стоит Пётр Верховенский.
Верховенский, немало времени проживший на Западе, приезжает в этот город, откуда он родом, и начинает баламутить сознание общественности своими интригами и заговорами. Он подбивает участников группы на богохульные действия, распространение агитационных листовок среди рабочих, убийство неугодных - искусно манипулирует людьми, оставаясь теневой фигурой, "серым кардиналом". При этом, ему необходимо представительское лицо. В этой роли Верховенский видит своего приятеля Николая Ставрогина - дворянина, тоже родом из этого города, обладающего всем необходимым: и харизмой, и финансами, и, как ему кажется, достаточной степенью цинизма, чтобы быть толерантным к безнравственным действиям их тайного общества.
Однако некоторые члены общества, поначалу охваченные энтузиазмом, что вершат социальную справедливость, постепенно вступают в конфликт со своей совестью, потому как способы достижения этой справедливости всё меньше начинают им нравиться. Верховенский, опасаясь распада общества, по совету Ставрогина, данному то ли в шутку, то ли в серьёз, скрепляет их союз тайной убийства одного из членов кружка. Жертвой оказывается Иван Шатов, пожелавший выйти из общества.
О членах общества, тех что благоговели перед Верховенским и считали его своим кумиром, Достоевский так пишет в романе:
"Беспрерывное упоение победой и сознание, что нет над тобой победителя — вот что их увлекало".
Пётр Верховенский - истероидный психопат. Он имеет обиду на отца, (не ясно до конца, отец то ли родной ему, то ли приёмный), потому как тот после смерти матери, отдал его на воспитание тёткам и практически не интересовался его судьбой, не выделял деньги, пропивая их и проигрывая в карты. Не зная любви и семьи, Пётр Верховенский не разделяет этих ценностей, он глубоко разочарован в людях, в набожности, кажущейся бутафорской. Его интересует только власть, получаемая посредством манипулирования другими, ощущение своего всемогущества.
Николай Ставрогин поначалу поддался деструктивным идеям, царившим в кружках нигилистов, которые, вырвавшись из оков религиозной морали, ушли в иную крайность - отрицание не только религии, но и общечеловеческих ценностей, таких как половая неприкосновенность несовершеннолетних, семья, верность, честь, жизнь.
Николай Ставрогин - нарциссическая личность, страдающая от дисфорических состояний, скуки и стремящаяся вызвать в себе воодушевление разными деструктивными способами - такими, как разврат, общественные провокации, парасуицидальное поведение.
Автор так описывает его натуру:
"... в Сибири с одним ножом ходил на медведя, любил встречаться в сибирских лесах с беглыми каторжниками, которые, замечу мимоходом, страшнее медведя. Сомнения нет, что эти легендарные господа способны были ощущать, и даже, может быть, в сильной степени, чувство страха, — иначе были бы гораздо спокойнее и ощущение опасности не обратили бы в потребность своей природы".
"Он бы и на дуэли застрелил противника, и на медведя сходил бы, если бы только надо было, и от разбойника отбился бы в лесу — так же успешно и так же бесстрашно, как и Л—н, но зато уж безо всякого ощущения наслаждения, и единственно по неприятной необходимости, вяло, лениво, даже со скукой".
При жажде риска в его характере не было импульсивности: "При бесконечной злобе, овладевавшей им иногда, он все-таки всегда мог сохранять полную власть над собой".
После совершения развратных действий с девочкой 10-11 лет, Ставрогин начал задумываться, а на верном ли он пути? Куда ведёт его пренебрежение к общечеловеческим ценностям? Этот внутренний конфликт разъедал его изнутри. Потом состоялся судьбоносный диалог с Шатовым, к которому Николай пришёл, чтобы предупредить о заговоре. Шатов убедил его сходить на исповедь к отцу Тихону. Ставрогин даже назвал Шатова психологом - так точно он отразил в разговоре, что в душе у него, пробив толстый слой защитных механизмов. Только Ставрогин так и не смог себя простить и в заключение повесился, не в силах разрешить нравственный и экзистенциальный кризис.
Классик рисует нам портрет Ставрогина не как конченного подлеца, а как чувствующего и сомневающегося: он видел, какой жизнью живут крестьяне, рабочие, сочувствовал им, общался на равных, желал для них перемен, потом, примкнув к анархистам - нигилистам, попробовал жить в русле их безбожия и нравственной нечистоплотности, что в результате ещё сильнее подломило его, показав, что это путь в никуда.
Каждому герою Достоевский оставляет шанс для духовного роста, несмотря на ошибки прошлого.
Немецкий философ М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
В. Франкл тоже указывает на это в своей книге "Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ":
"Если игнорировать духовное и поэтому оказаться вынужденным игнорировать также и волю к смыслу, то можно лишиться ценнейшего средства, доступного терапевту.
...в последние десятилетия человечеству достаточно много доказывали, что у него есть инстинкты. Сегодня, кажется, пришло время напомнить человеку о том, что у него есть ещё и дух. И психотерапия, тем более перед лицом коллективного невроза, первой должна об этом вспомнить".
В современном обществе также просматривается стремление к упрощению, редукции в понимании человека. "В человеке видят только "голую обезьяну", движимую основными инстинктами.
"…ошибка возникает только тогда, когда мы берёмся утверждать, что куб — это квадрат и ничего больше. Таким образом мы "редуцируем" куб до квадрата, проецируя его из более высокого, третьего, пространственного измерения в более низкое...
..."пространство" человеческого a priori выносится за скобки, и человеческие феномены проецируются на "плоскость" субчеловеческого".
Подводя итог, отмечу, что Достоевский критиковал не социализм, а идеи нигилизма. В своём романе он показал, что такой путь приводит к росту суицидов, к разложению личности человека и всего общества в целом.
В героях своих произведений классик сталкивает разнонаправленные тенденции - конфликт безбожия, например, и едва ли не святости, донося до нас идею об идеале целостностности человеческой личности.
Интересны и факторы, побуждавшие дворянский сытый бомонд объединяться в подобные союзы. В романе Достоевского это и скучающие, развращенные барчуки, и сочувствующие бедным, и выходцы с Запада, пропитанные западной идеологией, и находящиеся в духовном кризисе, и обиженные на своих родных, и просто мародеры, жаждущие анархии и насилия.
Коллективный Запад является генератором и поставщиком в другие страны многих идей, и далеко не все эти идеи способствуют благополучию общества. Потом от них отказываются, поставив чудовищные эксперименты на широких массах (вспомним "евгенику" - учение, зародившееся в США, об улучшении человека при помощи искусственного отбора, ставшее основой идеологии нацистской Германии).
К любым идеям нужно относиться критически, с учётом принципа реальности и отдалённых последствий.
* фото из сериала В. Хотиненко "Бесы".