Найти тему
diletant.media

Сними очки, или Трудная жизнь близоруких

Дворяне со слабым зрением скорее предпочли бы передвигаться по улице на ощупь, чем надеть очки. Использование этого аксессуара долго считалось дурным тоном.

Барон Антон Дельвиг был поэтом-романтиком и литературным критиком, но в историю вошёл, в первую очередь, как друг Александра Пушкина — они вместе учились в Царскосельском лицее. На своём известнейшем портрете Дельвиг запечатлён в очках, но носить он их начал только во взрослом возрасте, хотя видел плохо с детства. Дело в том, что лицеистам настрого запрещалось надевать очки. Взгляд сквозь стёкла считался оскорбительным и наглым, особенно если младший смотрел на старшего. Поэтому учиться Дельвигу было непросто. Но был и другой аспект. Сам Дельвиг позднее рассказывал, что в ту пору все женщины казались ему невероятно красивыми, и каким же было разочарование, когда он выпустился из лицея и наконец «прозрел».

Антон Дельвиг. (Wikimedia Commons)

В романе Дмитрия Мережковского «Александр Первый» князь Голицын, ближайший сподвижник императора, отчитывает племянника Валерьяна: «И свою карьеру испортил, и меня, старика, подвёл». А племянник всего-то пришёл в очках на дворцовый выход. Такую дерзость в высшем обществе не прощали. Впрочем, карьеру Валерьяна в итоге погубили не столько очки, сколько принадлежность к обществу декабристов. Очки балансировали на грани табуированного и неприличного вплоть до второй половины 19 в., хотя использовать в Русском государстве их начали не позднее 16—17 вв. Свои очки не производили, но выписывали из-за рубежа. Чаще всего в роли заказчиков выступали монахи — вероятно, потому что монастыри были центрами книгописания, и острое зрение там особенно ценилось. Простые очки стоили не очень дорого и предметом роскоши не считались. Ношение очков в уединении не порицалось: дворяне тоже могли спокойно использовать очки дома, в кругу семьи. Трудности наступали только после того, как дворянин переступал порог своего жилища. Спорная репутация была не только у очков классической формы, но и у лорнета — пары линз с рукояткой. По светским правилам, если нужно было что-то рассмотреть, лорнет подносили к глазам и сразу же убирали, не задерживаясь. Обратное считалось непристойным разглядыванием. В театре стоило направлять лорнет, бинокль, или зрительную трубу только на сцену, изучать с их помощью зрителей в зале — дерзость. А уж смотреть таким образом на незнакомых дам — дерзость неслыханная. Этим, кстати, злоупотреблял Евгений Онегин: «Двойной лорнет скосясь наводит // На ложи незнакомых дам…».

-2

Самокиш-Судковская Е. П. Иллюстрация к «Евгению Онегину», 1908 г. (Wikimedia Commons)

Официально носить очки при дворе разрешил Александр II. Чем ближе становился 20 в., тем чаще можно было наблюдать очки на официальных портретах — даже государственных деятелей. Например, очки никогда не снимал Константин Победоносцев. Он запечатлён в них и на юношеских снимках, и на более возрастных, и даже в присутствии членов императорской семьи. Великий князь Константин Николаевич, младший брат Александра II, позировал в пенсне.

-3

Константин Победоносцев. (Wikimedia Commons)

-4

Великий князь Константин Николаевич. (Wikimedia Commons)

При этом не существует ни одного изображения, где очки, лорнет или что-то в этом роде использовал бы российский монарх. Хотя зрение далеко не всех из них было хорошим. Алексей Михайлович читал в очках, Екатерина II работала с документами в очках или с лупой, Александр I использовал лорнет (чего жутко стеснялся). Свои серебряные очки в футляре из кожи акулы Екатерина II подарила вице-губернатору Санкт-Петербурга Петру Новосильцеву — после того, как узнала о «головной его болезни». Об этом свидетельствует гравировка на очечнике. Сейчас очки Екатерины II хранятся в Государственном историческом музее. Мотив императрицы исследователям не вполне ясен: то ли она уколола Новосильцева, намекнув, что нужно думать о службе, а не жаловаться на болезни, то ли искренне позаботилась о вице-губернаторе.

-5

Фёдор Тютчев. (Wikimedia Commons)

Очки чуть не рассорили великого князя Константина Николаевича и Фёдора Тютчева. 20 декабря 1859 г. Тютчеву доставили от великого князя посылку. Презент предназначался для грядущего бала. Внутри почему-то лежали очки. Тютчев долго не мог понять, что имеет в виду Константин Николаевич. В итоге Фёдор Иванович решил: великий князь намекает, что поэт не заметил его на предыдущем балу, и призывает в этот раз быть внимательнее. Тютчева это задело, и он разразился стихотворением, которое завершалось строками: «Для этих звёзд очков не надо, // И близорукий видит их…». Однако выяснилось, что великий князь всего лишь хотел, чтобы Тютчев использовал очки как элемент маскарадного костюма.