Из Библии мы очень мало знаем о периоде жизни Моисея в Египте – когда он был великим могущественным правителем, вторым человеком после фараона. Но история сохранила много сведений о человеке, которого мы знаем, как пророка и боговидца, вождя Израиля.
Итак, все по порядку.
Библейская хронология относит Исход евреев из Египта к XV веку до н.э. Первая книга Царств, 6 глава, устанавливает, что между Исходом евреев и строительством храма Соломона, которое началось в 967 году до нашей эры, прошло 480 лет. Таким образом, Исход приходится на 1446 год до нашей эры. Вход Израиля в Ханаан произошел 40 лет спустя, в 1406 году до нашей эры. Эти временные рамки Исхода, основанные на библейском тексте, удивительно хорошо согласуются с археологическими данными. Например, в "Письмах Амарны", датируемых шестнадцатым веком до нашей эры, запаниковавшие ханаанские вожди описывают вторжение народа, называемого хабиру, то есть евреев, который захватил все земли.
Письма Амарны, или амарнские таблички, это дипломатическая переписки между администрацией Египта и ее представителями в Ханаане и Амурру. Охватывают период продолжительностью не более тридцати лет между 1360 и 1332 годами до нашей эры. Письма были найдены в Верхнем Египте в эль-Амарне, современном названии древнеегипетской столицы Ахетатона, основанной фараоном Аменхотепом четвертым, царствовавшим в 1350-1330 годы до нашей эры.
Аменхотеп IV был фараоном, в правление которого Израиль вошел в Землю Обетованную. Его отец, Аменхотеп III, был фараоном во время путешествия Израиля по пустыне. Его отцом был Тутмос IV. Сын Тутмоса IV, Аменхотеп II и есть фараон, при котором Израильский народ вышел из Египта.
Моисей бежал в пустыню, когда Египтом правил Отец Аменхотепа II Тутмос III. Мачеха Тутмоса III, царица Хатшепсут, впоследствии стала могущественной правительницей. Именно она является приемной матерью Моисея, принца Египта.
В Библии говорится, что Моисей прожил 120 лет и что его жизнь была разделена на три равные части. Первые 40 лет он провел как принц в Египте, затем еще 40 лет – как изгнанник в Мадиаме, а последние 40 лет – как предводитель израильтян. Моисей умер незадолго до того, как израильтяне вошли в Землю Обетованную. Если применить эту деталь к дате вступления Израиля в Ханаан (около 1406 г. до нашей эры), то рождение Моисея приходится примерно на одна 1526 г. до нашей эры. Это позволяет отнести его рождение к периоду правления фараона Тутмоса I. От этого фараона родились дочь Хатшепсут (рожденная от его великой царской жены Ахмосе) и сын Тутмос II (рожденный от его другой жены Мутнофрет). Чтобы обеспечить своему сыну место на египетском троне, умирающий Тутмос I заставил своего 18-летнего сына жениться на своей 24-летней сводной сестре.
Совместное правление Тутмоса II и Хатшепсут в качестве его сестры-царицы было недолгим. В браке с наложницей Исет у Тутмоса II родился наследник – Тутмос III.
Тхутмосу III было всего 2 года, когда умер его отец. Его мачеха Хатшепсут была соправительницей Египта в течение 22 лет.
Египтолог Уильям Флиндерс Петри отметил, что деятельность Хатшепсут была посвящена мирным предприятиям. Одна из надписей на фасаде ее храма в Спеос Артемидос гласит: "Мой дух склонился к чужеземцам... люди Рошау и Иу не скрывались от меня". Другая надпись описывает Хатшепсут как сердце, полное любви. Эти необычные чувства хорошо согласуются с библейским описанием дочери фараона, которая воспитывает чужеземного ребенка и возводит его в ранг принца.
Египетские записи показывают, что этот человек был явно не царского рода. Однако к концу своей жизни в Египте – до своего таинственного исчезновения около 1480 гг. до нашей эры – он поднялся до самых высоких ступеней египетского общества.
Этого принца обычно называют Сененмутом или Сенмутом.
Сенмут – изначально не царственный человек поразительным образом получил почти 90 титулов, дарованных ему Хатшепсут, включая наследственного коронованного принца Египта, единственного спутника, повелителя всех людей, начальника всей земли, королевского визиря и главного королевского архитектора.
Царские назначения Сененмута были следующие: главный управляющий, который вел все дела царя, доверенное лицо царя, тайный советник правой руки, главный управляющий принцессы Нефруры – дочери Хатшепсут. Административные титулы Сененмута включали: носитель царской печати, управитель Амуна, смотритель зернохранилища Амуна, смотритель хранилища Амуна. Сененмут также был начальником пророков в Гермонтисе.
Нецарское происхождение Сененмута широко известно. Его родители не носили царских титулов, а его отец, умерший до того, как Сененмут достиг значительной власти, был похоронен очень просто.
Сененмут участвовал в военных кампаниях в стране Куш, Эфиопия, во время правления Тутмоса первого. Для тех, кто знаком с классическими историями жизни Моисея, это важно, потому что, хотя его подвиги в Эфиопии не упоминаются в Библии, о них подробно рассказывают некоторые классические историки.
Иосиф Флавий посвятил целую главу Иудейских древностей военным подвигам Моисея в Эфиопии. Аналогичный рассказ содержится у еврейского историка III века до нашей эры Артапана.
Самым ярким свидетельством того, как невероятно близки были Сененмут и Хатшепсут, является отношения между Сененмутом и дочерью Хатшепсут, Неферуре, которую он опекал. Несколько статуй изображают юную принцессу Неферуре, сидящую у него на коленях.
Есть еще одна примечательная особенность, которую часто отмечают для человека, занимающего столь высокий пост: отсутствие жены и детей. Но это хорошо согласуется с библейским рассказом о Моисее, находившемся при египетском дворе.
Одним из величайших достижений, приписываемых Сененмуту, является его должность царского архитектора, наблюдавшего за строительством грандиозного комплекса усыпальниц Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Этот комплекс, построенный на фоне скалы, остается одним из настоящих чудес древнего мира, известным своей архитектурной пропорциональностью и совершенством. Он состоит из большого дворового комплекса с колоннами, сосредоточенного вокруг внутреннего святилища Джесер Джесеру.
Помимо строительства комплекса усыпальниц Хатшепсут, Сененмут, как и любой высокопоставленный член египетской администрации, построил свой собственный комплекс из двух гробниц. Эти гробницы содержат несколько интересных и уникальных элементов, таких как подробная звездная карта на потолке – самая ранняя звездная карта, когда-либо обнаруженная в Египте, что дает основания предполагать, что Сененмут был также астрономом.
Но Сененмут так и не был похоронен в своей гробнице. Его гробницы даже не были закончены, а наоборот, были преждевременно закрыты. Украшенная камера в одной гробнице была заброшена и запечатана, а его кварцитовый саркофаг остался незавершенным в другой гробнице.
Похоже, что Сененмут по какой-то причине полностью исчез без следа.
Внезапное исчезновение Сененмута стало загадкой для египтологов на протяжении десятилетий.
Стандартная высокая хронология, согласно которой начало правления Хатшепсут и Тутмоса III приходится на 1504 г. до нашей эры, относит последнее упоминание о Сененмуте примерно к 1486 г. до нашей эры – то есть к сороковому году жизни библейского Моисея.
Исчезновение Сененмута – это еще не конец истории. После его ухода многие его памятники и надписи подверглись проклятию, намеренному стиранию, проклятию памяти. Интересно, что та же участь постигла и памятники Хатшепсут.
Египтолог профессор Алан Шульман писал, что две его гробницы очевидно подверглись тщательному вандализму, а его имя и портреты были злонамеренно и мстительно удалены. Великолепный кварцитовый саркофаг, который был найден в его первой гробнице, был разбит на фрагменты. Сененмут стал жертвой чьей-то непримиримой ненависти.
Однако стирание памяти не было совсем полным. Несколько статуй Сененмута и надписей сохранились. Одна из них гласит: Управитель Сенмут, который вышел из потопа и которому было дано затопление, чтобы он мог управлять им, даже Нилом.
Сопоставляя жизнь правителя Сененмута и пророка Моисея, можно с большой долей уверенности утверждать, что это один и тот же человек.