"Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться".
Известный монолог Гамлета. Что можно еще сказать о бессмертном произведении? Есть разные жарны: трагедия и хрокика. В Гамлете они переплетены. Сейчас будут примеры!
Черты трагедии: Смерть частных людей бытового характера.
Черты хроники: Погибают лишь герои.
Примеры: Лаэрт получают ранения отравленным клинком, а вино с ядом случайно выпивает королева и умирает. Лаэрт перед смертью открывает принцу замысел короля, Гамлет убивает Клавдия и умирает сам.
Черты трагедии: Состояние души героя выражено появлением душ, призраков.
Черты хроники: Состояние души известно по характеру сна.
Примеры: Появление призрака отца Гамлета.
Черты трагедии: После гибели трагического героя погибает весь мир.
Черты хроники: После гибели тирана жизнь государства продолжается.
Примеры: В последние минуты своей жизни Гамлет узнает обо всех злодеяниях своего дяди и, собравшись с последними силами, убивает Клавдия шпагой, после чего погибает сам. Погибла и Гертруда, королева-мать. Она по ошибке выпила яд, предназначавшийся для Гамлета. Заканчивается произведение появлением принца Норвегии Фортинбраса (отныне он – единственный наследник престола Дании) и дипломатов Англии.
Общее для хроник и трагедии – одержимость Гамлета отмщением.
Испытание Гамлета Властью, Любовью, Знанием.
Власть: Трагедия Гамлета нравственная. Он страдает за грехи человеческие, но не за утерянный трон. Он борется не за власть, а за справедливость. И борется в одиночку.
Любовь: Гамлет не хочет оставлять надежду девушке, поэтому категорически заявляет, что не просто разлюбил ее, а никогда и не любил. Любовь Гамлета не выдерживает испытаний. Он отказывается от нее, когда считает, что должен сосредоточиться только на мести. И только, когда герой теряет возлюбленную навсегда, то понимает, как сильно ее любил.
Знание: Гамлет прошел долгий путь от искуса абстрактного знания через разочарование к моральному открытию. Перевести знание в действие оказалось чрезвычайно трудно. Именно это знание бесплодности борьбы удерживает Гамлета от действий. Не хочет знать того, что кажется.