Когда речь заходит о продвижении услуг учреждений культуры, у некоторых возникает острый когнитивный диссонанс. С одной стороны, возмущение "старых работников культуры" (вспомним фильм "Старый Новый год"!) поддаётся логическому объяснению: где - культура и где - рынок (а слово "маркетинг" дословно переводится как "рыночная деятельность")? Но в 21 веке на рыночные рельсы встало практически всё. Продавать культуру - звучит неприятно. Но без продвижения культурные ценности просто не дойдут до аудитории!
Итак, культуре маркетинг необходим. Заявляю это ответственно, как дипломированный маркетолог и как профессиональный литератор. Однако маркетинг культуры - это вовсе не "впаривание чего угодно кому угодно", как думают некоторые. Маркетинг культуры - это, в первую очередь, выстраивание отношений между культурными объектами (учреждениями и авторами) и аудиторией. А ещё, что немаловажно и отличает маркетинг культуры от других его видов - формирование этой аудитории, в какой-то степени - её воспитание.
Действительно, культурный продукт (книга, спектакль, фильм и т.д.) не относится в классической теории Маслоу к базовым потребностям, таким, как еда, жильё, безопасность. При недостаточно высоком уровне образования и развития человек может не осознавать свои культурные потребности, "не дорасти" до них. И в том, чтобы помочь ему понять важность литературы, театра, музыки и состоит сверхзадача, миссия деятелей культуры. Маркетинг им в этом способен помочь, но необходима разработка стратегии и тактики взаимодействия с аудиторией, которые включают в себя:
- анализ целевой аудитории (существующей и потенциальной);
- анализ "конкурентов" (развлекательных, досуговых, культурных альтернатив);
- SWOT-анализ (анализ возможностей и угроз);
- создание плана работы;
- регулярный мониторинг достигнутых результатов и корректировка плана.
Вопросы о продвижении культурных проектов, произведений искусства, учреждений культуры Вы можете задавать в комментариях к этой статье. Предлагайте новые темы в области маркетинга культуры (и культуры маркетинга!), которые Вас интересуют - и я расскажу о них в будущих статьях.
Вы можете обратиться ко мне за личной консультацией ВКонтакте. И обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Зинаида Варлыгина, писатель, маркетолог, член Русского ПЕН-центра, специалист в области маркетинга культурных проектов