Найти в Дзене
Полина Темирчева

Том Форд — человек-универсал.

Оглавление

Том Форд — уникальный человек своего времени. История его успеха похожа на какую-то невероятную сказку, в которой каждый его проект показывает гениальность и острый ум этого обычного американского мальчика. Я искренне влюблена в Тома Форда, его идеи, его веру в себя и свой успех и этот неиссякаемый творческий потенциал.

Том Форд
Том Форд

Родился Том Форд 27 августа 1961 года в городе Остин, штат Техас, в обычной семье риелторов. На первый взгляд, это стандартная история про мальчика, который увлекся модой в раннем возрасте, но жил далеко от модных столиц, однако Форд рос в Техасе, довольно консервативном штате с доминирующим положением республиканской партии. В таком месте мальчик, занимающийся модой, – это не что-то типичное и понятное, а, скорее, наоборот, очень странное и презираемое. В одном интервью Том говорил о своём детстве так:

«В детстве, в 60-е, я не был хорош в футболе, я не был хорош в каком-либо виде командного спорта, я не был хорош в стрельбе из пневматического оружия, которое в Техасе впоследствии превращается в дробовик калибра 410, а потом во что-то ещё. Я совсем не интересовался подобными вещами, в связи с чем меня часто дразнили».

Его творческие способности проявлялись с самого детства. В 6 лет он уже переставлял в доме мебель по своему вкусу и давал матери советы по стилю. Проблемы со сверстниками, конечно, сильно влияли на юного Тома, но ему очень повезло с семьёй, которая всячески поддерживала и гордилась его талантами. На самом деле это очень ценно, когда в доме царит такая обстановка, в которой ребёнок может чувствовать себя собой. Штат Техас может и не позволял Тому выделяться и осуждал его, но поддержка семьи и его талант, проявлявшийся с самого детства, сделали из него всемирно известного дизайнера. Просто в очередной раз обращаю ваше внимание на то, что неважно принимают вас или нет, главное уверенно идти к своей цели, как это делал Том Форд.

«Мне кажется, что человек рождается таким, каким он будет на протяжении своей жизни. Лично я родился в маленьком блейзере и маленьких лоферах. Когда я был во втором классе, я не хотел таскать с собой рюкзак с книгами, поэтому ходил с дипломатом. Естественно, меня все донимали. Я был полностью измучен».

Однако мода была не единственным увлечением юного Форда. Он увлекался кинематографом и очень любил всё, что связано с кинопроизводством. В 17 лет он переезжает в Нью-Йорк и поступает в Нью-Йоркский университет на факультет истории искусств, но задерживается там буквально на год, так как перед ним открывается легендарная Studio 54. Форд переезжает в Лос-Анджелес, чтобы попробовать себя в актёрской карьере, а также в роли модели, так как и до сих пор обладает очень привлекательной модельной внешностью. Тем не менее он не оставляет идею о получении высшего образования и, вернувшись в Нью-Йорк, поступает в школу дизайна Парсонс на факультет архитектуры. Именно обучаясь на этом факультете, Том понял, что сфера моды также интересна ему, как и кинематограф. На последнем курсе обучения он отправляется в Париж – где, как не в этом городе, можно набраться опыта в профессии дизайнера одежды. Там он устраивается в модный дом «Chloe», но занимается лишь связями с общественностью.

После окончания университета в 1985 Форд понимает, что архитектура нравится ему не так сильно, как индустрия моды. Однако профессиональное архитектурное образование сильно повлияло на его творческий путь и даже в каком-то смысле помогало ему. Чтобы как-то начать свою карьеру в мире моды, Том устраивается ассистентом к Кэти Хардвик. На самом деле, устроиться на эту стажировку без профильного образования было непростой задачей, и он буквально каждый день звонил в офис Хардвик, чтобы наконец получить эту работу. В какой-то момент Форд стал настолько надоедливым, что Кэти назначила ему встречу, но только с одной целью — избавиться от него раз и навсегда.

«У меня были намерения не дать ему никакой надежды. Я задала вопрос: «Назови своих самых любимых европейских дизайнеров». Он ответил: «Armani и Chanel». Несколько месяцев спустя я спросила его, почему он назвал именно эти имена, на что он сказал: «Я назвал их, потому что в тот момент вы были одеты во что-то от Armani». Стоит ли удивляться, что он получил эту работу?» — признавалась в интервью Хардвик.

Проработав с Хардвик два года, Форд уходит в американский бренд Perry Ellis, в котором ему приходит осознание, что американская индустрия моды не столь перспективна, и если он хочет развить свой творческий потенциал, то нужно отправляться в Европу. Решение покорять европейскую моду было довольно амбициозным, но, надо сказать, оно было очень правильным, потому что у американской моды нет такой богатой истории, а, соответственно, нет определённой айдентики, в которой можно воплощать свои идеи. Европейская мода, в свою очередь, имеет много громких имён, которые создавали уникальный стиль на протяжении нескольких столетий.

-2

В 1990 году Форд становится дизайнером женской линии итальянского дома Gucci и выступает там в роли Мессии, который приходит в погибающий бренд и спасает его своими уникальными решениями. Надо сказать, что это достаточно странная ситуация, где никому неизвестный дизайнер без образования занимает такую важную должность в бренде, который хоть и находится на грани банкротства, но всё равно является важным игроком рынка, но дело было в том, что никто из известных дизайнеров просто не хотел идти в Gucci. Там не было никакой стабильности, однако для Форда это была потрясающая возможность попробовать и показать себя, так как он занялся полной перепрошивкой бренда, перевернув его с ног на голову, и добился невероятного успеха. На самом деле столько, сколько сказано об этом периоде в Gucci, наверно, не сказано больше ни о чём. Форд буквально достал бренд из небытия. С 1990 до 1994 года Том отвечал только за женскую линию одежды и плавно, сезон за сезоном, приобретал свой собственный стиль. Эти коллекции постепенно отходили от канонов бренда.

Ведь что такое Gucci? Это в первую очередь аксессуары. Знаменитые лоферы, сумки, платки, а вот одежда была воплощением итальянского шика, но однообразного и спокойного. 90-е — это время глобальных изменений, время демократизации моды, когда людям хотелось раскрепощения, яркости и цвета. Gucci же, в свою очередь, предлагал ретро силуэты, которые, может быть, и работали в первой половине 80-х годов, но никак не нравились публике 90-х. Форд же начал привносить в бренд американскую свободу. От него ждали классических силуэтов коричневых и бежевых цветов. Форд же хотел чего-то нового. Четыре года в роли дизайнера женской линии — это рождение новой звезды, планомерная работа и подготовка публики к триумфальному показу 1995 года, когда Том заставил буквально всех влюбиться в Gucci и в то, что он там создаёт. С 1994 года он становится полноправным креативным директором и отвечает не только за выпуск коллекций, но и за всю деятельность бренда в принципе.

Коллекция 1995 года — это настоящий бум, где Форд выкручивает градус на максимум. Он создаёт достаточно откровенные наряды, которые многим покажутся вульгарными и безвкусными, но в этом и был успех, потому что такого от достаточно консервативного бренда Gucci никто не ожидал. Форд не просто бездумно раздевал женщин, а наоборот, создавал новый образ, который отражал дух эпохи. Он создавал сексуальную красоту, выражая её с помощью деталей. Тот показ был действительно легендарным, а образами с него до сих пор вдохновляются многие стилисты и дизайнеры. Знаменитые бархатные костюмы ярких цветов, атласные рубашки с глубокими вырезами, заправленные в джинсы, пояс, небрежно спущенный на бёдра, чёрные плащи, лакированные сумки — всё это Том Форд в Гуччи.

Показ 1995 года был огромным инфоповодом в то время и громко заявил и о Томе и о Gucci, а такому ажиотажу также способствовали и знаменитости. Например, Мадонна, которая пришла на премию MTV Music Awards в той самой атласной блузке с показа 1995 года.

Мадонна на MTV Music Awards 1995 года
Мадонна на MTV Music Awards 1995 года

Издание The New York Times писало:

«Сейчас у каждого в Голливуде должны быть бархатные брюки, облегающие бёдра, а замшевые лоферы Horsebit продаются настолько быстро, что Gucci едва успевают их отгружать»

Сам Форд признавался в интервью, что дела действительно идут в гору:

«С того момента, как я начал в Gucci, наши цифры удвоились, затем удвоились, а потом снова удвоились».

Такой рост стал возможным отчасти и благодаря добавлению новых категорий: именно при Форде Gucci начал выпускать мужскую и женскую спортивную одежду, вечерние наряды и мебель. Том проработал в гуччи 15 лет, создав абсолютно новую эстетику бренда, не только в женской одежде, но и в мужской. На самом деле в Gucci до Форда с мужской линейкой одежды дела обстояли ещё хуже, чем с женской, в ней не было никаких новшеств. Форд же можно сказать во многом отходил от классического представления мужкого гардероба, доволяя в него более спортивные и неклассические силуэты, предлагая мужчинам большую свободу в выборе свого собственного стиля. По Форду мужчина не обязательно должен был ходить в классическом костюме, чтобы показать свою мужественность и красоту. Это была не новая мужская мода, а её модернизация. Мужчина Gucci фордовской эпохи смел и открыт, он не боится показывать себя и свою красоту посредством неклассических и общепринятых силуэтов. Том можно сказать стал гидом в откровенность для тех, кто её исконно избегал, этим коллекции итальянского дома и цепляли.

Gucci Форда это провокация через откровенность, которая многим может показаться вульгарной, но на мой взгляд это абсолютно не так. Вся эта эстетика отражала и создавала дух эпохи, дух свободного десятилетия, который выходил за множество рамок. Форд вдохнул жизнь в итальянский дом, привнеся в него откровенную красоту, где эстетика как женского, так и мужского тела облегается одеждой, не скрывающей её, а наоборот показывающей и подчёркивающей. Да, возможно кому-то это кажется слишком, но на мой взгляд это как раз таки то, что всем тогда было нужно.

Как говорил сам Форд:

«Для меня дизайн – это не просто создание красивых вещей, это создание эмоциональной связи и рассказ истории через каждую деталь».

Рост прибыли Gucci подтолкнул Доминика де Соле (исполнительного директора бренда) и Форда ступить на путь покупок и поглощений: так начало строиться то, что впоследствии станет Gucci Group. Первым приобретением в 2000 году стал дом Yves Saint Laurent, где Форд стал креативным директором линий прет-а-порте. Таким образом он был креативным директором сразу двух брендов. Над кутюрными коллекциями в те годы работал сам Сен-Лоран, который любил критиковать Форда, называя его «хорошим маркетологом» и «беднягой, который работает в меру своих способностей». Несмотря на низкие оценки мэтра, доходы дома росли, а коллекции Форда получали в основном положительные отзывы критиков.

Тут хочется отметить, что работа в этих двух домах отличалась друг от друга. Всё-таки Saint Laurent — это французский бренд со своей чёткой айдентикой. Проще говоря, бренд, исконно созданный служить женской натуре, удовлетворять её желания, придавать ей уверенности и делать её красивой. Форд не стал полностью перекраивать Saint Laurent, как это было с Gucci, тем не менее он внедрял коды своего собственного дизайна, выработанного за десять лет в Gucci. Форд с уважением относился к наследию бренда и очень аккуратно добавлял туда свои фишки, осторожно экспериментируя. Его коллекции хорошо встречали как критики, так и покупатели, Форд не только создавал коллекции, но и уделял большое время рекламе, порой даже провокационной, чтобы о бренде говорили как можно больше. Всё складывалось довольно успешно, но в какой-то момент Форду стало слишком тесно в модном доме. С каждой коллекцией он добавлял всё больше себя и своих культурных кодов, затмевая тем самым бренд Saint Laurent и то наследие, которое оставил сам кутюрье-создатель.

Однако в 2004 году положение дел резко изменила борьба за власть в Gucci Group: как объяснял позднее Форд, акционеры хотели получить больше контроля над работой брендов. Такое объяснение не противоречит и официальной версии, согласно которой степень самостоятельности тандема Форда и де Соле «в принятии коммерческих, кадровых и творческих решений» не устроила наблюдательный совет PPR. Долгие переговоры между ними и первыми лицами Gucci и Yves Saint Laurent завершились увольнением последних: на пресс-конференции и де Соле, и Форд признавались, что им «жаль покидать компанию».

Сам форд описывал эту ситуацию так:

«Уход из гуччи был для меня решительным. Я вкладывал в это всё, что у меня было на протяжении 15 лет, и вдруг я будто теряю свою личность. «Кто я такой? Что я делаю?»

Сложно даже представить каким большим ударом для дизайнера это было. Форд не просто создавал одежду для Gucci, а затем и для Saint Laurent, а полностью отвечал за всю деятельность двух модных домов. В случае с Gucci это был настоящий проект, его детище, которому он посвятил 15 лет. Однако было принято решение продвигаться дальше. В апреле 2005 года вместе с доменико Де соле он создаёт свой бренд Tom Ford.

«Я с самого начала осознавал, что мне нужно продвигать свое имя. После ухода из Gucci я подумал: „Я очень горжусь тем, что сделал. Хочу заявить об этом миру, собрать все мои достижения в большую толстую книгу и назвать ее Tom Ford“»

Изначально бренд производил лишь парфюм и аксессуары, которые до сих пор имеют большой успех среди покупателей. Сегодня это огромный бизнес, который приносит невероятную прибыль. В 2006 году он выпускает мужскую коллекцию одежды. Однако в своём бренде Форд придерживался других идеалов. По сути, он создавал одежду для себя — это были классические костюмы, в которые он добавлял различные новые элементы, предлагал клиентам кастомизировать одежду. Его бренд был неким полуателье, где мужчины могли экспериментировать с цветом, материалом и фасоном. В нём не было провокации, это был американский стиль 70-х: яркий, непосредственный и более строгий, в отличие от европейских брендов, но в то же время более стройный и структурированный, в отличие от мужчины в Gucci. Заключённый в рамки классики, но дающий пространство для экспериментов. Это всё такой же смелый мужчина, просто придерживающийся определённых правил.

Женская линия одежды была запущена лишь в 2010 году. В ней Том также продолжал воплощать все свои идеи и представления о женской красоте, периодически отсылая к его прошлым работам. Тут мне хочется сделать важную ремарку о том, что бренд Tom Ford — это логичное продолжение работы в Gucci. Это по-настоящему уникальный кейс, где Том создавал всё практически с нуля. Его работа в Gucci — это не просто место, где он набивал руку, как это часто бывает с новичками индустрии, которые работают на кого-то, набираются опыта, зарабатывают деньги, а потом выплёскивают всё это и весь свой творческий потенциал в собственное имя и бренд. В случае же с Томом, он пришёл в бренд, в котором одежда никогда не была главной, в бренд, который жил за счёт аксессуаров, в бренд, находившийся в упадке и дававший ему полную свободу, он и так воплощал там все свои идеи и получал популярность и признание, создавая новый культурный код бренда. Я уверена, что если бы не конфликтная ситуация с инвесторами, он бы и дальше успешно работал в Gucci, воплощая все свои задумки там. Его собственный бренд стал логичным продолжением 15-летней работы, создавая его, он уже был культовым и уже имел свой отличительный стиль. Подобные ситуации происходят в мире моды нечасто, но именно поэтому в бренде Tom Ford так много Gucci, но это нельзя назвать плагиатом, в своём бренде Форд уже перерабатывал собственные архивы, так как, повторюсь, у него уже была известность и собственная айдентика. На основе всего этого он впоследствии добавит в свой бренд всё то, что не успел воплотить в Gucci, находя новые решения и предлагая новую, с одной стороны, узнаваемую, но с другой — необычную эстетику и стиль.

Том Форд сразу же создаёт абсолютно люксовый бренд, потому что имеет на это полное право, его имя уже громко звучит на протяжении нескольких лет, что в свою очередь с финансовой точки зрения позволяет ему получать невероятную прибыль.

В конце апреля 2023 года Том Форд представляет свою последнюю коллекцию и покидает модный дом. Коллекция была ретроспективна и показала знаковые творения Тома Форда, отсылая к лучшим временам дизайнера. Теперь Том Форд-дизайнер — это исключительно исторический персонаж. Сегодня он активно занимается кинематографом, воплощая в жизнь свою детскую мечту.

После ухода из Gucci Group в 2005 году, одновременно с запуском собственного бренда, Форд основал кинокомпанию Fade to Black, чтобы выпустить в 2009 году ставший широко известным фильм «Одинокий мужчина» по одноименному произведению Кристофера Ишервуда. Фильм был номинирован на 66-м Венецианском международном кинофестивале на награду «Золотой лев», а сыгравший главную роль Колин Ферт — на премии «Оскар», «Золотой глобус», «Независимый дух» и Премию Гильдии киноактеров за роль в фильме. Следующей картиной Форда стал выпущенный в 2016 году психологический триллер «Под покровом ночи», основанный на романе Остин Райт. В фильме сыграли Эми Адамс и Джейк Джилленхол, а сам Форд был номинирован на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. В этом весь Том Форд — человек-универсал, который делает золото из всего, к чему прикасается. Сам Форд говорит о смене своей деятельности так:

«В год у меня было по 16 коллекций и 8 показов на дефиле, где ты постоянно должен заново изобретать колесо: новую обувь, новую сумку, новую вещь, а это всё такое однообразное. Теперь у меня другой бизнес: я успеваю делать упор на качество… Я просто боюсь, что если снова суну ногу в это болото, меня засосёт, и следующие 30 лет пролетят со свистом мимо. После меня останется только гора платьев в музее, а у меня не будет времени на подлинную жизнь».

Сегодня креативный директор бренда — Питер Хокингс, работавший с Фордом 25 лет, ещё со времён Gucci. Его первая коллекция весна/лето 20224 года мне очень понравилась. Это была самая томфордовская коллекция у бренда, которую я видела, как это ни странно. Питер опять же умело поработал с наследием Форда и продолжает делать это до сих пор. Tom Ford — это всё также красиво и уникально, чему я лично очень рада.

На самом деле, Том Форд — это настоящий прецедент в мире моды. Обычный американский мальчик из консервативного штата Техас, который совершил революцию в 90-е и продолжает расти до сих пор. Резко сменив сферу деятельности, он лишь в очередной раз показал свой талант. Творческий потенциал этого человека кажется неиссекаемым, а как раз-таки этот уход на пенсию в мире моды и даёт Тому возможность переключиться. Не поймите меня неправильно, но модный мир так устроен, невозможно угнаться за всеми трендами и оставаться популярным и востребованным на протяжении всей жизни. Мы с вами уже говорили о популярных брендах, в которых дизайнеры изживали себя, а на их место приходили новые, молодые, креативные со своими идеями. Так же и Том Форд, несмотря на всю его гениальность, начал изживать себя и поступил, на мой взгляд, очень правильно, отдав модный дом другому дизайнеру, который работал с ним долгие годы и в котором он уверен. Его бренд до сих пор остаётся популярным и приносит доход с ним или без него, а Том Форд переизобретает себя в другой индустрии, создавая вокруг себя ещё больший ажиотаж. Честно говоря, даже не хватает слов, чтобы описать всё это. Том Форд — это настоящая легенда, и этим всё сказано.