Цель воспитания: на 4-5-ом месяце помогаем ребёнку для достижения следующих целей:
(1) Брать различные предметы,
(2) Играть с руками,
(3) Дотрагиваться до предметов более сложным способом,
(4) Более сложным способом брать предметы,
(5) Различным способом манипулировать с предметами,
(6) Воздействовать предметом на предмет,
(7) Работать с различными материалами.
(1) Как ребёнок учится брать предметы
В упражнении 36 (манипуляция с предметами различных видов) мы описали, как манипуляция с предметами обеспечивает развитие зрительного внимания. Для понимания, зачем необходимо отработать именно движение захвата, покажем, как происходит его развитие на 1-м году жизни. На 3-м месяце ребёнок приближает сжатую в кулак руку к предмету, после прикосновения к нему рука раскрывается и захватывает его. На 4-5-ом месяце ребёнок приближает раскрытую руку, подготовленную к захвату. В этом возрасте ребёнок берёт игрушку всеми пальцами, большой палец расположен параллельно с указательным. На 5-6-ом месяце большой палец располагается напротив остальных пальцев. Развитие захвата идёт в направлении перемещения взятого предмета от ладони к кончикам пальцев. На 6-7-ом месяце дети берут небольшие предметы только пальцами, первоначально согнутыми, а затем выпрямленными. На 8 и даже на, на 9-ом месяце безымянный палец и мизинец перестают участвовать в захвате, а в 9 месяцев ребёнок берёт мелкие предметы лишь кончиками большого и указательного пальцев. На 10-12-ом месяце дети очень интересуются крошками и нитками, которые берут знаменитым пинцетным захватом.
38.Упражнение.
Захват предметов с различными свойствами.
В упражнении 36 рассказано о формировании «понятия геометрического тела», однако, в 38 упражнении говорится о том, что ребёнок должен научиться брать предметы, которые отличаются не только по форме, но и по физическим свойствам. Ввиду этого дети должны получить в руки следующие предметы:
(1) Твердые предметы продолговатой формы: например, погремушки, ложки, мешалки и т. д.,
(2) Твердые плоские предметы: например, тарелки, крышки, дощечки и т. д.,
(3) Твёрдые целые и полые предметы: например, кубы, многогранники, шары, горшки, коробки, мисочки и т. д.,
(4) Пружинистые предметы: например, резиновые фигурки, шланги, губки,
(5) Эластичные предметы: например, плёнка, бумага, пластик.
Предметы должны легко очищаться, не иметь острых граней и концов (на длинный конец мешалки наденем резиновый шарик или обмотаем его чистой материей), а также они не должны быть из хрупкого материала. Замысел тренировки состоит в том, что ребёнок берет палочку иначе, чем тарелку и плёнку, а после захвата ребёнок ведёт себя иначе с кубиком, чем с листом бумаги. Простым захватом предметов ребёнок получает опыт работы с различными материалами.
(2) Как ребёнок учится играть со своими руками
Осознание того, что на движение руки можно воздействовать непосредственно, тогда как погремушку можно привести в движение лишь при помощи руки является основой сознательного прикосновения и захвата предмета. Ввиду этого помогаем ребёнку прежде всего открыть свои собственные руки как можно раньше.
39.Упражнение.
Захват руки рукой.
Нежно берём ребёнка за запястье обеих рук, двигаем обоими руками напротив друг друга, чтобы они соприкасались. Двигаем руками, словно рука руку моет, очень скоро одна рука захватит палец или пальцы другой руки. Начинаем делать упражнение в конце 3-го месяца, на 4-ом месяце ребёнок берет одну руку другой рукой самостоятельно, но без визуального контроля. Эта очень важная игра развивается медленно, если у ребёнка длинные рукава или много одежды на груди, которая мешает коротким ручкам соединиться.
40.Упражнение.
Игра с руками перед глазами.
Когда на 4-ом месяце ребёнок играет с руками без зрительного контроля, приподнимем его сплетённые ручки так, чтобы он мог их видеть. Вскоре ребёнок начнёт поднимать руки и играть с ними перед глазами. На 5-ом месяце игра с руками обычно прекращается.
(1) Как обучаем более сложным способом тянуться к предметам
41.Упражнение.
Прикосновение к предметам, подаваемым
с различных сторон.
Первоначально подаём ребёнку интересные ему предметы спереди, затем даём ему их преимущественно с правой стороны, слева, с верху, с низу, с нескольких направлений и т. д. даём их сначала вблизи, затем издали, чтобы ребёнок брал их согнутой, а затем выпрямленной рукой. Подаём предметы таким образом чтобы ребёнок брал их правой, левой либо обеими руками.
42.Упражнение.
Касание двигающихся предметов.
Медленно передвигаем перед ребёнком интересующий его предмет, чтобы он мог дотянуться до него ручками. Ребёнок следит за двигающимся предметом не только глазами и головой, но также и движением руки, не следует злоупотреблять терпением ребёнка: достаточно, если он следит за движущимся предметом движением своей руки 1-2-е секунды., затем предоставляем ребёнку возможность овладеть предметом.
43.Упражнение.
Касание неподвижных предметов, когда ребёнок сам находится в движении.
Присядем с ребёнком к столу и положим на стол интересную игрушку. Медленно перемещаемся сидя с ребёнком вправо и влево; когда ребёнок хочет прикоснуться к игрушке, то он должен компенсировать рукой, тянущейся к игрушке, движение, которое мы осуществляем вместе с ним
44.Упражнение.
Касание предметов в различных положениях.
Подаём интересные игрушки ребёнку, когда он находится в различных положениях, т. е. не только лежит на спине, но и на боку, животе, сидит на коленях и т. д. Упражнение можно усложнить, если, например, отец возьмёт ребёнка под мышки, поднимет вверх в горизонтальное или наклонное положение, а мама подаёт ребёнку в этом необычном положении игрушку.
45.Упражнение.
Касание предметов в связи с иными движениями тела.
На 6-ом месяце подаём ребёнку игрушки таким способом, чтобы он делал дополнительные движения, например, чтобы он из положения на спине перевернулся на бок или на живот, чтобы из положения на животе, ребёнок повернулся больше направо или налево. Этим ребёнок учится соединять стремление овладеть предметом с другими движениями, например, переворотом, обхватом, вытягиванием и т. д. Это очень важная подготовка ко 2-му полугодию, когда ребёнок учится соединять частичные движения с двигательными комплексами
46.Упражнение.
Касание предметов через препятствие.
Когда ребёнок 6-го месяца в совершенстве контролирует движение руки по прямой к наблюдаемой цели, научим его приближать руку к цели огибая препятствие: положим, например, перед ребёнком интересную игрушку в коробочку, не представляющую интереса для ребёнка ( чтобы она сама не превратилась в цель для ребёнка) или в выдвижной ящик. Если ребёнок хочет взять игрушку, но не может направить руку прямо к цели; он должен миновать стенку коробки, приспособив руку соответствующим образом. Коробочку можно или положить, чтобы ребёнок брал игрушку сверху, или поставить так, чтобы он огибал её справа или слева. Если ребёнок учитывает это обстоятельство при движении руки, то этим он доказывает, что начинает видеть и понимать пространственные взаимоотношения.
(1) Как ребёнок учится брать предметы более сложным способом
47.Упражнение.
Захват больших предметов обеими ладонями.
Подадим ребёнку большой надувной мяч или похожий на него предмет. В первые 3 месяца ребёнок бил его, затем деликатно прикасался к нему, а на 5-ом месяце ребёнок учится брать его, сжимая 2-мя ладонями. Подаём ребёнку мяч несколько раз. Воспитательная цель достигнута, если при приближении мяча ребёнок поднимает обе руки и разжимает пальцы, Тем самым он доказывает, что воспринимает мяч как большой предмет, который невозможно ухватить только одной рукой.
48.Упражнение.
Захват продолговатого предмета в различных положениях.
Подаём ребёнку продолговаты предмет, например, мешалку в горизонтальном, вертикальном и наклонном положении. На 5-м месяце ребёнок приближает раскрытую ладонь и только совсем рядом с предметом разворачивает её так, чтобы он мог захватить, например, мешалку в вертикальном положении. На 6-ом месяце ребёнок успевает приспособить руку во время приближающего движения. Таким же образом подаём ребёнку натянутую веревочку, резиновый шнур, тарелку и т. д., чтобы он научился загодя воспринимать положение предмета и брать его в различных положениях.
49.Упражнение.
Несимметричный захват 2-мя руками.
Подадим ребёнку пустую пластиковую кружку, чтобы левой рукой он взял ее за ушко, а правой за стенку кружки. Затем подадим её развернув так, чтобы правая рука держала ушко, а левая стенку кружки. Ребёнок тем самым каждой рукой одновременно берётся иначе, что для 6-ти месячного дитя является очень сложной задачей.
50.Упражнение.
Захват лежащих предметов.
Взять лежащий предмет более сложная задача для ребёнка, чем взять поданный или вложенный в руку предмет. Присядем к столу вместе с ребёнком на коленях и поместим перед ним на столе прежде всего высокие предметы, например, резиновую игрушку, кубики и т.д., а позднее более низкие предметы, например, ложку, крышку, мешалку, дощечку и т. п. На 5-6-ом месяце ребёнок берёт лежащий на столе предмет, накрывая его всей ладонью, а затем всеми пальцами зажимает его в ладонь. По этой причине он не может взять со стола монету или более мелкие плоские предметы.
(1) Простые манипуляции с предметами.
51.Упражнение.
Ощупывание предметов обеими руками.
Подадим ребёнку колечко, связку ключей, небольшую кастрюльку или подобные предметы, которые можно хорошо ухватить обоими руками. Ребёнок берёт предмет обеими руками, иногда отпускает правую или левую руку и берётся за предмет в другом месте, немного другим способом. Одновременно он смотрит на руки и на предмет: он одновременно исследует предмет руками и глазами.
52.Упражнение.
Перекладывание предметов из руки в руку.
Подадим ребёнку те же предметы, что и в упр.51. В этом упражнении ребёнок на мгновение отпускал предмет одной рукой, затем брал его вновь, но все поведение имело характер неосознанной рефлекторной активности. Постепенно ребёнок отпускает предмет одной рукой явно специально, затем вновь хватает его одновременно отпуская другой рукой, т. о. его поведения носит характер целенаправленного перекладывания предмета из одной руки в другую руку.
53.Упражнение.
Поворот и осмотр предметов в руке.
Подадим ребёнку в руки кубик с различными простыми картинками по сторонам или другой предмет, который с разных сторон выглядит иначе. Ребёнок держит его в руке, вращает руку в разные стороны и наблюдает изменение картинок или цветов. Ребёнок часто перекладывает игрушку из руки в руку, но перед передачей разворачивает подающую руку, чтобы другая рука приняла предмет в другом положении.
54.Упражнение.
Перемещение предметов в емкости.
Возьмем прозрачную пластиковую емкость, в которую поместим 1-2 цветных шарика и закроем её. Ребёнок нагибает емкость в различные стороны, чтобы шарики перемещались с одной стороны на другую. Таким образом можно приспособить также прозрачные коробочки, к которых шарики или другие цветные предметы перемещались в разные стороны. Ребёнок вновь перемещает коробочку в различные стороны. Для того, чтобы ребёнок мог следить за движением, он должен перемещать ёмкости медленно и осторожно.
(1) Как ребёнок знакомится со столом и как учится на нем манипулировать предметами.
Ребенок должен ещё во второй половине 1-го полугодия познакомиться со столом, т. к. игра за столом существенно отличается от игры в положении лежа на спине и животе.
55.Упражнение.
Ощупывание граней стола.
Если сядем первый раз к столу с ребёнком (стол без скатерти), то он прежде всего заинтересуется гранями доски стола. Ввиду этого в присутствии ребёнка ощупываем грани стола и вскоре ребёнок также заинтересуется ими.
56.Упражнение.
Хлопанье по столу и скольжение по поверхности.
После ознакомления с гранями стола ребёнок начинает интересоваться его поверхностью. Знакомится с ней он таким образом, что ощупывает её, стучит по ней руками и скользит вдоль поверхности, словно желая сбросить предметы со стола. Помогаем ребёнку при ознакомлении, стучим ладонями по столу и демонстрируем скользим по поверхности стола; вскоре ребёнок повторит за нами.
57.Упражнение.
Хлопки по столу попеременно правой и левой рукой.
Первоначально ребёнок хлопает по столу одновременно двумя руками. Присядем вместе с ребёнком к столу и возьмем его за обе руки. Продемонстрируем ему, как хлопать по столу попеременно правой и левой рукой. Обычно ребёнок осваивает движение на 7-ом месяце, но некоторые осваивают его и на 6-ом месяце.
(1) Как ребёнок учится воздействовать предметом на предмет.
58.Упражнение.
Удары маленьким предметом по большому.
После знакомства ребёнка со столом, когда он шлёпает по нему руками, дадим ему небольшой кубик или другую подобную игрушку. Ребёнок берёт её и начинает случать по столу; чем сильнее звук от удара, тем усерднее ребёнок стучит кубиком по столу. Уже в этом возрасте учим его отличать, что можно стучать кубиком по кухонному столу, но нельзя стучать по столу в прихожей, чтобы ребёнок не повредил стол можно положить дощечку.
59.Упражнение.
Удары предметом в цель.
В предыдущем упражнении ребёнок стучал по большой поверхности стола без определённой цели. В этом упражнении обучаем ребёнка прицеливаться. Ребёнку дадим маленький кубок в руку, а перед ним положим
большой кубик. Также возьмём маленький кубик и постучим им по большому, который лежит перед ребёнком. Ребёнок вскоре повторит наше движение. Поможем ему, ухватив его руку с кубиком, постучим этой рукой по большому кубику. Ребёнок в этом упражнении учится ударять в определённом направлении. Позже заменим кубики на другие предметы, ребёнок, например, стукает мешалкой по коробочке.
60.Упражнение.
Перемещение предметов на столе.
Продемонстрируем ребёнку, что можно передвигать предметы на столе, например, перемещать кубик по поверхности стола в разные стороны. Ребёнок обычно вторит нам и перемещает предмет по столу. Более наглядно продемонстрируем действие, когда возьмём его за руку и скольжение предмета по столу проведём пассивно, ребёнок быстро поймёт и проведёт скольжение самостоятельно активно. Данное движение тренируем с различными предметами, например с мешалкой. Это подготовка к упражнению, где ребёнок научится перемещать кубик при помощи мешалки, используя её, как инструмент.
(1) Как ребёнок учится работать с материалом.
61.Упражнение.
Сжимание резиновых игрушек.
Дадим ребёнку резиновую игрушку, ребёнок очень скоро узнает, что сжатием можно вызвать различные звуки. Подойдут также игрушки из материала, меняющего форму (различные звери и фигурки), нажимом на эти фигурки можно изменить их форму.
62.Упражнение.
Игра с резиновым шнуром.
Если ребёнок схватит резиновый шнур (50-80 см длиной) и будет двигать руками, создавая различные изгибы и фигуры; ребёнок с интересом следит за изменением формы.
63.Упражнение.
Сжимание и комкание пелёнки.
Дадим ребёнку пелёнку, полотенце или кусочек подобного текстиля, он начнет его мять с растягивать различным образом и т. д.
64.Упражнение.
Игра с полиэтиленовым мешочком.
В полиэтиленовый мешочек поместим различные мелкие предметы, например, каштаны, орехи, кубики и т. д., мешочек завяжем. Ребёнок комкает мешочек, берёт помещённые в него предметы и т. д. Изменение формы мешочка, движение предметов, шуршание пластика, возбуждают ребёнка и стимулируют активную манипуляцию.
65.Упражнение.
Смятие и разрыв бумаги.
Если дадим ребёнку чистый лист бумаги, то вскоре он начнёт его мять будет долго заниматься этим занятием.
Примечание: некоторые приведённые выше упражнения ребёнок может делать и без нашего присутствия: в этой ситуации для ребёнка представляют опасность различные мелкие предметы, которые он мог бы проглотить или вдохнуть. Также опасны различные верёвочки, ремешки, шнуры и т. д., которыми бы он мог в наше отсутствие задушиться!