Будущий император Николай II родился 18 мая 1868 года. Он был старшим сыном Александра III и его супруги Марии Феодоровны. В 1894 году он женится на Алисе Виктории, принцессе из небольшого Германского герцогства, внучке королевы Виктории. После свадьбы Алиса переходит из протестантизма в Православие и становится Александрой Феодоровной.
После смерти Александра III в 1894 году, Николай принял на себя управление Российской империей. Он относился к этому, как к своему священному долгу. В нем всегда жило представление, что царю и царице нужно быть ближе к народу.
В 1895 году у царской четы рождается первая дочь - Ольга. За ней сразу следует рождение ещё трёх дочерей - Татьяны (1897 год), Марии (1899 год) и Анастасии (1901 год). Но царь и царица очень хотели наследника. И вот, в 1904 году, у них рождается долгожданный сын. Это происходит через год после паломничества в Саров, на торжества прославления преподобного Серафима. Через несколько недель после рождения у царевича Алексея обнаруживается гемофилия - малейшее кровотечение может стоить ему жизни.
Императорская чета отличалась глубокой религиозностью - и взрослые и дети жили в соответствии с традициями православного благочестия.
Свои религиозно-нравственные принципы Николай II применял и во внешней политике - он стремился к сохранению мира. Но, несмотря на это, во времена его правления России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах. В 1904 году против России начала военные действия Япония, а в 1914 году Германия объявила России войну. Императрица Александра Феодоровна в первые же дни войны посвятила себя раненым, она прошла курсы сестер милосердия вместе со своими старшими дочерями - Ольгой и Татьяной. Каждый день они ухаживали за ранеными в своем Царскосельском лазарете.
В 1917 году политическая обстановка становилась все более натянутой, но государь надеялся на лучшее. В конце февраля в Петрограде начались волнения, вызванные перебоями с подвозом хлеба. Государь отправляет в Петроград войска для поддержания порядка, а сам направляется в Царское село. В столице наступило полное безвластие. Государь надеялся, что Дума может восстановить порядок в стране, но было уже поздно. У царя был выбор - или отречься, или идти на Петроград с верными ему войсками. Николай II выбрал отречение от престола и за себя и за наследника, в виду его неизлечимой болезни.
2 марта император отрекся. Временное правительство объявило об аресте императора Николая II и его супруги и содержании их в Царском селе. Через 5 месяцев, 1 августа, царская семья была отправлена в Тобольск. Первое время их пребывания в Тобольске было достаточно спокойным - семье разрешалось ходить в церковь, гулять. Но государь с тревогой следил за происходящим в России. К тому времени власть уже взяли большевики. Известие об этом дошло до Тобольска только 15 ноября. Солдаты, которые охраняли царскую семью, прониклись расположением к государю, государыне и их детям. Поэтому перемена власти не сразу сказалась на положении узников.
Но в апреле их перевозят в Екатеринбург. Там уже совсем другие условия - спать царской чете и княжнам приходилось на голом полу. Во время обеда на семь человек им давали пять ложек. Охранники, сидя за столом вместе с ними, курили и пускали дым прямо в лицо узникам. Прогулки разрешались не более пяти минут в день. С семьей оставались доктор Евгений Боткин и верные слуги. Все они понимали - скоро конец.
14 июля 1918 года было совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме, а в ночь с 16 на 17 июля в подвальном помещении дома царская семья была расстреляна. Ещё до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки.
Почитание царской семьи начал Святейший Патриарх Тихон и продолжалось оно, несмотря на государственную идеологию, и в советский период нашей истории. Многие священники и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении членов царской семьи. А сейчас мы молимся царственным страстотерпцам об укреплении семьи и воспитании детей. Память их совершается 17 июля (в день их убиения) и в день памяти всех новомучеников и исповедников Российских - 7 февраля.
Молитва святым страстотерпцам:
О, святая седмерице, царственнии страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие!
Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом ваш, яко малую церковь, благочестно устроили есте и смирением себе посреде земнаго величия украсили есте. В годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во отечестве нашем, все упование на Бога возложивше, образ терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и, молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание, глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии ходатаи о нас явилися есте.
О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет, страну нашу миром и благоденствием оградит и от междоусобныя брани и разделения избавит, власть предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, народ от разорения сохранит, супруги христианския в верности и любви укрепит, чада в благочестии и послушании возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.
Аминь