Найти тему
Роман Браво

О бедном учителе замолвите слово... Или как погибает наше школьное образование в России.

О том, что современное школьное образование а России находится в глубоком кризисе Я думаю, что слышали все.

В этой статье я хочу охарактеризовать проблему, почему школа в современной России представляет такое печальное зрелище. Причём, я пишу как профессиональный педагог и профессиональный учитель с четырёхлетним стажем работы в школе. Я лично преподавал в школе и знаю все её проблемы изнутри.

Начну свою историю с того, что со школой я познакомился ещё на последнем курсе университета. Я учился на историческом факультете в Калининградском университете.

Я молодой специалист. Начинаю свои первые шаги в качестве учителя.
Я молодой специалист. Начинаю свои первые шаги в качестве учителя.

И на последнем курсе у нас была педагогическая практика. И я впервые познакомился с этой профессией. Поначалу было интересно, Я пытался грамотно преподавать и привлечь внимание учеников истории и обществознанию, так как это мои предметы, которые я изучал в своей альма-матер.

Трудовые будни
Трудовые будни

Во время практики мне понравилось преподавать и сеять разумное, доброе, вечное в детских умах.

После окончания университета и короткой годовой службы вооруженных силах России, Я пошёл в школу и преподавал в обычной школе Калининградской области. Не буду уточнять, где это и что за школа, но это школа небольшого районного центра. Это было с 2012 по 2016 годы.

Вещаю об истории...
Вещаю об истории...

Вот тут-то я и столкнулся с реальной жизнью и это работа показала мне всю изнанку нашей системы школьного образования. Это уже было далеко от той педагогической практики в ВУЗе, в котором я учился.

-5

Я преподавал историю с пятого по десятый классы. Нагрузка была больше одной ставки - это 30 часов в неделю. Помимо этого, мне поручили классное руководство и несколько кружков. Нагрузка не маленькая, я бы даже сказал солидная.

Ну и первое что меня ошеломило и что является позором нашей системы образования - это ужасно низкие с зарплаты учителей. На тот момент ставка у меня составляла со всеми надбавками 16.000 руб. (Это не описка, я напишу прописью: ШЕСТНАДЦАТЬ тысяч рублей)

Настоящий позор нашего государства, что умнейшие люди, грамотные, интеллигентные получают заработную плату меньше официанта или таксиста.
Настоящий позор нашего государства, что умнейшие люди, грамотные, интеллигентные получают заработную плату меньше официанта или таксиста.

Да, не сильно высокая зарплата на тот момент (это мягко сказано, (вообще когда я пишу эту статью, я несколько раз хотел написать матом, но сдерживаю себя из уважения к читателям))

По наивности Я пытался подходить к руководству школы к директору, к завучу и беседовать по теме оплаты труда: как повысить её, какие есть механизмы для того чтобы увеличить эту низкую ставку.

Завуч и директор поначалу меня принимали слушали. Но потом видимо им надоело вести эти беседы и завуч мне сказала по-честному "Роман, ты что в школу пришёл деньги зарабатывать? Здесь ты их не заработаешь, вообще учитель это призвание, раз пошёл в школу, то не рассчитывай на высокие гонорары".

Я, конечно, пытался спорить, оппонировать им, но потом понял, что это бесполезно. Вообще учителям часто говорят, что учитель, мол, это призвание, это миссия и другие высокопарные слова (нужное подчеркнуть). А раз это призвание - значит работайте за копейки.

Я думаю многие видели эти тезисы про " призвание "учителя.
Я думаю многие видели эти тезисы про " призвание "учителя.

Вот скажите, к примеру, человеку, который печёт хлеб, что его работа это призвание, печь хлеб очень важно для общества и это миссия. Значит, ты должен пахать по 12 часов в день, работая за мизерную зарплату. Абсурд, не правда ли? Или к примеру быть водителем автобуса-это тоже призвание и тоже миссия. Значит, крутить баранку сутками и возить людей с места на место ты должен за условные деньги. Тоже бред, согласитесь?

А разве быть водителем автобуса это не призвание?
А разве быть водителем автобуса это не призвание?

Но вот почему-то с учителями это постоянно прокатывает. У меня это вызывает очень сильный гнев такие слова наших руководителей от образования.

Все помним эту знаменитую цитату Медведева.
Все помним эту знаменитую цитату Медведева.

И лицо бедного несчастного преподавателя из Дагестана, который задал этот вопрос Медведеву про зарплаты преподавателей... Без комментариев.
И лицо бедного несчастного преподавателя из Дагестана, который задал этот вопрос Медведеву про зарплаты преподавателей... Без комментариев.

Скажу, что это говорят обычно люди, которые ни дня не работали в школе. Кого не копни из министерства образования, что региональных, что федеральных. Все они не работали в школе и не знают как это тяжело.

Мы все помним знаменитую речь Медведева, который утверждал, что учитель это призвание, если не нравится, то идите в бизнес. Он на тот момент был премьер - министром, не последним человеком далеко. И это показывает отношение государства к учителям.

Помимо зарплаты есть много и других проблем. Это то что помимо непосредственно учебной нагрузки уроков существует и множество бесполезной бумажной работы в виде отчетов, сбором какой-то статистики, введение школьных чатов, регистрации на непонятных сайтах.

-11

Постоянно надо ездить на какие-то курсы, где просто нужно посмотреть на презентацию и послушать общие слова. Это жутко бесило, так как отвлекало от основной работы.

Отдельный вопрос это работа с родителями. Если раньше, в то время когда я учился, родители были на стороне учителя, то теперь родители исключительно на стороне своих чад. Поведение школьников ужасное, успеваемость тоже низкая. Но при этом, если ты им поставил двойку, то приходит мамаша и начинает качать права. Мол, почему вы так оцениваете моего васеньку или коленьку.

Задать вопросы к своему ребёнку видимо не возникает потребности. Я поначалу пытался что-то аргументировано объяснять им, но потом понял, что это бессмысленно и отказался потом взаимодействовать с ними. На меня постоянно жаловались эти Яжмамки, строчили кляузы руководству школы, но эффект был от этого нулевой.

-12

Ситуация доведена до абсурда. Учителю мешают выполнять свои прямые обязанности — учить и воспитывать! Это уже даже не «образовательная услуга», а, простите, обслуга. И такое отношение общества и государства к учителям противоречит здравому смыслу.

Это только основные проблемы которые лежат на поверхности. Если перечислять все, то можно написать очень большую статью, которую вы бы читали сутками. Основная проблема, что у учителя практически нет никаких полномочий. Это абсолютно бесправное существо сейчас, работающее за еду. Это на подобие крепостных.

И каком престиже профессии учителя можно говорить? Как ученики могут уважать такого человека, которого никто не уважает, и который не может позволить себе ничего в материальном плане.

В итоге, видя это всё, и понимая всю бесперспективность работы в школе, а самое главное не нужность этой работы, я принял решение покинуть систему образования. И никогда я не вернусь туда. Потому что у меня возникло глубокое отвращение к этой системе. Но, сам предмет истории Я обожаю и изучаю в частной практике.

-13

Нашей системе школьного образования нужны кардинальные перемены. Если вкратце то я могу тезисно описать как вывести из этого кризиса наше образование.

1. Необходимо разгрузить учителей от бюрократической нагрузки и ненужной бумажной работы. Учитель должен только учить. Учитель должен качественно и грамотно подать свой предмет. Классное руководство - это отдельный вид деятельности и его должно осуществлять отдельный педагог. Бумажную работу также должен осуществлять отдельный специалист.

2. Необходимо учителя юридически защитить от нападок школьников родителей и травли администрации. Возможно стоит подумать о введении штрафов за оскорбление учителя, за хулиганство на уроках и даже рукоприкладство по отношению к учителям. Огромнейшие штрафы от 500.000 до нескольких миллионов рублей за такие художества. Думаю, когда родители заплатят такие штрафы, то они заинтересуются поведением своих детей в школе.

3. Отменить всеобуч. То есть сейчас государство обязано дать ребёнку среднее образование. Но что, если ребёнок совсем не хочет учиться? Я считаю, не хочешь и не надо, уходи из школы и иди работать. Зачем заставлять учиться ребёнка если он не хочет. Мне многие ученики часто задавали вопросы: мол зачем мне ваша история или ваша биология? А я им так прямо отвечал: друг, действительно зачем тебе это всё иди поработай грузчиком или официантом или на стройке и не напрягай излишне свой мозг.

4. Резко в разы поднять зарплату учителей. Без этого никак. Если учителя будут получать копейки, то в школу никто не пойдёт. В девяностые годы и начале нулевых всё держалось на большой прослойке советских педагогов. Сейчас советские педагоги покидают школы в силу возраста. И мы видим весь ужас того развала, который происходит в образовании.

Сейчас я скажу очень сильную мысль, которую не все могут принять единодушно. Я очень долго думал над этой проблемой и пришел к закономерному выводу. Внимание!!

Чтобы повысить престиж профессии учителя - необходимо школы делать платными!!!

Да может быть больно об этом говорить, но это так. И всё идёт именно к этому. Другого пути просто не существует.

Мы живём при капитализме. И всё платно: услуги ЖКХ, парковки, детские садики (да, есть бесплатный но туда их попадёшь, очереди километр), спортивные секции, кружки и т.д.

Школьное образование погибает. И абсолютно не ценится. Потому, что оно ничего не стоит. Человек так устроен, что он ценит то, за что он отдал деньги. Раз заплатил деньги, то будешь ценить образование.

И эту плату от родителей тратить исключительно на поднятие зарплаты учителей!!!

Плата за образование поможет наконец-таки поднять зарплату учителям до приемлемого уровня. Начинающий учитель будет получать, хотя бы от 80.000 руб. А крутой учитель, с многолетним опытом, заслуженный учитель от 150.000 и выше. Вот тогда в школу и пойдут классные специалисты. Вот тогда и поднимется престиж профессии учителя. А пока этого не происходит, ни о каком престиже речи быть не может. Как говорится, довели до конца мысль Медведева о бизнесе.

-14

Но это лишь мои мысли, мои рассуждения. Может быть, вы считаете, что есть какие-то другие пути для спасения школьного образования Обязательно напишите в комментариях ваши мысли по этому поводу. Я с удовольствием их почитаю.

Благодарю, что дочитали эту статью. Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на этот канал. Здесь будет ещё очень много интересных публикаций.

С уважением, ваш Роман Браво.