Театром Григорий Гурвич увлекался с детства. В Баку он ставил спектакли в школе и университете, потом окончил ГИТИС и стал профессиональным режиссером. Гурвич возродил знаменитый в начале XX века театр-кабаре "Летучая мышь", создал музыкальные спектакли, которые быстро стали популярными, и во многом предвосхитил моду на мюзиклы в России.
В одной из предыдущих публикаций "Вестник Кавказа" рассказывал о создателе и многолетнем руководителе Русского драматического театра в Баку Владимире Швейцере, который был завлитом первой "Летучей мыши".
Когда Григорий Гурвич стал интересоваться театром?
Григорий Гурвич родился 24 октября 1957 года в Баку в семье известного журналиста, многолетнего директора Азеринформа (так тогда назывался АзерТАдж) Ефима Гурвича. Театром он стал интересоваться еще школьником: часто с родителями ходил на спектакли бакинского Русского драматического театра, в своей школе 134 (одной из центральных и лучших в Баку) организовал театральный кружок, сам писал сценарии спектаклей и играл в них. В Москву Гриша приезжал на каникулы, каждый день обязательно отправлялся в театр и в шутку даже называл себя "мастером по лишнему билетику". Неудивительно, что после окончания школы он собирался поступать в ГИТИС, однако эти планы не очень нравились родителям: Гурвич-старший хотел, чтобы его единственный сын сначала получил "серьезное" высшее образование. Чтобы не огорчать его, Гриша поступил на филфак Азербайджанского государственного университета, продолжил ставить спектакли там, а после окончания вуза уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ГИТИСа.
Учился Гурвич в мастерской профессора Марии Кнебель. Известный театральный специалист, она в юности занималась в студии Михаила Чехова и школе при 2-й студии МХТ, а потом много лет была актрисой Художественного театра и ставила спектакли в разных театрах Москвы.
На пути к своему театру
Параллельно с учебой Гурвич делал молодежные капустники — была в Центральном Доме актера имени Яблочкиной такая традиция. На один из них — под Старый Новый год в январе 1983-го — пригласили театральную элиту, а после спектакля главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров подошел к молодому автору, поздравил с успехом и посоветовал заняться театром-кабаре — жанром, который в начале XX века появился благодаря капустникам Московского Художественного театра. Гурвич позже признавался, что поначалу эта идея ему не очень понравилась — он собирался ставить "серьезные спектакли". Однако Захаров при каждой встрече давал начинающему коллеге все тот же совет. В 1984 году Гурвич окончил ГИТИС и начал работать в Театре имени Маяковского, но ставить самостоятельные "серьезные спектакли" ему не удавалось. И тогда режиссер задумался над предложением возродить тот самый театр-кабаре "Летучая мышь". С финансированием помог один бизнесмен, любивший театр, Гурвич начал собирать актеров, но оставался очень важный вопрос: где будет располагаться новый театр. "Было бы здорово на том же месте, тем более что оно осталось. Через семьдесят лет по тому же адресу открыться — это же классно", — считал Гурвич.
Какой была первая "Летучая мышь"?
У доходного дома, построенного архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке в 1913 году, богатая история взаимоотношений с театральными коллективами. В проекте здания было две сценические площадки — в полуподвале и на крыше.
Сцена на крыше вскоре была закрыта, а в полуподвале в сентябре 1915 года поселился уже знаменитый тогда театр-кабаре "Летучая мышь" режиссера и актера Никиты Балиева. После революции 1917 года он вместе с труппой уехал в Европу, а в Большом Гнездниковском, 10 в октябре 1924 года открылся Театр сатиры. Потом там выступали другие театральные коллективы, а с 1958 года в этом помещении находится Учебный театр ГИТИСа. Директор Дома актера Маргарита Эскина помогла Гурвичу договориться с ректоратом вуза о том, чтобы его театр мог работать в зале Учебного театра.
Как Гурвич возродил "Летучую мышь"?
Первый спектакль нового театра-кабаре "Летучая мышь" состоялся 12 июня 1989 года. Он назывался "Чтение новой пьесы" и рассказывал об истории отъезда первой "Летучей мыши" за рубеж. В начале 1990-х в афише театра появилось несколько спектаклей. В "Я степую по Москве" Гурвич вспоминал свою жизнь в Баку и студенческие годы в Москве, "100 лет кабаре", как понятно из названия, посвящен истории этого театрального жанра, а "Это шоу-бизнес" был создан по мотивам классических бродвейских мюзиклов.
Автором всех постановок — и драматургом, и режиссером — был сам Гурвич, а еще он появлялся в этих спектаклях в качестве ведущего, хотя признавал, что его внешность очень далека от сценических канонов.
В 1997 году репертуар "Летучей мыши" пополнился спектаклем "Вам позволено переиграть", поставленным Гурвичем по пьесе Макса Фриша "Биография".
Десятилетие театр отметил переездом в здание Театра киноактера на Поварской. Там был просторный зал, большая сцена с поворотным кругом, и спектакль "Великая иллюзия" режиссер ставил с учетом новых возможностей. Он снова обратился к бродвейским мюзиклам и создал попурри из знаменитых постановок разных лет: "Хелло, Долли!", "Чикаго", "Эвита", "Отверженные", "Кошки", "Призрак оперы"…
Гурвич — хозяин "Старой квартиры"
В качестве телеведущего Гурвич впервые появился в программе "Времечко" — рассказывал о новостях культуры, а в сентябре 1996 года стал вести на телеканале РТР (теперь это "Россия 1") программу "Старая квартира". Каждый ее выпуск охватывал период в один год (начиная с 1947-го) и был посвящен событиям, которые происходили в стране, а Гурвич вместе со зрителями обсуждал все это.
"Старая квартира" быстро приобрела популярность, в 1998 году получила премию "ТЭФИ" в номинации "Публицистическая программа", а в 2000-м ее создатели стали лауреатами Государственной премии России. Был в их числе и ведущий, но награжден он был посмертно. Гурвич умер 5 ноября 1999 года в Израиле, где проходил лечение, а через два года закончилась история его театра.
Лола Мусаева