Светлана Дёмина - яркий пример того, что, если ты любишь свое дело, постоянно развиваешься и веришь в свои мечты, то ты абсолютно точно обречен на успех! А еще доказательство того, что научиться можно всему, если есть желание и ты готов много и упорно трудиться!
Давайте познакомимся с этой целеустремленной и талантливой девушкой поближе, ведь за каждым успешным брендом всегда стоит ЧЕЛОВЕК и путь, который он прошел сам и с самого начала.
-Светлана, привет! Когда я решила рассказать о ком-то, кто занимается клубникой в шоколаде в Калуге (а таких мастеров немало), я первым делом подумала о тебе. Во-первых, у тебя уже есть сформированный годами сильный личный бренд (и ассоциация у меня, например, именно с клубникой), а во-вторых, несколько раз я уже заказывала у вас клубничные букеты в подарок для своих близких, а в прошлом году даже выиграла коробочку в конкурсе! И теперь мне очень интересно узнать, как ты оказалась в той точке, где ты сейчас, и какой путь ты прошла, чтобы в ней оказаться? С чего все началось?
-Привет! Ну, начнем с того, что я не из Калуги. Родилась и выросла я в Самаре, а в Калугу переехала только в 2014-м году. Сначала просто приехала в командировку по работе (тогда работала в "Кошелев-проект"), потом встретила будущего мужа, мы поженились и теперь у нас двое замечательных детей.
Любовь к цветам у меня была всегда, в 19 лет я даже хотела открыть цветочный салон в своем городе, искала инвестора, но не сложилось. Но эта мысль, что когда-нибудь я буду работать с цветами, не покидала меня ни на минуту.
После того, как я переехала в Калугу, примерно год спустя, я придумывала, как бы оригинально поздравить мою лучшую подругу в Самаре с днем рождения. Цветы она не любит, а мне хотелось подарить ей настоящие эмоции даже на расстоянии. Я нашла мастерскую, которая делала букеты из фруктов, тогда это направление только набирало обороты. Когда подруга получила букет курьером, она была в полнейшем восторге и сказала, что именно этим мне нужно заниматься в Калуге! Это было начало 2016 года, как раз перед 14 февраля. И я решила попробовать: выложила пост в ВК, добавила фото примеров фруктовых букетов и сразу получила несколько заказов! Кое-кто из моих самых первых клиентов до сих пор со мной!
Потом я стала все больше углубляться в эту тему, нашла фото букетов из фруктов в шоколаде, начала добавлять их в свои букеты и заказчикам это пришлось по душе. Я быстро поняла, что максимально удобна в работе, эстетична на вид и прекрасна на вкус именно клубника в шоколаде, поэтому я довольно быстро определилась с выбором, и оставила в своих букетах только ее.
-Как ты совмещала свое увлечение с основной работой? И как быстро поняла, что на этом можно зарабатывать?
-Да, действительно, сначала я собирала букеты в свободное от работы время, на кухне съемной квартиры. Надо отдать должное моему начальнику - он меня поддерживал, разрешал опоздать на работу, если мне нужно было отдать заказ клиенту, например. Конечно, он также был в числе первых, кто попробовал мои букеты на вкус, так что все были "в плюсе"))
Я сразу подошла к своему делу серьезно: придумала название (тогда называлась "Fruit Land"), заказала логотип, визитки, развивала личную страничку в ВК (сейчас там больше 11 тыс.подписчиков).
Сначала зарабатывала только на праздниках - 14.02 и 08.03, потому что не думала, что можно брать во внимание и другие праздники, это осознание пришло позже. Будущий муж очень помогал, работал курьером, поддерживал, выполнял какую-то несложную работу. Когда я ушла в первый декрет, начался просто шквал заказов. На праздники в день мы могли делать до 50 букетов, спали по 1,5 часа в сутки, везде была клубника, букеты, упаковка... Я держала в голове все заказы, клиентов, сроки, цены, благо, память у меня очень хорошая. Много позже муж помог мне систематизировать информацию и привести ее в таблицы с базами, которыми мы пользуемся и сейчас.
На кухне мы работали вплоть до 2019 года, а последний раз на праздники мы работали просто в аврале: я, муж, свекр, брат мужа на кухне в 10 кв.м., а свекровь в это время сидела с ребенком, чтобы нас ничего не отвлекало от невероятного количества заказов. Те праздники мы отработали безукоризненно (хотя еле стояли на ногах к концу), но пришло осознание, что надо двигаться дальше. Наше дело росло, и надо было расширяться.
-И когда вы поняли, что нужно снимать помещение для мастерской?
- Далеко не сразу. Сначала мы искали новую квартиру, и, что самое интересное, выбирали ее с тем условием, чтобы была большая кухня для работы)). Мы купили квартиру в ипотеку в новостройке и, пока ждали сдачи жилья, жили в съемной квартире и принимали заказы.
В пандемию пошел дикий спрос на наши букеты, все хотели порадовать себя и близких, и мы работали много, очень много, каждый день. Открыли для себя Яндекс-доставку, нашли способ закупать клубнику и цветы удаленно, когда все магазины были закрыты, в общем, делали все возможное и невозможное.
Но студию мы открыли только в 2022 году. Нужно было брать людей в помощь, нужно было наращивать объемы, нужно было место, куда можно было бы пригласить покупателей и предложить им подарки "здесь и сейчас". Было страшно, непонятно, рискованно, но мы сделали этот шаг, и сейчас я точно ни о чем не жалею.
-У тебя теперь целый производственный цех. Сколько человек в твоей команде? Как происходит их подбор и обучение?
-Первых помощниц я нашла через соцсети, потом они же остались в команде. Сейчас нас пятеро (считая меня): в смене 1 менеджер и 1 кондитер. Каждая из них обязательно проходит обучение, каждой я оплачиваю курсы, которые, считаю, они должны пройти.
Я и сама постоянно учусь. Я прошла огромное число онлайн и очных курсов по шоколаду, флористике, зефиру, продвижению, управлению и многие другие. Прошла обучение флористике в "Дон Пионе", чтобы разбираться в колористике, композиции, структуре букета, компановке и сочетаемости. Эти знания считаю базовыми, они помогают мне в работе до сих пор.
Сейчас я всегда беру тарифы в онлайн-обучении с личным наставничеством, хотя они обычно самые дорогие, потому что так можно быстрее прийти к своим целям, ведь всегда можно задать вопрос или попросить обратную связь от более опытного в твоей сфере. Кстати, именно после одного такого обучения я и решилась на открытие студии - наставник четко дал понять, что мне это необходимо.
Также в моей команде таргетолог и СММ-специалист, именно они помогают мне обеспечивать постоянный поток клиентов и формировать сильный личный бренд.
Студия уже фактически может работать как самостоятельный организм, без непосредственного моего участия, хотя мне и сложно перестать все контролировать (но я учусь:)) Сейчас я в основном занимаюсь закупками, но в будущем и эту функцию планирую возложить на управляющего.
-Как ты сформировала ассортимент?
-У нас есть разработанная линейка продуктов - 90% это клубника в шоколаде (наборы из ягод, букеты, стаканчики), а 10% - это букеты из шоколада, наборы шоколадных конфет, букеты из орехов и сухофруктов. Иногда делаем мужские букеты из раков и колбас к праздникам, но из основного ассортимента мы их убрали, делаем только по заказу для "постоянных", кто о них знает и кто заказывал раньше, но в будущем хотим полностью от них отказаться.
У нас невероятно вкусная клубника, вы можете сами в этом убедиться! Потому что мы долго искали поставщика правильно выращенной ягоды среди фермеров и нашли то, что нужно! Она "как в детстве", такая же сочная и ароматная!
Одна из самых сильных наших строн - мы делаем любой заказ в кратчайшие сроки! И в том числе из-за этого покупатели выбирают нас!
Кстати, не так давно мы получили Декларацию о соответствии, что было для меня крайне важным шагом в развитии. Теперь официально все наши продукты сертифицированы и безопасны! Не каждый кондитер может этим похвастаться.
-Как ты относишься к конкурентам? Ответишь на вопрос по твоей сфере, если задаст твой "коллега"?
-Я за честную здоровую конкуренцию. Я против копирования, кражи фото и текстов (очень часто нахожу свои в чужих аккаунтах), считаю, что это низко, у каждого должны быть свои фишки, свой почерк, своя уникальность. Своих конкурентов мы знаем, в обязательном порядке делаем минимум раз в год контрольную закупку, чтобы оценить качество, сервис, ценовую политику и другие важные показатели. На мой взгляд, делать это нужно обязательно, если хочешь развиваться и становиться лучше. Никого не хотим выделять или обижать, не выносим результаты сравнений на всеобщее обозрение, но для себя делаем выводы, что на данный момент как таковых "конкурентов" у нас нет! Будем и дальше держать эту марку.
Ты спрашиваешь, отвечу ли я на какой-то вопрос по нашей деятельности, если задаст "коллега". Скорее всего, нет. И не потому, что я такая вредная или жадная. Просто за все свои знания я платила, и дорого - либо деньгами, либо временем и собственными ошибками, поэтому бесплатно делиться не готова. Ни поставщиками, ни фишками, ни рецептурой или процессами, ни даже способами продвижения. Сейчас множество вариантов обучений, даже бесплатных мастер-классов и вебинаров в интернете огромное количество (чего не было, когда я начинала), так что абсолютно любой вопрос можно закрыть самостоятельно. Другое дело, что мастера не хотят вкладываться, не хотят рисковать, хотят получить ответ быстро и бесплатно. К сожалению, так не бывает.
-Какие каналы продвижения ты используешь? Какие, на твой взгляд, наиболее рабочие?
-За столько лет мы прошли, кажется, все рекламные пути. И радио, и ТВ, и таргет в ВК и запрещенной сети, и Яндекс-директ, и печатные СМИ, в общем, вложили и по сей день вкладываем в рекламу большой бюджет. Считаю, что без этого нельзя построить прочный бизнес и удержать его на плаву. Отношусь к рекламе и продвижению очень серьезно, у меня работает команда таргетологов, СММ-специалистов, да и я сама бесконечно развиваюсь, обучаюсь, тестирую идеи, веду статистику. Только в движении может быть рост! То, что работало 5 лет назад, может не работать сейчас, надо постоянно держать руку на пульсе. Сейчас самый рабочий канал продвижения для нас - это ВК, оттуда в основном приходят новые клиенты. Ну и сарафанное радио, конечно, это в Калуге максимально рабочий рекламный инструмент.
Еще у нас есть магазин на Flowwow, оттуда тоже хороший приток заказов. Мы на этой площадке - топовый магазин с отличным рейтингом. Плюс только через нее могут оформлять заказы для своих близких даже клиенты из других стран (есть возможность оплаты картой иностранных банков). Так что мы можем поздравить с праздником клубничным букетом маму из Калуги от дочки из Франции, например.
-Были казусы в работе?
-Конечно, никто не идеален (хотя стремимся к этому:)). Например, однажды нам снизили оценку за то, что на трех веточках лилии было четное количество бутонов! Конечно, бесполезно было объяснять, что считается количество цветов букете по ножкам, поэтому мы извинились, но впредь считаю даже бутончики на кустовой розе от греха подальше!))
Или вот, однажды, администратор перепутала одну цифру в номере телефона получателя, и заказ отправился на другой адрес к ничего не подозревающей девушке. Когда мы поняли свою ошибку, выяснилось, что та девушка уже съела всю клубнику "от тайного незнакомца")) Пришлось экстренно переделывать букет, извиняться за задержку и осуществлять доставку по правильному адресу. Благодарны нашим клиентам за адекватность и отзывчивость! Они у нас самые лучшие!!!
-Расскажи о своих планах на ближайшее будущее?!
-Планов много! Во-первых, хотим и дальше развиваться в шоколадном направлении, а также совсем скоро запустим новый продукт - подарки из зефира! Как раз сейчас прорабатываем рецептуры и оттачиваем мастерство.
Во-вторых, будем продолжать проводить мастер-классы. Сейчас мы проводим их на постоянной основе: каждую неделю у нас в студии, а также в "Гастропорте", так что приглашаем всех желающих! Корпоративы, девичники, выездные мероприятия, дни рождения - мы всегда открыты к новым предложениям. Также благодаря огромному накопленному опыту готова делиться знаниями и умениями в формате индивидуального очного обучения.
В-третьих, мы активно развиваем корпоративное направление, планируем обеспечить корпоративными подарками большее число предприятий города и не только!
В-четвертых, скоро мы откроем свой магазин на ВБ, так что станем еще доступнее для жителей других городов.
Ну и в-пятых, мы в поисках достойного помещения в центре города! Будем расширяться и становиться еще ближе к вам!
Желаем Светлане и ее прекрасной студии процветания, побольше постоянных счастливых клиентов и исполнения всех намеченных целей! Такие истории вдохновляют и снова и снова доказывают, что никаких волшебных таблеток или свалившейся на голову удачи не существует: вершины покоряются только благодаря огромному желанию и упорному труду! Ну и любить надо свое дело! Сильно, искренне, до конца! Без любви совершенно ничего не получится!
Буду благодарна вашей обратной связи на статью, ведь именно так я понимаю, интересно ли вам и продолжать ли и дальше знакомить вас с талантливыми предпринимателями в Калуге, которые с нуля строят свое творческое дело, превращая его в успешный работающий бизнес. Совсем скоро - новое интервью! Не переключайтесь!