Найти тему
Зеленая лампочка

Вещие песни птицы Сирин

Оглавление

Загадочный образ райской девы-птицы берет свое начало из славянской мифологии и фольклорных рассказов. Образ Сирин многим служил оберегом как на украшениях и предметах крестьянского обихода, так и на картинах, продававшихся на местных ярмарках русского народа.

Когда-то сладкоголосая птица Сирин являла людям хорошие вести о наступлении благих, добрых времен. Прошло время, и образ птицы начали связывать с темным миром. Сирин уже несла на своих крыльях горькие вести, тоску, печаль, смерть. Именно об этом предвещала встреча с полуптицей-полубожеством…

Облик Сирин в народных промыслах и русской живописи

Известно, что родилась птица в древнеславянском Ирии (Ирий - древнее название рая; мифическая страна, находящаяся на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи). И была она напрямую связана с божественным пантеоном, а также подчинялась самому богу Велесу, впоследствии став его воплощением на Земле человеческой. Людям она передавала послания в виде предостережений и советов.

Облик птицы был действительно необычен. Наполовину птица, наполовину человек. Милое, красивое лицо юной девушки, а тело (от плеч) было похоже на форму совы. Серо-коричневые перья покрывали большую грудь, переходя на туловище.

Строгое лицо птицы, скорбящее и излучающее грусть, навевает холодок, когда видишь её изображения на картинах.

В русском искусстве изображение райской птицы Сирин является традиционным сюжетом: особое распространение он получил в печатных лубках, которые выпускались в XVIII - XIX веках. В русском лубке Сирин же изображалась без короны, в венце и с крыльями вместо рук. Очень часто Сирин изображалась с другой таинственной райской птицей – Алконостом.
Эти образы любили использовать в народных промыслах. Например, птиц изображали на пряничных досках, использовали для украшения печных изразцов, изготавливали глиняные игрушки-свистульки. Образ райских птиц и в наше время часто используется в прикладном искусстве.

В. М. Васнецов запечатлел двух птиц на своей картине «Песня радости и печали. Сирин и Алконост». В картине сразу же бросаются в глаза две части: левая – темная и правая - светлая. По русской традиции, левая сторона всегда была «дурной», связанной с печалью и смертью. Правая, наоборот, была «хорошей», так как воплощала надежду и счастье. Слева, в темном образе, художник изобразил птицу Сирин, а справа, в светлом оперении, – птицу Алконост. Но почему же они сидят на ветвях одного дерева? Потому что в нашей жизни добро и зло, счастье и горе, любовь и ненависть идут рядом с человеком. Это наши постоянные спутники…

Картина В. М. Васнецова «Песня радости и печали. Сирин и Алконост»
Картина В. М. Васнецова «Песня радости и печали. Сирин и Алконост»

О чем поет темная птица Сирин?

Сладкоголосая птица завораживала своими песнопениями людей. Ведь, как гласит легенда о Купале, который случайно набрел по пути на отдыхающее божество, услышав её неземной голос, был одурманен и, находясь в забытьи, отправился следом за птицей. Следом … в Навь, в потусторонний мир древних славян – в мир мертвецов, темных божеств и опасных сущностей.

В своих песнях красиво описывала Сирин рай. И делала это так маняще, что люди забывали, кто они и где находятся. Не слышать голос птицы было невозможно. Реальная жизнь для человека больше не существовала. Ведь они мечтали попасть следом за Сирин … в загробный мир.

Ходили поверья меж людьми о том, что боится Сирин громких, резких звуков, будь то звон колокольный или выстрел пушечный. Только тогда птица не запоет своей губительной песни, и поэтому есть у человека шанс на спасение.

Рай, которым манила Сирин в своих песнях
Рай, которым манила Сирин в своих песнях

Легенды о Сирин и их отражение в литературе XX века

Образ птицы Сирин часто соотносят с греческими легендами о русалках - сиренах. Согласно древнегреческим мифам, человеком, кто услышал пение сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел крепко-накрепко привязать к мачте. Мимо острова сирен удалось пройти невредимыми и аргонавтам, потому что их внимание отвлекло пение Орфея.

Согласно другому мифу, сирены - морские девы необыкновенной красоты. Богиня Деметра разгневалась на своих помощниц за то, что они не спасли ее дочь Персефону, похищенную Аидом. В отместку Деметра превратила их ноги в птичьи.

Русалка-сирена
Русалка-сирена

Русские поэтов и писателей XX века притягивал образ таинственной птицы. Он ассоциировался то с древнегреческими мифами, то с славянскими легендами.

Необычную интерпретацию представления о Сирин можно найти в творчестве поэта Н.А. Клюева, который пение Сирин отождествил с входящим в душу человека Божьим словом:

Я – древо, а сердце – дупло,

Где сирина-птицы зимовье.

Поёт он – и сени светло,

Умолкнет – заплачется кровью.

Где рай финифтяный и Сирин

Поёт на ветке расписной,

Где Пушкин говором просвирен

Питает дух высокий свой…

Сирин-птица у Клюева – это муза поэтов, источник вдохновения, это стихи, исходящие из души творца, несущего божественные откровения и передающие их в души читателей.

Птица Сирин в работах художников
Птица Сирин в работах художников

Александра Блока, как поэта-символиста, тоже волновал чарующий образ Сирин. В его стихотворении «Сирин и Алконост», написанном под впечатлением от одноименной картины В. М. Васнецова, перед нами предстает образ прекрасной птицы:

Густых кудрей откинув волны,

Закинув голову назад,

Бросает Сирин счастья полный,

Блаженств нездешних полный взгляд.

И, затаив в груди дыханье,

Перистый стан лучам открыв,

Вдыхает всё благоуханье,

Весны неведомой прилив…

И нега мощного усилья

Слезой туманит блеск очей…

Вот, вот, сейчас распустит крылья

И улетит в снопах лучей!

Сирин в изображении Блока - светлая птица, символизирующая счастье. Не каждый может ее увидеть, ведь исчезает она так же быстро, как и появляется. В стихотворении звучат слова «счастье», «блаженство», «весна», «благоуханье», «нега». Все эти слова наполнены счастьем, как и образ самой птицы, сияющей в «снопах лучей».

Работа Евгении Марочко "Птица Сирин"
Работа Евгении Марочко "Птица Сирин"

У другого поэта-символиста Константина Бальмонта читаем:

И если слышим мы во сне

Напев, который многолирен,

В тот час, в блаженной той стране,

Поет о счастье светлый Сирин.

Таким образом, можно убедиться в том, что губительные черты птицы были вытеснены жизнеутверждающими, и Сирин была наделена магическими способностями, несущими красоту, счастье и радость бытия.

Псевдоним «Сирин» выбрал для себя начинающий писатель Владимир Набоков. Он творил под этим псевдонимом до своего отъезда в США в мае 1940 года. Сам Набоков писал об этом: «Я читал, что несколько веков назад в лесах России обитала какая-то чудесная птица, фазан: её образ сохранился в качестве «огненной птицы» в сказках и позднее придавал своим блеском монументального волшебства быту славян, украшая крыши деревянных изб Руси. Эта чудесная птица произвела такое сильное впечатление на народное воображение, что её золотой полет стал самой душой русского искусства; мистически превратив Сирин в заоблачную птицу с длинным хвостом, с рубиновыми глазами, с золотыми когтями и фантасмагорическими крыльями; и до сих пор ни одна другая страна в мире не почитает с такой силой павлиньи перья и флюгеры».

Чудесная птица фазан
Чудесная птица фазан

Певец русской природы и широкой души человек Михаил Пришвин еще при жизни попросил свою жену, чтобы после его смерти надгробный памятник сделал знаменитый скульптор Сергей Коненков. Когда скульптор посетил могилу Пришвина, он сразу же понял, как должен выглядеть памятник. Коненков вспоминал: «С кем можно сравнить певца природы, очеловечившего её в своем творчестве? С кем можно сравнить певца исключительной красоты, пронзительной любви ко всему живому, певца человеческого счастья? С райской птицей- сирином». Сергей Коненков создал из камня птицу Сирин – таинственную птицу счастья.

Река времени уносит народные предания о волшебных райских птицах, и они превращаются в единый образ сказочной птицы, в которой русский человек видел свою мечту, свое представление о счастье.

В своих будущих статьях я поделюсь с вами историями о других мифических птицах, дабы не забылись связанные с ними чудесные предания и легенды народов мира.

Автор статьи: Елена Барсукова.