Найти тему

"Разговоры о книгах". Поучительная классика: "Маленькие женщины" и "Хорошие жены" Луизы Мэй Олкотт.

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели,

Сегодня в книжном клубе "Разговоры о книгах" речь пойдет об известных произведениях америаканской писательницы Луизы Мэй Олкотт - "Маленькие женщины" и "Хорошие жены".

Луиза Мэй Олкотт и обложки русских изданий книг "Маленькие женщины" и "Хорошие жены". Материал из сети.
Луиза Мэй Олкотт и обложки русских изданий книг "Маленькие женщины" и "Хорошие жены". Материал из сети.

На данный момент, насколько я могу судить, произведения Олкотт в нашей стране имеют определенную популярность и актуальность. Их без труда можно найти как в печатном формате в книжных магазинах, так и на различных площадках для электронных книг и аудио. Книги рассчитаны на детскую и подростковую аудиторию, поэтому не исключаю, что мой взгляд взрослого человека может быть излишне критичным, и субъективным, однако, я позволю себе протранслировать его в ходе данной публикации. Прежде чем перейти непосредственно к произведениям предлагаю кратко ознакомиться с информацией об авторе, так как личность писателя и его мировоззрение в той или иной мере всегда отражены в его творчестве.

Луиза Мэй Олкотт.

Мисс Олкотт родилась в первой половине XIX века в Филадельфии в преподавательско-аристократической семье. Ее отец, выходец из фермерской семьи, стал философом и педагогом-новатором путем самообразования. Он придерживался идей трансцендентализма и аболиционизма, актуального в эту эпоху в Соединенных Штатах.

Трансцендентализм - философско-литературное направление, основанное на идеях социального равенства, свободы личности и достяжения гармонии между человеком и природой путем самоограничения и возвращения к земледельческому труду.
Аболиционизм -движение за отмену рабства в CША перед Гражданской войной.

Мать Луизы Мэй, также как и ее супруг, придерживалась прогрессивных общественных взглядов и проявила себя как суфражистка и активистка.

Суфражизм - движение за избирательные и социальные права женщин.
Орчард-хаус - дом Луизы Мэй Олкотт. Нашел свое кинематографическое воплощение в экранизации "Маленьких женщин" 2019 года. Сейчас открыт для посещения. Материал из сети.
Орчард-хаус - дом Луизы Мэй Олкотт. Нашел свое кинематографическое воплощение в экранизации "Маленьких женщин" 2019 года. Сейчас открыт для посещения. Материал из сети.

Многие прогрессивные для того времени идеи, привитые ей родителями, писательница в последствии привнесла в свои сочинения. В период Гражданской войны она работала медсестрой, заболела и получала лечение токсичными препаратами, что на всю жизнь повлияло на состояние здоровья и внешность женщины. Рано начав занятия писательством и пробуя себя в различных жанрах популярной литературы, в 1863 году Луиза Мэй издает автобиографические "Больничные очерки". В 1668 году писательница получила заказ от бостонского издательства на детскую книгу (для девочек) и принялась работать на своим главным произведением - романом "Маленькие женщины" -, хотя как сама отмечала не особенно любила детей.

"Маленькие женщины" и "Хорошие жены".

Так как оба романа взаимосвязаны и сюжет плавно перетекает из одного в другой, я, по возможности, буду характеризовать их одновременно.

Писательница определяет "Маленьких женщин" не очень ласково как

"нравственное чтиво для молодежи".
Луиза Мэй Олкотт о "Маленьких женщинах".

Она не скрывала, что роман и его продолжения, а кроме "Хороших жен" это "Маленькие мужчины" и "Мальчики Джо", написаны с целью получения дохода.

Критиковать писательницу сложно, так как у нее, никогда не вышедшей замуж, находилась племянница, потерявшая мать при рождении. Доход от семейной саги, как часто именуют серию, позволил Олкотт обеспечить достойную жизнь своей семье, включая сестер, и посвятить себя литературному труду.

Главные характеры истории "списаны" с семьи писательницы. Разберем каждый подробнее и одновременно затронем особенности композиции и архитектуры произведений.

  • Миссис Марч напоминает Абигейл Олкотт, мать автора. Луиза Мэй постаралась через эту героиню раскрыть образ образцовой матери семейства. Она всецело посвящает себя детям и супругу, выстраивает с дочерьми максимально доверительные и дружеские отношения, не теряя авторитета, прислушивается к их желаниям и поощряет творческие способности.

Учитывая тот факт, что "мирок " персонажей очень ограничен и фактически изолирован от внешних воздействий миссис Марч становится едва ли не единственным проводником патриотических, нравственных, а временами и религиозных идей не только для своих дочерей, но и для читателей. Через нее Олкотт транслирует всегда полезные аксиомы о важности труда, при чем не только на благо семьи и общества, но и над собой.

В экранизации "Маленьких женщин"  1994 года роль миссис Марч весьма успешно исполнила Сьюзен Сарандон. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (1994г.)
В экранизации "Маленьких женщин" 1994 года роль миссис Марч весьма успешно исполнила Сьюзен Сарандон. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (1994г.)

Сьюзен Сарандон в роли миссис Марч в "Маленьких женщинах" (1994 г.) Материал из сети.
Сьюзен Сарандон в роли миссис Марч в "Маленьких женщинах" (1994 г.) Материал из сети.

При всей идеальности миссис Марч сложно назвать раздражающим персонажем, она в целом всегда вовремя останавливается, в большинстве случаев не доводя "воспитательные моменты" до занудства. В этом слысле выгодно выглядит и ее супруг.

Индивидуальный постер Лоры Дерн к фильму "Маленькие женщины" 2019 года. Актриса исполнила в экранизации роль миссис Марч. Материал из сети.
Индивидуальный постер Лоры Дерн к фильму "Маленькие женщины" 2019 года. Актриса исполнила в экранизации роль миссис Марч. Материал из сети.

Мистер Марч не так активно фигурирует на страницах обеих книг, чтобы выделить его для подробного разбора. Занимая положение пастора, он раскрывает себя скорее как педагог в занятиях с дочерьми и внуками, а также как философ, что является очередной явной отсылкой к семье Олкотт. Порции религиозных рассуждений читатели получают либо через его супругу, как уже упоминалось, либо через автора, выполняющего роль рассказчика.

  • Джо (Джозефина) Марч. Персонаж, который мне очень понравился в обеих экранизациях, особенно, в фильме 2019 года, где роль Джо исполнила актриса Сирша Ронан.
Сирша Ронан в роли Джо Марч в экранизации "Маленьких женщин" 2019 года демонстрирует привлекательную в своей энергичности и эмансипированности девушку. Кадр из фильма.
Сирша Ронан в роли Джо Марч в экранизации "Маленьких женщин" 2019 года демонстрирует привлекательную в своей энергичности и эмансипированности девушку. Кадр из фильма.

В книге персонаж выглядит гораздо более незрелым и одномерным. При этом, если посмотреть на биографию Луизы Мэй Олкотт, ясно, что прототипом Джо послужила она сама. Как и мисс Олкотт, Джо с раннего возраста увлекается писательством и всецело предана своей семье. Девочка, а затем и взрослая девушка отличается озорным и шаловливым характером. Это, конечно, пример непосредственности, но в определенный момент ребячливость Джо начинает раздражать и вызывать вопросы. Будучи шестнадцати-семнадцатилетным подростком она очень часто, я бы сказала слишком часто, мыслит и действует инфантильно.

Нежная и  несколько эфемерная Джо Марч в исполнении Вайноны Райдер в экранизации 1994 года. Кадр из фильма "Маленькие женщины" 1994 г.
Нежная и несколько эфемерная Джо Марч в исполнении Вайноны Райдер в экранизации 1994 года. Кадр из фильма "Маленькие женщины" 1994 г.

Джо "работает", посещая престарелую тетушку и развлекая ее чтением вслух (со стороны гордой тети Марч это был хитроумный способ материально поддержать родственников), она готова на самопожертвование и верную дружбу, но ей отчаянно не хватает не только ментальной зрелости, но и зрелости ума. Девушка много читает, но, кажется что ей не хватает именно начитанности и элементарной образованности, которая сформировала бы широту мышления. Ее реакция на беседу о Гегеле и других философах демонстрирует ограниченность. По ходу повествования Джо все больше ограничивается рамками обыденно-религиозного мировоззрения. Через героиню автор довольно резко отзывается о популярных жанрах литературы (детективы, триллеры), над которыми работала сама в юности, и наставляет молодых писателей сосредоточить внимание на поучительной литературе. Будучи по своим взглядам прогрессивной женщиной отказавшейся от замужества Луиза Мэй Олкотт тем не менее представила брак как вершину мечтаний любой женщины и в конце мы видим Джо счастливой матерью, женой и воспитательницей.

  • Маргарет (Мэг) Марч - это один из самых противоречивых персонажей, на мой взгляд. Старшая из сестер Марч с самого начала истории страдает от ограниченных материальных возможностей семьи. Ей хочется роскоши, красивых платьев и приемов. С одной стороны это вполне понятно и объяснимо. В увлечении модой и желании быть красивой нет ничего предосудительного, как и в ограниченных средствах нет ничего зазорного. Но Мэг не умеет отделять главное от второстепенного, и внешную привлекательность от внутренних качеств достойных уважения. Она отчаянно стыдится работы гувернанткой, которой занималась до замужества, не особо проявляет интерес к получению новых знаний, не интересуется внешним миром.
Роль Мэг в "Маленьких женщинах" 2019 года исполнила Эмма Уотсон. Кадр из фильма.
Роль Мэг в "Маленьких женщинах" 2019 года исполнила Эмма Уотсон. Кадр из фильма.

Ей хочется вращаться в высшем обществе во что бы то ни стало и это страстное желание мешает ей разбираться в людях и делать выводы. Мэг позволяет богатым соседям играть с собой, принимает их подачки и становится предметом насмешек, но не прекращает с ними общения, даже если это уже в замужней жизни ставит ее собственную семью в неудобное положение.

Трини Альварадо в роли Мэг в экранизации "Маленьких женщин" 1994 года. Кадр из фильма.
Трини Альварадо в роли Мэг в экранизации "Маленьких женщин" 1994 года. Кадр из фильма.

В результате, с помошью мымы, домоправительницы Ханны молодая женщина превращается в ту самую "хорошую жену": скромную благопристойную хозяйку уютного небогатого домика и мать шаловливых близнецов. Но до последних строчек не покидает ощущение, что Маргарет нужен руководитель, будет это муж или мать неважно, который будет наставлять ее, улаживать мелкие и крупные ею же созданные неурядицы, а Мэг будет со скучающим видом пришивать ленты к своей шляпке.

  • Прототипом Эми Марч послужила сестра автора Мэй Олкотт, ставшая художницей. Эми считают самым сложным персонажем из сестер Марч. Девушка тщеславна, как Мэг, вспыльчива, как Джо, и довольно капризна. Как и у всех сестер у Эми наблюдаются проблемы с образованием. Она обожает коверкать слова, в школе больше интересуется аксессуарами более состоятельных одноклассниц и безмерно увлечена собственным внешним видом.
В экранизации 1994 года роль маленькой Эми исполнила Кирстен Данст. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (1994).
В экранизации 1994 года роль маленькой Эми исполнила Кирстен Данст. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (1994).

Эми с одной стороны воспринимается как взбалмошная пустышка, но в ней подкупает стремление творчески развиваться, пробовать разные направления в искусстве.

Роль врослой Эми в "Маленьких женщинах" 1994 года исполнила Саманта Мэтис. Кадр из фильма.
Роль врослой Эми в "Маленьких женщинах" 1994 года исполнила Саманта Мэтис. Кадр из фильма.

К конце концов девушка нашла себя в меценатстве, что не помешало ей стать по-настоящему счастливой в браке.

Грета Гервиг, режиссер "Маленьких женщин" 2019 года отказалась акцентировать внимание зрителей на возрасте героинь и выбрала на роль Эми актрису Флоренс Пью. Кадр из фильма.
Грета Гервиг, режиссер "Маленьких женщин" 2019 года отказалась акцентировать внимание зрителей на возрасте героинь и выбрала на роль Эми актрису Флоренс Пью. Кадр из фильма.
  • Бесс Марч (или Бет в зависимости от перевода) - это более "мягкий" вариант Евангелины Сен-Клер из Хижины Дяди Тома". Субъективно оба персонажа меня серьезно раздражают. Для писательниц подобные героини становятся орудием для продвижения библейских идей. И Бесс, и Ева -лишние люди или скорее даже ангелы на земле, цель которых научить окружающих Божественной Любви и исчезнуть. Проблема лишь в том, что образы получаются чрезмерно приторными, слишком идеальными. Хотя к чести Луизы Олкотт ее Бесс получилась чуть более живой и естественной, чем Евангелина у Бичер-Стоу. В "Маленьких женщинах" Бесс - розовощекая умничка, маленькая помощница мамы и Ханны. Она обожает кошек и музыку, мечтает о собственнои качественном инструменте, жалеет кукол, которых испортили или забросили сестры.
Роль Бесс в фильме Греты Гервиг исполнила Элайза Сканлен. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (2019).
Роль Бесс в фильме Греты Гервиг исполнила Элайза Сканлен. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (2019).

Все замечательно ровно до тех пор пока Олкотт в поучительных целях не решает сделать из очаровательной девчушки религиозную мученицу.

Клер Дэйнс в роли Бесс в экранизации 1994 года. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (1994)
Клер Дэйнс в роли Бесс в экранизации 1994 года. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (1994)

  • Теодор Лоренс (Лори, Тедди). Юный сосед Марчей рано потерял родителей и живет с дедушкой, с которым у него как у большинства подростков существуют противоречия. Семейство Марч становится для парня по-настоящему близкими людьми. С первого же появления персонажа становится очевидна романтическая линия с Джо. Как и она Лори несколько инфантилен. Их дурачества занимают значительную часть повествования.
В экранизации 2019 года роль Лори исполнил Тимоти Шаламе. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (2019).
В экранизации 2019 года роль Лори исполнил Тимоти Шаламе. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (2019).

Приятно, что персонаж демонстрирует неплохую динамику от озорного мальчишки до ленивого мажора, упивающегося крахом своей "первой великой любви" и затем трансформируется в молодого деятельного семьянина и как бы сейчас сказали "бизнесмена".

Кристиан Бейл в роли Лори в "Маленьких женщинах" 1994 года. Кадр из фильма.
Кристиан Бейл в роли Лори в "Маленьких женщинах" 1994 года. Кадр из фильма.

И еще несколько слов о главных героях произведения, прежде чем подвести итоги.

  • Мистер Лоренс и тетя Марч. Представители старшего поколения похоже удаются писательнице лучше чем молодежь. По крайней мере эти персонажи выглядят более цельными. Мистер Лоренс, дедушка Лори, пример настоящего джентельмена и мужчины. В нем замечательно уживаются внешняя суровость и внутренняя добросердечность. Трепетное отношение к Бесс, напоминающей старику его умершую внучку, вызывает искреннее умиление. То же можно сказать о тете Марч.
Мэрил Стрип в роли тети Марч в экранизации 2019. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (2019).
Мэрил Стрип в роли тети Марч в экранизации 2019. Кадр из фильма "Маленькие женщины" (2019).

Ворчливая и на первый взгляд вздорная старушка всегда готова прийти на помощь своим небогатым родственникам. Именно благодаря тете Джо и ее избранник немец-профессор Баэр получают возможность сыграть свадьбу и открыть школу для мальчиков.

Переводы и их особенности.

Выбирая книги Луизы Мэй Олкотт следует обращать внимание на перевод, так как они очень разные и могут существенно отразиться на восприятии произведений. Роман "Маленькие женщины" я читала в электронном формате в переводе Бартищевой Ю.М. Книга читается легко. Что касается "Хороших жен", то я также выбрала электронную книгу (приоритетный для меня формат) в переводе И.М. Бессмертной. Издание можно узнать по названию ("Юные жены") и этот выбор оказался не самым удачным. Перевод громоздкий и не вдохновляет на чтение. Как вариант мне гораздо больше понравилась аудиокнига "Хорошие жены" издательства "Эвербук", озвученная Туттой Ларсен. Я завершала знакомство с произведением именно с помощью аудиокниги.

Как бы там ни было оба произведения довольно динамичны, описаний немного, что для меня является минусом. Но повествование не лишено юмора.

Достоинства и недостатки романов.

Хотелось бы подчеркнуть, что данный пункт, как и вся публикация носит исключительно субъективный характер, точка зрения читателей может существенно отличаться. Я постаралась выделить минусы и плюсы, ориентируясь на целевую аудиторию произведений.

Начну с недостатков итак:

Минусы:

  • Недостаточность исторического подтекста. Замкнутость и рафинированность, в которой живут герои, лишает читателей какого бы то ни было развернутого исторического контекста. Да, читая романы мы знаем, что мистер Марч участвовал в Гражданской войне и лежал в госпитале, что его зять мистер Брук также принимал в ней участие и был хорошим солдатом, что миссис Марч и женщины ее окружения помогают фронту, но на этом полезная информация заканчивается.Понимаю, что речь идет о детской литературе, но вряд ли эту серию будут читать совсем маленькие дети, а подросткам и молодым людям не помешают сведения о важных мировых событиях, полученные через художественную литературу, чтобы формировать интерес к истории или просто для общего развития. В этом смысле от тех же "Унесенных ветром" гораздо больше пользы. Сюда же можно отнести практически полное отсутствие развернутых описаний ( лично мне недостаточно), что делает повествование скудным.
  • Несоответствие реалиям времени. Я понимаю, почему сейчас произведения Олкотт настолько широко представлены в продаже, но лично мне сложно представить современного подростка, которому герои романов будут созвучны. То, что во времена писательницы считалось вызовом обществу сейчас считается нормай. Да, и сейчас существуют молодые люди, считающие внешние атрибуты основополагающими и мечтающие о красивой жизни как Мэг, однако, сильно сомневаюсь, что довольно слабые в художественном смысле романы способны переломить восприятие, так как в романах в принципе нет близких по духу героев, способных стать флагманами и эталонами поведения. К сожалению, у книг тоже есть срок годности и классика тоже устаревает.
  • Религиозный подтекст. Он не слишко явный, но все же достаточный, чтобы оттолкнуть подрастающее поколение от прочтения. Это не значит, что разговоров о Боге стоит избегать, но субъективно я бы выбрала для этого что-то тематическое. Например, "Легенды о Христе" Сельмы Лагерлёф.

Плюсы:

  • Легкий , ненавязчивый сюжет и общая гуманистическая направленность делают романы хорошим сопровождением для какой-либо деятельности. Именно поэтому я рекомендовала бы обратить внимание на аудиокниги.

"Маленькие женщины" (имею в виду весь цикл романов) стали классикой "книг о взрослении" и как любая классика достойны внимания. Для себя лично я еще не решила стоит ли продолжать "общение" с серией. Также мне бы хотелось отметить качественную работу режиссеров и сценаристов обеих экранизаций, благодаря просмотру которых возникает желание познакомиться с книгами.

Спасибо за внимание к статье, надеюсь, вам было интересно.

Во избежание удаления комментариев и административных санкций в отношении канала настоятельно прошу воздерживаться от флуда (малосодержательные и нетематические комментарии больших объемов, которые являются нарушением сетевого этикета), оскорблений и дискриминации в отношении автора, героев публикаций, читателей и т.д., разжигания межнациональной/межконфессиональной розни, ненормативной лексики, жаргона и прочее. Будьте вежливы и внимательны к себе и другим.