На телевизионный экран вышел новый фильм по истории советского спорта, – “Легенда о самбо” режиссера Андрея Богатырева. Создатели этой картины (режиссер и сценаристы) задались благородной целью показать, в каких спорах и терниях рождался этот советский и международный вид спортивного и прикладного единоборства в 20-30 годы XX века. Посмотрев кино, я бы, правда, переиначил его название в множественное число - как “Легенды о самбо”. Так получается, что в этом историческом кино для каждого главного героя – Василия Ощепкова, Виктора Спиридонова и Анатолия Харлампиева - создана своя легенда. Итого три судьбы - три легенды. И, если хотите, 4-я легенда - это само самбо.
Как и следовало ожидать, наиболее повезло c легендой в её положительном значении т.е. в плане создания героического ореола - Василию Ощепкову, но он, увы, меньше других живёт на экране и вообще выглядит как гость на этой планете. Кино как бы снимается изначально про Виктора Спиридонова, по ходу изложения лента синтезируется в единую триаду легенд через историю Анатолия Харлампиева. Приход в борьбу последнего, впрочем, в киноверсии является чистым вымыслом. В сценарии “искалечена” ранняя биография спортсмена, - придумана сказка о бандитском прошлом Анатолия и "вербовке" его Спиридоновым в борцы под угрозой тюремного заключения в случае несогласия "служить" в Динамо. В качестве компенсации за “поруганную честь” в кино исправившийся Харлампиев представлен как истинный продолжатель дела Ощепкова.
В целом кино Богатырева присущими искусству методами параллельной реальности расставляет следующие приоритеты – создателем самбо является Василий Ощепков, со-учредителем - Виктор Спиридонов, а Анатолий Харлампиев выступает как их продолжатель, пропагандист и организатор. Для несведущих зрителей поясним, что в 1946г. настоящий Анатолий Харлампиев объявил себя (через журнал “Огонек”) создателем самбо, которое он придумал, изучая с юных лет приемы борьбы народов СССР. Почему Харлампиев забыл в том интервью упомянуть о своем любимом учителе Василии Ощепкове, догадаться не очень сложно. В 1937г. Василий Ощепков был арестован НКВД по подозрению, что он японский шпион. А версия истории самбо Харлампиева была впервые опубликована в виде рассказа писателя Рахтанова в декабрьском номере журнала "Огонек" (1946г.),
Василий Сергеевич страдал стенокардией. Без нужных лекарств очень вскоре он в тюрьме скончался, Ему даже не успели приклеить ярлык враг народа. Тем не менее из истории спорта имя Ощепкова было надолго вычеркнуто. А его коллега по спорту, Виктор Спиридонов, скончался в 1944г. и возразить Харлампиеву хотя бы по тому пункту, что он, Спиридонов, и придумал ёмкое название “самбо” – самооборона, уже не мог. Впрочем, Анатолий мог бы ответить, что не в одном названии дело. А заодно бы выложить на стол те аргументы, которые приводил против оппонента Ощепков, открыто (письменно) критикуя Спиридонова, в 1934г.
Да, конфликт между Спиридоновым и Ощепковым был, и он положен в основу сценария фильма. Спиридонов в Москве в течение длительного времени преподавал приемы самообороны в органах внутренних дел, делая акцент на их боевом применении, актуальном для борьбы с преступниками. Основывался Виктор Афанасьевич на популярной в России японской борьбе джиу-джицу, добавляя элементы из других единоборств. Появление в Москве Ощепкова в 1929г., его работа по распространению дзюу-до, борьбы, выращенной в Японии на основе джиу-джицу, беспокоила Спиридонова. А как не могло это не беспокоить, если в апреле 1934г. Ощепков пишет обширное письмо в ВСФК (Высший совет Физической культуры) и там главной мыслью проходят такие обвинительные замечания о том, что “система Спиридонова не имеет ничего общего с подлинной японской джюу-дзюцу (джиу-джицу), существовавшей в Японии до появления дзюу-до, и тем более резко отличается от современной системы дзюудо, значительно уступая ей в смысле подбора приёмов, их техники и жизненности.”
Далее Ощепков указывает, что система Спиридонова, носящая тогда название “САМ”, в стойках основывается на выворачивании рук в болевом направлении, что не имеет практического значения в серьезных рукопашных; не применяет толком подножки; не имеет защиты против ударов руками и ногами, не указаны приёмы удуш..ния в стойке и на земле при помощи костюма. И это он разворачивает критику только касательно инструментальной части. Далее утверждается, что в “САМ” (общество Динамо) отсутствует спортивная основа, то есть она ориентирована на прикладные задачи. По мнению Ощепкова, его дружеские советы Спиридонов игнорировал и занял враждебную позицию к нему, распуская дурные слухи и ставя препоны.
В 1930г. дзюу-до вошло в программу обязательного изучения Государственного центрального института физической культуры (ГЦИФК), а в 1932 оно введено в нормативы ГТО 2 ступени и по дзюу-до прошли первые соревнования в ГЦИФК. При этом в 1931 и 1933гг. (Спиридонов - Динамо) дважды уклонялись от закрытого просмотра его джиу-джицу в ВСФК и МСФК для сравнения с дзюу-до (Ощепкова). Проблема была в том, что ученики Ощепкова выигрывали в единоборствах у учеников Спиридонова. В фильме этот перевес сил демонстрируется, но утверждается таким образом, что сравнительные просмотры всё-таки какие-то были. В кино таже экранизируется рассказ динамовца В. С. Харитонова о том, что вместе с несколькими товарищами он был специально заслан в кружок Ощепкова в ЦДКА с разведывательной миссией по заданию своего наставника — В.А.Спиридонова. Только среди этих засланных товарищей не было Анатолия Харлампиева, который в отличие от своего двойника в кино, никогда не учился у Спиридонова. В 1932г. 26-летний Анатолий (ранее окончил музыкальный техникум, его отец известный боксер) поступил в ГЦИФК, на третьем курсе избрал, как полагается, специализацию дзюу-до и преуспел в оной под руководством Ощепкова. В 1935г. он становится руководителем секции дзюу-до во дворце Авиахим.
Между тем в январе 1934г. Спиридонов и его шефы добились полного изгнания дзюу-до из милиции (закрыта секция в ЦВШ раб.-кр. Милиции и др.). На предложение ЦВШ устроить сравнительный просмотр обеих систем сверху было дано разъяснение, что в ОГПУ и милиции должна существовать единая система, а таковой считается система Спиридонова. Возможно, такому ведомственному "успеху" способствовал донос на Ощепкова адресованный зам. нач. ГПУ Ягоде от 5янв. 1933г.. Дзюу-доу называется там сложной и неприспособленной к нашим условиям. Но завершается эта анонимная для нас бумага грозно: “Все возрастающий размах работы гр. ОЩЕПКОВА в различных организациях и постепенно совершенствование системы Дзю-до становятся, в смысле бесконтрольного обучения масс этому искусству, опасным и явно противоречат Вашим установкам.” В фильме для ареста Ощепкова в целях драматического нагнетания используется якобы донос жены Спиридонова. На деле же донос не имел большого значения в его судьбе. Для ареста при изменившихся обстоятельствах хватило записей в личном деле о прошлой жизни мастера в Японии и Китае. А пока обстоятельства не изменились, 11 октября 1936г. была создана специальная секция дзюудо во вновь образованном Всесоюзном комитете по делам физической культуры и спорта при СНК СССР... Всё бы ничего, но тут вмешалась
Политика
Об изменении обстоятельств сигнализировало, пока лишь немногим избранным, вступление в должность нового главы НКВД Н.И.Ежова с 1 октября 1936г. А 25 ноября 1936г. произошло решающее внешнеполитическое событие, стимулирующее репрессивную бдительность внутренних органов в СССР ( и роковое для япониста Ощепкова) – фашистская Германия и милитаристская Япония заключили антикоминтерновский пакт, демонстрируя тем самым миру свою антисоветскую направленность. Создатели фильма “Легенда о самбо” как-то не учли тот факт, что СССР не дружил с фашистской Германией c момента прихода Гитлера в 1933г. от слова “совсем”, а поэтому поместили в свой сценарий соревнования советских и германских спортсменов по борьбе именно в 1936г. Конечно, красиво было победить немцев-фашистов на экране, но этот визит не мог состояться и ранее заключения пакта хотя бы потому, что 7-ой конгресс Коммунистического Интернационала в Москве летом 1935 года принял Решение о консолидации сил в борьбе с нарастающей фашистской угрозой, – до договора ненападения СССР и Германии 1939 года оставалось ещё целых 4 года.
С 1930г. СССР особо не дружил и с веймаровской Германией. Поэтому Сборные команды из Германии, приезжавшие в СССР в 1930-32 годах, имели на своей форме эмблему общегерманского рабочего объединения «Роте Шпортайнхайт» (красное спортивное единство). Эпизод победы над немцами для 1936г. киношники вынули из 1928г., когда команда В.Спиридонова победила на Спартакиаде СССР немецкую рабочую команду на дружеских соревнованиях по джиу-джицу со счетом 2:1. Немцы, поднаторевшие дома в драках с фашистами-штурмовиками, приветствовали тогда своих товарищей поднятым вверх кулаком и словами “Рот фронт”.
Дни Ощепкова и других японистов и харбинцев – бывших белых и реэмигрантов, как и название дзюу-до, в СССР были сочтены. С японским влиянием стали бороться всерьёз. 2 июня 1937г. Сталин объявил, что советская разведка оказалась полностью заражена японскими и немецкими агентами. Дзюудо исключили из программы физкультурных техникумов, из учебного плана институтов физкультуры на 1937–1938 годы. В ночь с 1 на 2 октября 1937г. взяли Ощепкова, а уже 10 октября он умер в тюрьме. Летом 1938г. созванный по инициативе Харлампиева первый Всесоюзный сбор тренеров по борьбе вольного стиля (дзюдо) принял решение отказаться от названия дзюдо в пользу борьбы вольного стиля. Название "Самбо" было ещё впереди.
Интересно, что после ареста учителя Харлампиеву удалось забрать архив Ощепкова у его жены, который по сей день находится в его семье. Этот момент в романтическом стиле отражен в кино.
Очерк включен в подборку Исторические фильмы блога Друг Истории
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №272, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории