Найти тему
Пикабу

Бугурт резчика

Янтарь. Янтарь никогда не меняется. Сколько читал "замечательных" качеств этого материала. Сколько слушал о его "целительных" свойствах. Ох... Проработав с янтарем 10 лет, так и не понял, почему столько положительных отзывов об этой смоле. Теплый в руке? Да, ибо теплопроводность янтаря довольно большая. Когда отполирован, как у кота яйца, могу даже сказать без иронии его второе название - солнечный камень. Только от камня там только название и проблемы для резчика. Так чем же я не доволен? Материал мягкий, легко полируется... И всё, все его достоинства на этом и заканчиваются. Когда начинал плотно работать с янтарем, я думал, что это чуть ли не идеальный материал для резьбы. К тому моменту я уже успел поработать с разными видами дерева, скульптурным воском, костью и металлами, как обычной сталью, так и драгоценными металлами. Не работал я только с драг. камнями и просто камнем, типа того, что можно найти на пляже. И ни с одним материалом у меня не возникало столько проблем, как с янтарем. Начнем по порядку. По тому порядку что вспомню.

1. Мягкий материал. Да, действительно янтарь довольно мягкий и легкий в обработке. Легко режется и полируется, без дополнительной шлифовки. Но когда начинаешь полировать, многие детали мгновенно стираются. Помниться я вырезал ангелочка, по типу того, что можно найти в сувенирке. Типа такого:

Не без проблем вырезал из разных кусков янтаря и начал полировать. Многие детали тут же почти исчезли. В оправдание себя могу сказать, что я только начал тогда работать с янтарем и не знал о таких вещах. Ладно, усвоил и в будущем начал просто лакировать подобные изделия. 2. Плохо клеится. На примере той же фигурки, мне тогда приходилось ангелочка клеить из разных кусков, дабы он был нужного размера. Цельного куска тогда не дали. Как же я замучился тогда склеивать эти куски. Даже когда клей засыхал, янтарь умудрялся отваливаться. Сейчас, спустя 10 лет, ситуация не улучшилась. Когда приходится склеивать между собой янтарь бугурт продолжается. 3. Не однородность. Когда работал с деревом, там я сразу ожидал, что материал не однороден. С янтарем такой подставы я не ждал. Вспомните какой нибудь одноцветный, полупрозрачный янтарь. Кажется это однородная масса и проблем в обработке не должно быть. А вот хрен там. Когда шлифуешь кусок янтаря на круге, заметны, иногда, маленькие сколы, думаешь "это фигня". Начинаешь обрабатывать янтарь бор машинкой... Ох. По началу я думал, что это я криворукий и просто не умею работать. Но нет. Спустя долгое время проблема осталась. Проводя бором, резцом по янтарю понимаешь, что местами инструмент проваливается так, как не планировалось. И так с каждым куском янтаря. Где-то янтарь твёрже, где-то мягче и визуально это ни как не предугадать. 4. Хрупкость. Эта тема вытекает из того, что янтарь довольно мягкий и довольно не пластичный материал. Только вот янтарь не предсказуем даже здесь. Он может треснуть, сломаться просто потому что. Вот шлифуешь его аккуратно, а он раз и треснул. И хрен что сделаешь с ним. 5. Грязь. Янтарь бывает разный, прозрачный, полупрозрачный, чуть-чуть прозрачный и не прозрачный. Бывает разных цветов - от белого (довольно редкого), до цвета зеленого чая. Часто в янтаре бывают вкрапления в виде остатков дерева, земли или камней (насекомых не считаем, это отдельная тема). Сколько же я попортил резцов и боров от этих вкраплений. Вот недавно делал обрубовку янтаря и наткнулся на крайне не приятную штуку - плямбу чего-то темного. Это я потом выяснил что это было, а по началу думал кусок дерева застрял в янтаре и проблем не будет.

.
.

Начав обрабатывать янтарь до нужных форм, я наткнулся на что-то похожее на немного прессованную грязь. И тут началось - кровь, кишки и писюны по стенам. Как только бор прикоснулся к этой черноте, тут же затупился. Но мы то уже знаем что с этим делать. Взяв бор из твердого сплава, которым я мягкую сталь резал и всё должно было пойти как по маслу. Ведь так? Хрен там плавал. Не угадал я с тем, что находилось за этой грязью. Там находился не большой, плоский камень, который затупил и твердосплавный бор. Как я негодовал, цензурными словами не описать. 6. Молодой янтарь. Молодым янтарем считается тот, который пролежал в земле меньше миллиона лет. Как мне рассказывали "такому янтарю около пятисот-восемьсот тысяч лет". Как определить? С одной стороны наметанный глаз видит сразу такие экземпляры. В другой стороны иногда такие куски молодого янтаря прячутся под коркой и пока не начнёшь обрабатывать, не поймёшь что к чему. С ним благо просто - убрал в сторону и работаешь дальше. Но когда нужно из такого сделать что-то, это отдельный цирк. Представьте себе твердый мёд, такой твердый, что ложкой не зачерпнуть. Зато когда проходишься по такой поверхности наждачкой, эта субстанция начинает намазываться толстым слоем на саму бумагу, налипать на пальцы, горячей массой. Резьба бормашинкой по такому янтарю отдельный ад. Да что уж говорить, просто просверлить уже сложность. И в этом весь янтарь. Не предсказуемый, хрупкий и разным говном внутри. Возникает вопрос - раз янтарь такой хреновый материал, зачем я продолжаю с ним работать? Ответ прост - деньги. Хорошие деньги платят за работу с янтарём. Кроме этого, часто приходится напрягать мозги для решения проблем, что является приятным бонусом к общей рутине.

Вроде всё, что хотел, описал. Нытьё закончил. Благодарю за потраченное ваше время.

Пост автора Aaadmin.

Комментарии к посту на сайте Пикабу.