Всем привет друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ.
Я думаю, многие, увидев название этой статьи, задумались, а что, в Бийске был аэропорт? Представьте себе. Я сам узнал о его существовании только несколько лет назад, и мои попытки посмотреть на него закончились у забора с криками охранника, что нечего тут делать, уходите. Благо есть фотографии и видео других смелых людей, которые вам можно показать, потому что в тот момент, когда я там был, мыслей о своем канале даже не было в помине, поэтому я еще не был сам себе режиссером и не брал с собой везде видеокамеру.
Наверное, для многих читателей моего канала будет удивление в принципе, что в Бийске когда-то был аэропорт, но я надеюсь, что основная аудитория моего канала помнит, что раньше аэропорты были практически везде в крае. Даже в селах. Да-да, представьте себе, раньше спокойно можно было долететь на самолете из Барнаула до Бийска или Рубцовска за час, а не тратить несколько часов на дорогу в автобусе или электричке. Гражданская авиация на Алтае была развита куда сильнее, чем по времена России. И таких аэропортов по краю на самом деле осталось очень много, просто многим нашли применение, например, в селе Алтайское сделали из него ипподром. А на месте старого Барнаульского аэропорта теперь вообще улица Взлетная с целым жилым кварталом вокруг. А вот Бийский аэропорт, к сожалению, стоит год за годом, ожидая чего-то, непонятно чего.
В 1923 году по инициативе вождя Владимира Ильича Ленина было создано добровольное общество содействия авиации «Добролет». На средства, собранные трудящимися города, был построен самолет «Бийчанин», который затем передали воинам Красной Армии. В ноябре 1937 года на горе лесозавода впервые в истории города приземлился самолет ПО-2, пилотируемый Николаем Николаевичем Силко. Вместе с ним прилетел авиамеханик, ветеран гражданского воздушного флота Семен Васильевич Цирюльников. Заранее была подобрана и оборудована площадка для приема самолетов. Начальником ее назначили Михаила Никифоровича Ильина, который проработал в этой должности до 1965 года.
В то время полёты были редкостью. Они использовались в основном для доставки почты и оказания экстренной медицинской помощи. По праздникам иногда проводились экскурсионные полёты, и тогда возможность стать пассажиром предоставлялась только передовикам производства.
Аэропорта как такового не было. Самолёты ПО-2, на которых осуществлялись полёты, базировались в Барнауле.
Великая Отечественная война на долгое время остановила развитие гражданской авиации. И только в конце 1945 года полёты в Бийск возобновились, но всё ещё на самолётах ПО-2 и только для оказания медицинской помощи или доставки почты.
В 1953 году в Бийском аэропорту совершил посадку новый по тем временам самолёт ЯК-12, который пилотировал Иван Гончаров из Барнаульского объединённого авиаотряда. А в 1954 году начались полёты на самолётах АН-2.
До этого момента полёты осуществлялись всего 2–3 раза в неделю, и за месяц перевозилось всего 3–4 человека и несколько сотен килограммов почты. Однако в 1953 году объёмы перевозок грузов, почты и пассажиров значительно увеличились. За год стали перевозить до 650–700 пассажиров и 5–6 тонн грузов.
С тех пор в аэропорту начали временно базироваться самолёты АН-2, которые обслуживали геологические экспедиции. Открывались новые площадки, и количество пассажиров постоянно росло. Если до 1954 года коллектив аэропорта состоял всего из нескольких человек, то позже штат значительно увеличился. Появился технический персонал.
В 1958 году для более эффективного управления полётами была создана служба движения. В этот период начались регулярные рейсы, которые служили народнохозяйственным нуждам.
В 1959 году было систематизировано планирование и выполнение авиаперевозок. Открылись авиалинии, связывающие Бийск с Белокурихой, Горно-Алтайском, Каракокшей и Турочаком, а также с Солтоном.
В мае 1961 года в Бийск прибыли три самолёта АН-2. Это было первое звено самолётов, которое базировалось здесь постоянно. Возглавлял авиазвено Михаил Анастасьевич Терзогло, который сейчас работает командиром Новокузнецкого авиапредприятия. Вместе с ним в Бийск приехали шесть пилотов: И. В. Рогозин, А. Е. Копылов, В. Г. Намевкин, А. И. Дворников, И. К. Филимонов и А. Русаков.
Некоторые из них, Рогозин и Намевкин, до сих пор работают в нашем аэропорту. Пилоты Филимонов и Русаков стали командирами кораблей ТУ-154.
С появлением авиазвена в Бийске увеличилось количество авиалиний. Самолёты стали выполнять рейсы в Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово, Новосибирск и Барнаул.
За 1961 год авиапредприятие перевезло 26 тысяч пассажиров и 111 тонн грузов.
В то же время в Бийске открылось агентство по перевозкам авиапассажиров. Штат работников отдела перевозок, технического состава и других служб был расширен.
В 1963 году в Бийск прибыли пилоты. А в октябре 1965 года был достроен комплекс сооружений грунтового лётного поля нового аэропорта. Все службы были переведены на новое место. После открытия аэропорта объём перевозок грузов и авиапассажиров значительно возрос. Улучшились условия работы для отдела перевозок, технических служб и лётного состава. Для пассажиров было построено более просторное помещение. Из Бийска стали летать скоростные самолёты.
Руководили полётами опытные диспетчеры, ветераны авиации. Это были пилоты, прошедшие школу Великой Отечественной войны, награждённые орденами и медалями за свои боевые подвиги. Они и сейчас продолжают вносить свой вклад в выполнение государственного плана и воспитание молодого поколения. Сейчас наш аэропорт стал крупном транспортным авиа-предприятием с прекрасной перспективой развития. 17 октября 1971 года это был рассказ начальника Бийского Аэропорта Мухаметшина Фарук Ибрагимовича.
Сейчас наш аэропорт представляет собой крупное транспортное авиапредприятие с большим потенциалом для развития. Однако, к сожалению, в наши дни мы не видим никаких перспектив для его развития.
С 2009 года и по настоящее время аэропорт не принимает регулярные авиарейсы. После закрытия метеостанции и пожарной части в 2013 году он потерял право на это. Инфраструктура аэропорта, включая радарное оборудование, была частично демонтирована в 2013–2014 годах. Топливозаправочное оборудование разрушено коррозией, водоснабжение отсутствует. Территория аэропорта практически не охраняется, за исключением одного охранника и сторожевых собак.
Местные жители и дачники начали разграбление аэропорта. Последний раз он использовался в августе 2009 года, когда здесь временно базировалась авиация МЧС, участвующая в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
Взлётно-посадочная полоса, рулежные дорожки и места стоянки воздушных судов в бийском аэропорту изношены и требуют капитального ремонта. В 2008 году планировалось начать реконструкцию, после которой аэропорт должен был бы обслуживать гостей туристических зон «Бирюзовая Катунь» и «Сибирская монета». Однако по состоянию на июнь 2024 года реконструкция так и не началась.
Есть ли шанс, что в будущем всё изменится и заброшенные объекты обретут новую жизнь? Давайте обсудим это в комментариях.
Уважаемый читатель, спасибо Вам, что дочитали эту статью до конца. Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал. И ознакомитесь с другими подборками канала.
Переходите в подборки:
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Ознакомьтесь также с другими материалами:
✅ КАК МЫ ИСКАЛИ АЛТАЙСКУЮ АНОМАЛЬНУЮ ЗОНУ "МАКАРЬЕВСКОЕ ПЯТНО"
✅ ПЕЩЕРСКИЙ ВОДОПАД АЛТАЙСКОГО КРАЯ - МЕСТО СОЗДАННОЕ ЧЕЛОВЕКОМ
✅ ПЛЯЖ "ЛЕСНОЙ ПРУД" ГОРОДА БАРНАУЛ
Подписывайтесь на другие соцсети:
ВК
YOUTUBE
TELEGRAM
Финансовая Поддержка Канала:
КОПЛЮ НА ОТПУСК