Найти тему
Москваголичка❤️

Храм Воскресения Христова в Кадашах (2-й Кадашёвский переулок, д.7)

Воскресенская церковь в Замоскворечье впервые упоминается в 1493 году. Была она в те времена, конечно же, построена из дерева и называли её «церковь Воскресения, что на Грязях». Такое название было связано с тем, что берег Москва-реки в этом месте был очень болотистым. Да и по весне речка сильно разливалась и затапливала обширные территории, которые потом долго не просыхали. Позже, в начале 17-го столетия, появилось название «в Кадашах». Тогда храм стал духовным центром Кадашевской слободы. Слобода эта была самой большой в районе Замоскворечья. Зародилась она сначала рядом с переправой через топкую старицу реки Москвы (там, где сейчас расположен Малый Каменный мост). А в 15-м веке сформировался второй, более молодой центр слободы вокруг церкви Воскресения. 

-2

На счёт того, что это за «Кадаши» такие, есть несколько версий. По одной из них, на мой взгляд наиболее вероятной, кадашами называли бондарей, то есть мастеров по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари. Однако так же известно, что жители слободы промышляли ещё и различной торговлей, а «кадь» в древней Руси была мерой объема сыпучих продуктов. А специалист по истории Москвы Иван Егорович Забелин (он умер ещё до революции) считал, что жители слободы занимались катанием полотна для ткацкого производства. И название изначально было «Каташи», а не «Кадаши». И это я перечислила ещё далеко не все версии происхождения названия:) 

-3

Но вернёмся к самой церкви. Первое каменное здание построили в 1656 году. И оно просуществовало около 30 лет. От этой постройки до наших дней дошли южная апсида (нижняя часть храма) и каменный подклет-кладовая под алтарями. В 1687-м началось строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Средства для строительства выделили жители Кадашёвской слободы — купец Кондрат Маркович Добрынин и его сын Лонгин Кондратович. Они были выходцами из Нижегородских земель и представителями богатейшего купеческого рода. Новый изящный и ажурный храм в стиле московского барокко возвели к 1695 году. Декор фасадов церкви был весьма необычен для того времени. Вся эта белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев, наличники окон, увенчанные многоступенчатыми гребнями, витые колонны, карнизы из белого камня.. А на южном фасаде трапезной даже сделали солнечные часы!

-4

-5

Во время войны 1812-го года храм был разграблен и подожжён. Пишут ещё, что в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. Но, честно говоря, если верить всем этим свидетельствам, то создаётся впечатление, что французы просто в каждом храме Москвы делали конюшни. Так что не знаю, утверждать не берусь. В 1830-х начались реставрационные работы. Шли они довольно долго. Церковь серьёзно перестроили, но общий её облик остался прежним. И ещё один небольшой хозяйственный ремонт был потом в начале 20-го столетия. 

-6

После прихода Советской власти храм закрыли. Правда не сразу, а лишь в 1934-м. В нём сделали спортивный клуб колбасной фабрики, которая располагалась по соседству. А большой колокол с колокольни передали в Большой театр. Тогда из сотен колоколов московских церквей отбирали лучшие для звонницы главного театра страны. Отобрали 27 штук. Самый маленький из них весил 15 фунтов и имел менее 20 см в диаметре. А самый тяжёлый, весом в 400 пудов, был отлит в 1750 году знаменитым мастером Константином Слизовым (он был главой цеха всех пушкарей и колокольников Москвы) как раз для храма Воскресения в Кадашах. 

-7

В 1960-х годах здание отреставрировали и передали научно-реставрационному центру имени Грабаря. После Перестройки в 1992-м образовался приход храма. Но передали здание РПЦ только в 2006.