Воскресенская церковь в Замоскворечье впервые упоминается в 1493 году. Была она в те времена, конечно же, построена из дерева и называли её «церковь Воскресения, что на Грязях». Такое название было связано с тем, что берег Москва-реки в этом месте был очень болотистым. Да и по весне речка сильно разливалась и затапливала обширные территории, которые потом долго не просыхали. Позже, в начале 17-го столетия, появилось название «в Кадашах». Тогда храм стал духовным центром Кадашевской слободы. Слобода эта была самой большой в районе Замоскворечья. Зародилась она сначала рядом с переправой через топкую старицу реки Москвы (там, где сейчас расположен Малый Каменный мост). А в 15-м веке сформировался второй, более молодой центр слободы вокруг церкви Воскресения.
На счёт того, что это за «Кадаши» такие, есть несколько версий. По одной из них, на мой взгляд наиболее вероятной, кадашами называли бондарей, то есть мастеров по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари. Однако так же известно, что жители слободы промышляли ещё и различной торговлей, а «кадь» в древней Руси была мерой объема сыпучих продуктов. А специалист по истории Москвы Иван Егорович Забелин (он умер ещё до революции) считал, что жители слободы занимались катанием полотна для ткацкого производства. И название изначально было «Каташи», а не «Кадаши». И это я перечислила ещё далеко не все версии происхождения названия:)
Но вернёмся к самой церкви. Первое каменное здание построили в 1656 году. И оно просуществовало около 30 лет. От этой постройки до наших дней дошли южная апсида (нижняя часть храма) и каменный подклет-кладовая под алтарями. В 1687-м началось строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Средства для строительства выделили жители Кадашёвской слободы — купец Кондрат Маркович Добрынин и его сын Лонгин Кондратович. Они были выходцами из Нижегородских земель и представителями богатейшего купеческого рода. Новый изящный и ажурный храм в стиле московского барокко возвели к 1695 году. Декор фасадов церкви был весьма необычен для того времени. Вся эта белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев, наличники окон, увенчанные многоступенчатыми гребнями, витые колонны, карнизы из белого камня.. А на южном фасаде трапезной даже сделали солнечные часы!
Во время войны 1812-го года храм был разграблен и подожжён. Пишут ещё, что в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. Но, честно говоря, если верить всем этим свидетельствам, то создаётся впечатление, что французы просто в каждом храме Москвы делали конюшни. Так что не знаю, утверждать не берусь. В 1830-х начались реставрационные работы. Шли они довольно долго. Церковь серьёзно перестроили, но общий её облик остался прежним. И ещё один небольшой хозяйственный ремонт был потом в начале 20-го столетия.
После прихода Советской власти храм закрыли. Правда не сразу, а лишь в 1934-м. В нём сделали спортивный клуб колбасной фабрики, которая располагалась по соседству. А большой колокол с колокольни передали в Большой театр. Тогда из сотен колоколов московских церквей отбирали лучшие для звонницы главного театра страны. Отобрали 27 штук. Самый маленький из них весил 15 фунтов и имел менее 20 см в диаметре. А самый тяжёлый, весом в 400 пудов, был отлит в 1750 году знаменитым мастером Константином Слизовым (он был главой цеха всех пушкарей и колокольников Москвы) как раз для храма Воскресения в Кадашах.
В 1960-х годах здание отреставрировали и передали научно-реставрационному центру имени Грабаря. После Перестройки в 1992-м образовался приход храма. Но передали здание РПЦ только в 2006.