96,6K подписчиков

Уроки от ВВС Индии: Как американские F-16 станут "звёздами" в российском небе

85K прочитали

Новый кошмар для НАТО предрек аналитик Джастин Бронк из Королевского института объединенных служб. Он будет выглядеть как быстрое, эффективное и массовое уничтожение самолетов F-16, которые окажутся в зоне операции. При условии, что противник вообще осмелится их применять. Европейские страны в сумме наобещали передать режиму не менее 85 старых истребителей. И Бронк уверен – даже если эта армада вылетит вся разом, ВКС РФ снесут её до конца дня. Под тоскливый вой из Брюсселя.

Зачем именно нужны боевикам эти истребители?

Абстрактное обоснование того, что ради победы над Россией надо просто передавать как можно больше и как можно лучшего оружия её врагам, больше не работает. Потому что у каждого оружия есть свои сильные стороны и применять его надо целенаправленно. Иначе получается горелый металлолом и ехидные комментарии в соцсетях. Поэтому если раньше вояки канючили F-16 просто так, «шоб було», то теперь требуется конкретика для его применения.

F-16
F-16

И она есть, имя ей – авиабомбы с УМПК. Новинка, которая в прямом смысле изменила ход современной войны, и принесла уже много побед РФ. Но главное, противодействия этому оружию пока не придумано. Да и вряд ли получится, ведь оно и задумывалось как провокационное средство, чтобы вынуждать противника тратить средства ПВО без внятных результатов. Но данный тактический прием вовсе не нов, а потому и ответ на него давно известен.

Нужно бить не по оружию, а по его носителям. Стараться сбивать не мелкие и дешевые бомбы, а российские самолеты, которые их сбрасывают. Тем приходится входить в чужое воздушное пространство, несмотря на дальность полета бомб с УМПК, а потому они законная военная цель. Значит, для F-16, как истребителя-ветерана, есть подходящая работенка. Плюс пиар-задачи – каждый сбитый Су-34 или даже Су-24 вызовет невероятный ажиотаж в туземных СМИ. Теперь понятно, почему Европа согласилась-таки на передачу самолетов.

Воздушный бой проигран заранее

F-16 в зоне операции придется действовать под постоянным прицелом российских ЗРК С-400, что сильно ограничит их возможности. В идеале в такой ситуации надо летать низенько, прячась среди складок местности. Но вот беда, Су-34 запускают бомбы с УМПК как раз с больших высот. Логика простая – чем выше, тем более разреженный воздух и меньше аэродинамическое сопротивление. А потому любой боеприпас летит дальше и быстрее.

AIM-120 AMRAAM
AIM-120 AMRAAM

Обратная ситуация, когда нужно поразить самолет в вышине с низкой высоты, на которой F-16 условно безопасен от С-400. Ракете во время подъема придется пробиваться через плотные слои атмосферы, тратить энергию на это, что в итоге снизит скорость полета и предельную дальность. Соответственно, шансы поймать шустрый Су-34 закономерно падают. Вероятнее всего, жадные натовцы передадут старые ракеты AIM-120 AMRAAM, у которых дальность и так всего 120 км. А как показала практика, и того меньше.

Если же применять F-16 на больших высотах, то не стоит забывать, что Су-34 не только бомбардировщик, но еще и сам истребитель. Слабее, чем его специализированный на уничтожение всего и вся собрат Су-35, но постоять за себя может. И когда разведка сообщит о появлении F-16 в зоне конфликта, вместе с бомбами на подвесах появятся и ракеты класса «воздух-воздух». А дальше все решит мастерство пилотов, опытных асов ВКС РФ и летунов неприятеля, которые не все надписи в кабине F-16 на английском языке прочесть могут. Исход такого воздушного боя видится очевидным.

Опыт ВВС Индии очень показателен

Что еще хуже для экс-комика, надежды на перелом на поле брани с появлением F-16 были опровергнуты еще в 2019 году, когда индийские ВВС поиздевались над пакистанскими коллегами на этих самолетах. Пара Су-30 перехватила звено вражеских самолетов и стала провоцировать их на атаку. Те отбивались теми самыми ракетами AIM-120 AMRAAM, но истребители российского производства ловко уклонялись от них. В итоге пакистанцы растратили боезапас и решили драпать домой. «Сушки» не могли их преследовать за государственной границей, а жаль.

Су-30
Су-30

Другой показательный случай произошел через год. Пакистанский F-16 обнаружил, как казалось, легкую цель – старенький индийский Миг-21. В ходе скоротечной воздушной дуэли старичок вышел победителем, сбив противника. Потому что под потрепанной обшивкой скрывалась новая начинка, многорежимный радар «Копье» для управления ракетой Р-77 за пределами видимости. На МиГе стоял приемник радиолокационного предупреждения и система наведения для стрельбы ракетами малой дальности Р-73.

При всех своих достоинствах F-16 – самолет из прошлой эпохи, который не раз становился жертвой других истребителей. А ВКС РФ используют новейшие машины, которые пока еще не удавалось сбить натовским оружием. Даже если в кабинах F-16 будут сидеть западные пилоты с большим опытом, это станет лишь отличной тренировкой в реальных условиях для российских летчиков. Так что пусть присылают.