Найти в Дзене
Мир культуры

Васнецов и Блок. Художественная мифология

В 1899 году Александр Блок написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая», указав в подзаголовке «Картина В. Васнецова». Экфрасис (описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте) является достаточно распространенным явлением в поэзии, однако стихотворение Блока, как и картина Васнецова, таит в себе немало интересного. В своем стихотворении поэт изображает картину великого русского художника. На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных.
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!.. Райские птицы Сирин, Алконост и Гамаюн являются популярными образами литературы русского модернизма. Интересно, что в народной традиции птицы Сирин и Алконост являются практически двойниками, однако благодаря картине того же Васнецова «Сирин и
Виктор Васнецов. Гамаюн, птица вещая. 1897. Холст, масло. 214 × 135 см. Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала
Виктор Васнецов. Гамаюн, птица вещая. 1897. Холст, масло. 214 × 135 см. Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала

В 1899 году Александр Блок написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая», указав в подзаголовке «Картина В. Васнецова». Экфрасис (описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте) является достаточно распространенным явлением в поэзии, однако стихотворение Блока, как и картина Васнецова, таит в себе немало интересного. В своем стихотворении поэт изображает картину великого русского художника.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных.
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Райские птицы Сирин, Алконост и Гамаюн являются популярными образами литературы русского модернизма.

Интересно, что в народной традиции птицы Сирин и Алконост являются практически двойниками, однако благодаря картине того же Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» образы эти получили противоположное значение.

Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». 1896. Холст, масло. 133 х 250 см. Государственная Третьяковская галерея.
Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». 1896. Холст, масло. 133 х 250 см. Государственная Третьяковская галерея.

Именно Васнецов вопреки лубочной практике ввел дифференциацию райских птиц по цвету (белая и черная), а также по эмоциональному тону и функции (одна веселая, другая мрачная; одна выражает радость, другая — печаль).

Обе картины Васнецова демонстрировались в 1899 г. на персональной выставке художника и после выставки приобрели необыкновенную популярность.

Предложенный художником способ дифференциации трех райских птиц (радость, печаль, пророческий дар) был не только быстро усвоен культурой, но и ретроспективно повлиял на восприятие народной традиции, существующей задолго до появления картин Васнецова.

Блок продолжил традицию, созданную русским художником. Вместе с тем поэт и сам наполнил художественную мифологию оригинальными нюансами. В интерпретации Блока пророчество птицы Гамаюн представляется в историческом и социальном ключе.