Найти тему

О-о! В 2024 году умерла Аська. А как она появилась и развивалась?

Оглавление

От первого массового мессенджера до средства сбыта запрещенных веществ — краткая история ICQ.

26 июня 2024 года Аська перестанет существовать и останется только в сердцах людей 30+. Самое время вспомнить, как этот мессенджер подарил всему миру радость онлайн-общения и ушел в небытие, оставив лишь эхо знаменитого оповещения.

1996–1997. Израильские программисты создают первый массовый мессенджер

Аська — не первая программа для общения в сети. Еще в 1988 году финский программист Яркко Ойкаринен создал IRC. Эта программа, в которой пользователи создавали каналы, где могут общаться до нескольких десятков человек (во всяком случае в 90-е и начале нулевых было так). Приватное общение тоже присутствовало, но только с участниками канала. А сами каналы располагались на разных серверах, к которым нужно было еще подключиться. Кроме того, пользователи не могли видеть, кто онлайн, а кто оффлайн. То есть чтобы побеседовать, нужно было договариваться заранее (например, через почту) или писать в канале, надеясь, что нужный человек когда-нибудь это увидит.

Идеально было бы все упростить: ввести списки контактов, добавить статусы онлайн\офлайн и дать пользователям возможность связываться друг с другом напрямую через индивидуальный номер или ник. Так в 1996 году и сделали Яир Голдфингер, Арик Варди, Амнон Авир и Сефи Вигизер — молодые израильские разработчики, основавшие компанию Mirabilis и создавшие ICQ.

Яир Голдфингер и Арик Варди в 1998 году. Фото остальных создателей Аськи найти не удалось. Источник: calcalistech.com / Shalom Bar Tal.
Яир Голдфингер и Арик Варди в 1998 году. Фото остальных создателей Аськи найти не удалось. Источник: calcalistech.com / Shalom Bar Tal.

По разным источникам на создание первой версии программы у них ушло от двух до четырех месяцев. Все это время ребята трудились в режиме "подводной лодки": заперлись в квартире и кодили сутки напролет. Первыми пользователями программы стали около 40 человек — все знакомые разработчиков. Через неделю это число возросло до тридцати тысяч, через несколько месяцев — до сотен тысяч, а через год, когда появились версии программы для Windows и Macintosh — почти до пяти миллионов. И все без рекламы.

Пользователи сами приглашали друзей установить программу, которая распространялась бесплатно и отличалась простотой в обращении. Для регистрации нужно было придумать ник и пароль, затем пользователю выдавался индивидуальный номер (UIN), по которому его могли найти другие. И всё — никаких телефонов и смс-кодов.

Йоси Варди, отец Арика Варди и первый инвестор, высоко оценивший ICQ. Источник: Bloomberg / Patrick T. Fallon.
Йоси Варди, отец Арика Варди и первый инвестор, высоко оценивший ICQ. Источник: Bloomberg / Patrick T. Fallon.

Зарабатывать основатели Mirabilis планировали на корпоративных клиентах, которым нужна внутренняя связь. Однако четкого бизнес-плана не было. Даже несмотря на быстро растущую аудиторию, требовались инвестиции. И они нашлись. Йоси Варди (крупный израильский бизнесмен и по совместительству отец Арика), взглянул на количество пользователей Аськи, воскликнул "О-о!" и вложился в компанию сына. Но вдохновило его не только число юзеров.

Варди-старший был под впечатлением от недавнего успеха компании Netscape. В 1994 году она выпустила браузер Netscape Navigator, который покорил мир всего за пару месяцев. А уже в 1995 компания вышла на рынок ценных бумаг и к концу первого дня торгов ее стоимость составила 2,9 миллиардов долларов.

1998–1999. ICQ переезжает в США и покоряет мир

В 1998 году аудитория ICQ растет в среднем на миллион человек в неделю. Этого не могли не замечать другие компании. В частности — AOL (American Online), которая предоставляла услуги интернет-провайдера, создавала различные онлайн-площадки и в том же 1998 году купила Netscape.

В AOL понимали, что будущее за мессенджерами, такими как ICQ. При этом они пытались создать свой аналог, встроенный в браузер Netscape, которым пользовались около 10 миллионов человек. Но даже большая стартовая база пользователей не позволяла игнорировать успех ICQ, достигнутый без всякой рекламы. В середине 1998 года AOL покупает Mirabilis за 287 миллионов долларов и обещает выплатить еще 120 миллионов в течение трех лет. При этом разработкой продукта продолжили заниматься те же люди.

К 1999 году ICQ обладала почти всеми свойствами сегодняшних мессенджеров: сортировкой списка контактов, историей переписки, поиском пользователей, возможностью прикреплять файлы. Но главное — шифрованием данных (стоит сказать, что первые версии программы были максимально незащищенными и "угнать" UIN для мало-мальски подкованного программиста не составляло проблем). Однако окончательно к стандартам сегодняшних мессенджеров ICQ приблизилась в начале 2000-х.

2000-е. В программе появляются звонки, смс и реклама

В 2001 году Аськой пользовались 100 миллионов человек. И на такую огромную аудиторию нельзя было не запустить рекламу. Сначала ее давали в основном компании из Европы и США. В 2004 году появилась реклама российских компаний на русском языке.

Никому из пользователей обилие баннеров, призывающих купить что-то, не понравилось. На многочисленных форумах стали появляться инструкции, "как избавиться от рекламы". Но с этими решениями AOL боролась очень быстро и успешно. Радикально проблему пользователей решили независимые разработчики. Они начали создавать сторонние клиенты, например QIP или Miranda, без рекламы. AOL пыталась бороться и с этим, закрывая доступ к своим серверам, но безрезультатно. Не отягощенные тоннами договоров и корпоративных правил программисты быстро выпускали новые рабочие версии клиентов.

Окно сообщений в клиенте QIP (версия 2005 года). Источник: ixbt.com
Окно сообщений в клиенте QIP (версия 2005 года). Источник: ixbt.com

Тем не менее официальная программа продолжала существовать и даже вооружалась новыми функциями. В начале 2000-х появилась возможность отправлять смс на телефон и получать смс, отправленные с телефона. Через пару лет появились аудио- и видеозвонки. Возможно, вы помните, что их рекламировали как фишку Rambler ICQ — клиента, выпущенного специально для России в 2004 году.

Однако в РФ смс и звонки через Аську большой популярностью не пользовались. Во-первых, из-за дорогих сообщений, во-вторых из-за сложных настроек и плохой связи в программе. Да и зачем все это нужно, когда в 2003 году появился Скайп, который предоставлял ту же услугу без сбоев? Тем не менее Аська оставалась одной из главных программ для текстового общения до конца нулевых.

Главная страница сайта Rambler ICQ в 2004 году. Источник: webarchive.
Главная страница сайта Rambler ICQ в 2004 году. Источник: webarchive.

В 2004 году аудиторию начал "откусывать" только появившийся Facebook. Российскую часть публики начал переманивать запущенный в 2008 году "Вконтакте". Но все это цветочки. Ягодки пошли, когда в 2009 году появился бесплатный мессенджер Whatsapp для андроид-смартфонов. ICQ на андроид вышла больше года спустя. Пауза была губительной. С 2009 по 2010 год Аська лишилась около 35% пользователей.

2010-е. Аська переезжает в Россию и становится мессенджером для темных дел

В 2010 году AOL продает ICQ российской компании Mail.Ru. Та пытается вывести программу на новый уровень и сделать более привлекательной. В частности добавляет возможность входить в аккаунт с нескольких устройств и даже планирует отменить рекламу. Но это не помогает. В 2012 году аудитория мессенджера в мире составляет 12 миллионов, из них 7,9 миллиона — в России. Сравните: в 2001 году мессенджером пользовались 100 миллионов человек по всему миру.

В 2015 году запускают рекламу с Павлом Волей, в которой рассказывают о высоком качестве видеозвонков даже при медленном интернете. Год спустя готовят масштабное обновление: добавляют истории (как в Нельзяграмме); созданные нейросетью маски и фильтры, которые можно применять прямо во время видеозвонков; продвинутое шифрование звонков и массовые чаты. Для того времени — очень даже круто. Но и это не помогло. Аськой пользовались только самые преданные фанаты.

Пожалуй, единственной "отраслью", где мессенджер оставался востребованным, была торговля запрещенными веществами. В 2019 году журналистка провела исследование и выяснила, что в делах о сбыте запрещенных веществ за 2017–2019 годы Аська упоминается 2786 раз, уступая только Телеграмму (4707 раз).

Маски во время звонка в ICQ. Источник: ICQ.
Маски во время звонка в ICQ. Источник: ICQ.

2020-е: мертвеца воскрешают, но неудачно

В 2020 году VK Group (бывшая Mail.Ru Group) выпустила программу ICQ New. Она мало чем отличалась от большинства мессенджеров. И ставка, вероятно, снова была сделана на ностальгию. Но успехом программа не пользовалась. В результате 26 июня 2024 года приложение приостановит работу — оно уже исчезло из всех официальным магазинов. Видимо, навсегда. Хочется лишь снять шляпу и сказать прощальное "О-о!".

Источник: icq.com.
Источник: icq.com.

___________________________

Надеемся, статья вам понравилась. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.

А это российский ноутбук серии Fplus* Flaptop R. От 39 000 рублей и с бесплатной доставкой.

Яркий IPS-экран с диагональю 15,6 раскрывается на 180 градусов

● Процессоры Intel и AMD последних поколений

● Оперативная память до 16 Гб и SSD-накопитель до 1 Тб.

● Прочный алюминиевый корпус и до 7 часов автономной работы

-9

*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle.