От первого массового мессенджера до средства сбыта запрещенных веществ — краткая история ICQ.
26 июня 2024 года Аська перестанет существовать и останется только в сердцах людей 30+. Самое время вспомнить, как этот мессенджер подарил всему миру радость онлайн-общения и ушел в небытие, оставив лишь эхо знаменитого оповещения.
1996–1997. Израильские программисты создают первый массовый мессенджер
Аська — не первая программа для общения в сети. Еще в 1988 году финский программист Яркко Ойкаринен создал IRC. Эта программа, в которой пользователи создавали каналы, где могут общаться до нескольких десятков человек (во всяком случае в 90-е и начале нулевых было так). Приватное общение тоже присутствовало, но только с участниками канала. А сами каналы располагались на разных серверах, к которым нужно было еще подключиться. Кроме того, пользователи не могли видеть, кто онлайн, а кто оффлайн. То есть чтобы побеседовать, нужно было договариваться заранее (например, через почту) или писать в канале, надеясь, что нужный человек когда-нибудь это увидит.
Идеально было бы все упростить: ввести списки контактов, добавить статусы онлайн\офлайн и дать пользователям возможность связываться друг с другом напрямую через индивидуальный номер или ник. Так в 1996 году и сделали Яир Голдфингер, Арик Варди, Амнон Авир и Сефи Вигизер — молодые израильские разработчики, основавшие компанию Mirabilis и создавшие ICQ.
По разным источникам на создание первой версии программы у них ушло от двух до четырех месяцев. Все это время ребята трудились в режиме "подводной лодки": заперлись в квартире и кодили сутки напролет. Первыми пользователями программы стали около 40 человек — все знакомые разработчиков. Через неделю это число возросло до тридцати тысяч, через несколько месяцев — до сотен тысяч, а через год, когда появились версии программы для Windows и Macintosh — почти до пяти миллионов. И все без рекламы.
Пользователи сами приглашали друзей установить программу, которая распространялась бесплатно и отличалась простотой в обращении. Для регистрации нужно было придумать ник и пароль, затем пользователю выдавался индивидуальный номер (UIN), по которому его могли найти другие. И всё — никаких телефонов и смс-кодов.
Зарабатывать основатели Mirabilis планировали на корпоративных клиентах, которым нужна внутренняя связь. Однако четкого бизнес-плана не было. Даже несмотря на быстро растущую аудиторию, требовались инвестиции. И они нашлись. Йоси Варди (крупный израильский бизнесмен и по совместительству отец Арика), взглянул на количество пользователей Аськи, воскликнул "О-о!" и вложился в компанию сына. Но вдохновило его не только число юзеров.
Варди-старший был под впечатлением от недавнего успеха компании Netscape. В 1994 году она выпустила браузер Netscape Navigator, который покорил мир всего за пару месяцев. А уже в 1995 компания вышла на рынок ценных бумаг и к концу первого дня торгов ее стоимость составила 2,9 миллиардов долларов.
1998–1999. ICQ переезжает в США и покоряет мир
В 1998 году аудитория ICQ растет в среднем на миллион человек в неделю. Этого не могли не замечать другие компании. В частности — AOL (American Online), которая предоставляла услуги интернет-провайдера, создавала различные онлайн-площадки и в том же 1998 году купила Netscape.
В AOL понимали, что будущее за мессенджерами, такими как ICQ. При этом они пытались создать свой аналог, встроенный в браузер Netscape, которым пользовались около 10 миллионов человек. Но даже большая стартовая база пользователей не позволяла игнорировать успех ICQ, достигнутый без всякой рекламы. В середине 1998 года AOL покупает Mirabilis за 287 миллионов долларов и обещает выплатить еще 120 миллионов в течение трех лет. При этом разработкой продукта продолжили заниматься те же люди.
К 1999 году ICQ обладала почти всеми свойствами сегодняшних мессенджеров: сортировкой списка контактов, историей переписки, поиском пользователей, возможностью прикреплять файлы. Но главное — шифрованием данных (стоит сказать, что первые версии программы были максимально незащищенными и "угнать" UIN для мало-мальски подкованного программиста не составляло проблем). Однако окончательно к стандартам сегодняшних мессенджеров ICQ приблизилась в начале 2000-х.
2000-е. В программе появляются звонки, смс и реклама
В 2001 году Аськой пользовались 100 миллионов человек. И на такую огромную аудиторию нельзя было не запустить рекламу. Сначала ее давали в основном компании из Европы и США. В 2004 году появилась реклама российских компаний на русском языке.
Никому из пользователей обилие баннеров, призывающих купить что-то, не понравилось. На многочисленных форумах стали появляться инструкции, "как избавиться от рекламы". Но с этими решениями AOL боролась очень быстро и успешно. Радикально проблему пользователей решили независимые разработчики. Они начали создавать сторонние клиенты, например QIP или Miranda, без рекламы. AOL пыталась бороться и с этим, закрывая доступ к своим серверам, но безрезультатно. Не отягощенные тоннами договоров и корпоративных правил программисты быстро выпускали новые рабочие версии клиентов.
Тем не менее официальная программа продолжала существовать и даже вооружалась новыми функциями. В начале 2000-х появилась возможность отправлять смс на телефон и получать смс, отправленные с телефона. Через пару лет появились аудио- и видеозвонки. Возможно, вы помните, что их рекламировали как фишку Rambler ICQ — клиента, выпущенного специально для России в 2004 году.
Однако в РФ смс и звонки через Аську большой популярностью не пользовались. Во-первых, из-за дорогих сообщений, во-вторых из-за сложных настроек и плохой связи в программе. Да и зачем все это нужно, когда в 2003 году появился Скайп, который предоставлял ту же услугу без сбоев? Тем не менее Аська оставалась одной из главных программ для текстового общения до конца нулевых.
В 2004 году аудиторию начал "откусывать" только появившийся Facebook. Российскую часть публики начал переманивать запущенный в 2008 году "Вконтакте". Но все это цветочки. Ягодки пошли, когда в 2009 году появился бесплатный мессенджер Whatsapp для андроид-смартфонов. ICQ на андроид вышла больше года спустя. Пауза была губительной. С 2009 по 2010 год Аська лишилась около 35% пользователей.
2010-е. Аська переезжает в Россию и становится мессенджером для темных дел
В 2010 году AOL продает ICQ российской компании Mail.Ru. Та пытается вывести программу на новый уровень и сделать более привлекательной. В частности добавляет возможность входить в аккаунт с нескольких устройств и даже планирует отменить рекламу. Но это не помогает. В 2012 году аудитория мессенджера в мире составляет 12 миллионов, из них 7,9 миллиона — в России. Сравните: в 2001 году мессенджером пользовались 100 миллионов человек по всему миру.
В 2015 году запускают рекламу с Павлом Волей, в которой рассказывают о высоком качестве видеозвонков даже при медленном интернете. Год спустя готовят масштабное обновление: добавляют истории (как в Нельзяграмме); созданные нейросетью маски и фильтры, которые можно применять прямо во время видеозвонков; продвинутое шифрование звонков и массовые чаты. Для того времени — очень даже круто. Но и это не помогло. Аськой пользовались только самые преданные фанаты.
Пожалуй, единственной "отраслью", где мессенджер оставался востребованным, была торговля запрещенными веществами. В 2019 году журналистка провела исследование и выяснила, что в делах о сбыте запрещенных веществ за 2017–2019 годы Аська упоминается 2786 раз, уступая только Телеграмму (4707 раз).
2020-е: мертвеца воскрешают, но неудачно
В 2020 году VK Group (бывшая Mail.Ru Group) выпустила программу ICQ New. Она мало чем отличалась от большинства мессенджеров. И ставка, вероятно, снова была сделана на ностальгию. Но успехом программа не пользовалась. В результате 26 июня 2024 года приложение приостановит работу — оно уже исчезло из всех официальным магазинов. Видимо, навсегда. Хочется лишь снять шляпу и сказать прощальное "О-о!".
___________________________
Надеемся, статья вам понравилась. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.
А это российский ноутбук серии Fplus* Flaptop R. От 39 000 рублей и с бесплатной доставкой.
● Яркий IPS-экран с диагональю 15,6 раскрывается на 180 градусов
● Процессоры Intel и AMD последних поколений
● Оперативная память до 16 Гб и SSD-накопитель до 1 Тб.
● Прочный алюминиевый корпус и до 7 часов автономной работы
*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle.