Согласно анализу, опубликованному американским Центром стратегических и международных исследований, Китай потратил $230,8 млрд за более чем десять лет на развитие собственной индустрии производства электромобилей.
Масштаб государственной поддержки составляет 18,8% от общего объема продаж электромобилей в период с 2009 по 2023 год, сообщил Скотт Кеннеди, глава отдела китайского бизнеса и экономики CSIS. Он отметил, что соотношение таких расходов к продажам электромобилей снизилось с более чем 40% в годы, предшествовавшие 2017 году, до чуть более 11% в 2023 году.
Эти выводы появились на фоне планов ЕС ввести пошлины на импорт китайских электромобилей из-за использования субсидий в их производстве.
В прошлом месяце США объявили о повышении пошлин на импорт китайских электромобилей до 100%.
Кеннеди отметил, что поддержка Пекином сферы производства и продажи электромобилей включает в себя немонетарную политику, которая отдает предпочтение собственным автопроизводителям перед иностранными. Он также отметил, что США не создали столь же привлекательных условий, как Китай, для развития своей индустрии электромобилей.
«Есть некоторые исключения, но в целом западные автопроизводители и правительства медлили и были недостаточно агрессивны», — сказал он.
Государственные субсидии не обязательно направлялись непосредственно на разработку автомобилей. В первые годы развития сферы электромобилей в Китае министерство финансов обнаружило, что по крайней мере пять компаний обманули правительство на сумму более 1 млрд юаней ($140 млн).
Автомобили китайского производства также выиграли от растущего проникновения электромобилей в стране, в результате чего они заняли рынок, некогда прибыльный для иностранных автопроизводителей. Конкурентная среда очень жесткая, аналитики Bank of America заявили, что крупным автопроизводителям США следует покинуть Китай и сосредоточить свои ресурсы в другом месте.
«Независимые автомобильные аналитики и западные автопроизводители, с которыми я разговаривал, согласны с тем, что китайские производители электромобилей и аккумуляторов добились огромного прогресса, и к этому следует относиться серьезно», — подчеркнул Кеннеди.
Он отметил, что обширная государственная поддержка и рост рынка китайских компаний по производству электромобилей еще не привели к значительному увеличению прибыли.
«В хорошо функционирующей рыночной экономике, — считает эксперт, — компании будут более тщательно оценивать свои инвестиции в новые мощности, и появление такого резкого разрыва между спросом и предложением, вероятно, приведет к консолидации отрасли».
Согласно анализу CLSA по состоянию на первый квартал, чистая прибыль BYD на автомобиль снизилась за последние 12 месяцев до эквивалента $739. По последним данным, у Tesla этот показатель упал до $2919.
В прошлом году индустрия электромобилей столкнулась с интенсивной ценовой войной: автомобильные компании либо снижали цены, либо запускали более дешевые линейки продуктов.
Китайский стартап по производству электромобилей Nio, который все еще работает в убыток, ожидает, что около десятка автопроизводителей уйдут с китайского рынка, там останется от 20 до 30 игроков.
США наращивают усилия по поддержке индустрии электромобилей. Закон о снижении инфляции, подписанный в августе 2022 года, выделил $370 млрд на продвижение чистых технологий.
Кеннеди отметил, что закон предоставляет кредит в размере $7,5 тыс. для покупки электромобиля, отвечающего требованиям. Это контрастирует со средней поддержкой Китая на покупку электромобиля в размере $4,6 тыс. в 2023 году, что ниже $13,8 тыс. в 2018 году.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China has spent at least $230 billion to build its EV industry, new study finds (CNBC)
Автор: Тимофей Лапин