Истребитель Су-47 "Беркут".
Следующий необычный самолёт – российский истребитель Су-47 «Беркут».
В авиастроении принято разделять летательные аппараты на поколения. Каждое поколение обладает определённым набором качеств. После создания истребителей четвёртого поколения Су-27 и МиГ-29 надо было двигаться дальше. Поскольку советские истребители четвёртого поколения появились позже своих конкурентов F-15, F-16 и благодаря таланту конструкторов, они имели преимущество в характеристиках. Может быть, небольшое, но тем не менее. США вынуждены были отвечать и начали разработку самолётов пятого поколения раньше. Вообще, в послевоенном авиастроении США часто опережали СССР. В СССР делали ответ и он во многих случаях был лучше американского варианта. В 1981 году в США составили требования к новому истребителю, но конкурс на его разработку начался в 1986 году и завершился выбором победителя в 1990 году. Победителем стала машина YF-22. Основными характеристиками истребителя пятого поколения являются: сверхзвуковая крейсерская скорость, малая радиолокационная заметность, сверхманёвренность.
В СССР тоже не собирались довольствоваться достигнутым. Созданием нового истребителя занималось ОКБ Микояна и Гуревича и ОКБ Сухого. Работа МиГ воплотилась впоследствии в истребитель «1.44».
В 1983 году М.П. Симонов был назначен генеральным конструктором ОКБ Сухого. Если хочешь превзойти конкурентов, надо быть оригинальным.
М.П. Симонов предложил разрабатывать самолёт с крылом обратной стреловидности. Обычно самолёты, летающие на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях, имеют стреловидное крыло, напоминающее наконечник стрелы, с отогнутыми назад концами. Крыло обратной стреловидности напоминает наконечник стрелы, направленный назад.
Подобное крыло имеет преимущества: лучшее аэродинамическое качество, лучшая управляемость на малых скоростях и больших углах атаки, большая дальность, лучшие несущие свойства, противоштопорные характеристики.
Недостатки тоже есть: неустойчивость самолёта, изгибающие моменты от потока воздуха, требующие повышенной прочности конструкции.
Первыми в создании самолёта с крылом обратной стреловидности были немцы. К 1944 году они разработали, к апрелю 1945 года построили и испытали бомбардировщик «Юнкерс» Ju-287. Завод в Дессау, где проходила сборка, был занят американцами, но, поскольку находился в советской зоне оккупации, вскоре был исследован советскими специалистами, которые обратили внимание на интересный самолёт, собрали всё, что могли. Работы по летательным аппаратам с крылом обратной стреловидности были в дальнейшем продолжены в СССР, в том числе вывезенными немецкими специалистами. Но особого развития не получили из-за трудностей с преодолением недостатков данной компоновки на имевшемся уровне техники.
Следующими, кто занялся крылом обратной стреловидности (КОС) были американцы, проведшие большую исследовательскую программу на самолёте X-29.
Тем не менее, далее экспериментального самолёта дело не пошло.
В СССР М.П. Симонов, наверное, обладал информацией об исследованиях в Германии и в послевоенные годы. Было с чего начинать. ОКБ Сухого ориентировалось в первую очередь на создание палубного истребителя, напомню, что на вооружение был принят палубный Су-33, победивший в конкурсе МиГ-29К. Для палубного самолёта хорошие взлётно-посадочные характеристики важны, а КОС их обеспечивало.
Через несколько лет проектирование было передано М. Погосяну. Самолёт получил обозначение С-37 «Беркут».
В начале 1990-х годов ситуация в СССР, а затем в России, привела к прекращению финансирования большинства программ разработки вооружений на фоне экономического и социального кризиса.
ОКБ Сухого продолжило разработку на свои средства. Их хватило на постройку и начало испытаний одного прототипа. Самолёт оснастили имевшимися двигателями Д30Ф-6. На серийных машинах предполагалось использовать двигатели с отклоняемым вектором тяги АЛ-41Ф.
25 сентября 1997 года С-37 совершил первый полёт. В средствах массовой информации через короткое время провели кампанию, связанную с разработкой машины. Хороших новостей в России 1990-х годов было мало и любой успех страны был важен.
Испытания самолёта шли. МиГ тоже поднял «1.44» в воздух. В мировой практике были ситуации, когда передовая машина, которая слишком долго строилась или доводилась устаревала. Возможно, заложенные при проектировании требования были несоответственными реальным успехам конкурентов. На фоне американского F-22 успехи, видимо, были не очень хорошими.
С-37 показывался на авиасалонах МАКС. В 2001 году он был переименован в Су-47 «Беркут» и производил неизменное впечатление на зрителей и специалистов.
Благодаря применению композиционных материалов удалось создать прочное и лёгкое крыло. Переднее горизонтальное оперение предотвратило ранний срыв потока с крыла. Интегральная компоновка и КОС обеспечили дальность полёта и прекрасную манёвренность. Двигатели имеют форсажную тягу по 15500 кгс. Самолёт имеет встроенную 30-мм пушку и внутренний отсек вооружения.
Полученный при создании Су-47 опыт имел большое значение. Совершенствование аэродинамики и материаловедения способствует прогрессу. Поскольку было принято решение о продолжении разработки перспективного истребителя, ни «1.44», ни Су-47 не стали его основой, но несомненно внесли свой вклад в его создание. Российский истребитель пятого поколения разработан ОКБ Сухого и постепенно занимает место в ВКС России, он имеет обозначение Су-57.
Видео (при использовании youtube.com надо иметь ввиду, что по данным Роскомнадзора иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ, ссылки на видео на Youtube продублированы другими источниками):