Сейчас в Москве проходит Летний фестиваль губернских театров " Фабрика Станиславского", с 20 по 29 июня. На фестивале представлены лучшие спектакли в традициях психологического театра, и Сергей Безруков, худрук Московского губернского театра, руководит и фестивалем.
Вот программка.
Как можно видеть из расписания, вчера мне довелось посетить спектакль " Мудрец/ы" по пьесе Островского " На всякого мудреца довольно простоты" питерского театра " На Литейном".
Казалось бы... Старая, всем знакомая пьеса. Я понимала, что фестиваль предложит трактовку с некоторой изюминкой, с подвывертом, так сказать. Возможно, перекроит режиссер моего любимого Островского, как Бог черепаху( или что там произошло с ней?), перенесет действие в наши дни или костюмер наваляет с историческими костюмами, или... Да мало ли что? Опасалась, в общем новых прочтений.
Как пролетели три с лишним часа- не заметила! Ребята, это- огонь! Даже огнище , я б сказала!
Классика ведь чем и хороша, что не устаревает, а только ярче высвечивает проблемы , выбранные автором, этим она и современна всегда, и бессмертна.
Режиссер Сергей Морозов - мо-ло- дец! Да, время и место действия изменены- и это не наше время, а недалекое будущее ( мне так показалось), а место- некие интерьеры в высотном здании города N- city ( лифты курсируют с 00 этажа до 99), костюмы в трех цветах- красном, белом и чёрном, вполне себе модные, а вот текст- Островского! Без изменений! Но как же он там органичен- сказочно просто! Вся история небогатого, но смышленого и беспринципного Егора Глумова тоже сохранена во всех деталях, и смотрится актуальным фельетоном- а ведь вполне такое могло произойти( да я уверена, что и происходит) в наши дни и ясен намек, что конца и края таким коллизиям нет. Все абсолютно узнаваемо, будто телевизор смотришь, кстати, он там и есть, повернут к персонажам передом к зрителям задом)), иногда и включен и несет то иностранную мелодию, то политический бред, а то вдруг споет задушевно " Мы эхо, мы долгое эхо друг друга... " голосом Анны Герман- аккурат, когда Машеньку тетка склоняет выйти замуж по ее указке, а не по любви. Песня звучит ностальгически, а слова Маши " я не пойду замуж без денег и благословения, буду послушна и ничего с собой не сделаю. А буду жить весело! ... и каяться"- цинично.
Есть в постановке некоторые моменты, которые я считаю находками режиссёра.
Во- первых, эти уже упомянутые лифты. Этажи в них меняются, они ездят и вверх, и вниз, намекая на "социальный лифт", эдакое воплощение современной карьерной лестницы, по которой можно взлететь наверх, а можно и скатиться кубарем. С лифтом возможностей больше- движение быстрее, но лифт может оказаться занятым или вообще сломаться и дым идет. Впрочем, дым еще и намекает на некую инфернальность, как и красно- черная гамма одежды героев, где и белое присутствует, но эдакой насмешкой- перевертышем, а вовсе не символом невинности. Недаром невеста оказывается в черном платье и красном парике, а черноволосая любовница в красном платье.
Во- вторых, зеркала. Ах, как они многозначны! В них смотрятся персонажи, в них же отражаются и зрители, и конечно, внутренняя отделка лифтов- зеркальная! Если задуматься, то что такое сам по себе Глумов? Он поставил себе целью выползти наверх путем подхалимажа, лизоблюдства, угодничества и иже с ними. Поэтому он и зеркалит каждого, от кого зависит. Он сам- зеркало! А зеркало, отражающееся в зеркале, образует коридор, ведущий ( везущий в лифте) в потустороннее! Символ на символе!
Ну и на закуску- в- третьих, узкий луч прожектора, преследующий Глумова в финальной сцене, сцене его разоблачения и последнего монолога. Он- человек на грани, плюющийся этой вот " правдой" направо и налево, признающийся и обличающий все и вся, а за ним и " большой брат"( а может, это камера слежения? А может, глумовская путеводная звезда, мм?) наблюдает за ним, вырисовывая извилистый путь его метаний и провожающий его дымом в зеркальный лифт, множащий его сущности и увозящий его на 99! ААААА!!!!! Не на этаж 00, а на самый верх!!! ЭТО ШЕДЕВРАЛЬНО!!!
Я все ладони себе отбила аплодируя.
Вот реально современное бережное прочтение старой пьесы, которой годы лишь добавили актуальности. И, главное, представлено все так захватывающе и так понятно! Браво!