Найти тему
Леди Веснушка

Черно-красно-белый зеркально- дымный Островский

Сейчас в Москве проходит Летний фестиваль губернских театров " Фабрика Станиславского", с 20 по 29 июня. На фестивале представлены лучшие спектакли в традициях психологического театра, и Сергей Безруков, худрук Московского губернского театра, руководит и фестивалем.

Вот программка.

-2

Как можно видеть из расписания, вчера мне довелось посетить спектакль " Мудрец/ы" по пьесе Островского " На всякого мудреца довольно простоты" питерского театра " На Литейном".

Казалось бы... Старая, всем знакомая пьеса. Я понимала, что фестиваль предложит трактовку с некоторой изюминкой, с подвывертом, так сказать. Возможно, перекроит режиссер моего любимого Островского, как Бог черепаху( или что там произошло с ней?), перенесет действие в наши дни или костюмер наваляет с историческими костюмами, или... Да мало ли что? Опасалась, в общем новых прочтений.

Как пролетели три с лишним часа- не заметила! Ребята, это- огонь! Даже огнище , я б сказала!

Классика ведь чем и хороша, что не устаревает, а только ярче высвечивает проблемы , выбранные автором, этим она и современна всегда, и бессмертна.

Режиссер Сергей Морозов - мо-ло- дец! Да, время и место действия изменены- и это не наше время, а недалекое будущее ( мне так показалось), а место- некие интерьеры в высотном здании города N- city ( лифты курсируют с 00 этажа до 99), костюмы в трех цветах- красном, белом и чёрном, вполне себе модные, а вот текст- Островского! Без изменений! Но как же он там органичен- сказочно просто! Вся история небогатого, но смышленого и беспринципного Егора Глумова тоже сохранена во всех деталях, и смотрится актуальным фельетоном- а ведь вполне такое могло произойти( да я уверена, что и происходит) в наши дни и ясен намек, что конца и края таким коллизиям нет. Все абсолютно узнаваемо, будто телевизор смотришь, кстати, он там и есть, повернут к персонажам передом к зрителям задом)), иногда и включен и несет то иностранную мелодию, то политический бред, а то вдруг споет задушевно " Мы эхо, мы долгое эхо друг друга... " голосом Анны Герман- аккурат, когда Машеньку тетка склоняет выйти замуж по ее указке, а не по любви. Песня звучит ностальгически, а слова Маши " я не пойду замуж без денег и благословения, буду послушна и ничего с собой не сделаю. А буду жить весело! ... и каяться"- цинично.

Есть в постановке некоторые моменты, которые я считаю находками режиссёра.

Во- первых, эти уже упомянутые лифты. Этажи в них меняются, они ездят и вверх, и вниз, намекая на "социальный лифт", эдакое воплощение современной карьерной лестницы, по которой можно взлететь наверх, а можно и скатиться кубарем. С лифтом возможностей больше- движение быстрее, но лифт может оказаться занятым или вообще сломаться и дым идет. Впрочем, дым еще и намекает на некую инфернальность, как и красно- черная гамма одежды героев, где и белое присутствует, но эдакой насмешкой- перевертышем, а вовсе не символом невинности. Недаром невеста оказывается в черном платье и красном парике, а черноволосая любовница в красном платье.

Во- вторых, зеркала. Ах, как они многозначны! В них смотрятся персонажи, в них же отражаются и зрители, и конечно, внутренняя отделка лифтов- зеркальная! Если задуматься, то что такое сам по себе Глумов? Он поставил себе целью выползти наверх путем подхалимажа, лизоблюдства, угодничества и иже с ними. Поэтому он и зеркалит каждого, от кого зависит. Он сам- зеркало! А зеркало, отражающееся в зеркале, образует коридор, ведущий ( везущий в лифте) в потустороннее! Символ на символе!

Ну и на закуску- в- третьих, узкий луч прожектора, преследующий Глумова в финальной сцене, сцене его разоблачения и последнего монолога. Он- человек на грани, плюющийся этой вот " правдой" направо и налево, признающийся и обличающий все и вся, а за ним и " большой брат"( а может, это камера слежения? А может, глумовская путеводная звезда, мм?) наблюдает за ним, вырисовывая извилистый путь его метаний и провожающий его дымом в зеркальный лифт, множащий его сущности и увозящий его на 99! ААААА!!!!! Не на этаж 00, а на самый верх!!! ЭТО ШЕДЕВРАЛЬНО!!!

Я все ладони себе отбила аплодируя.

Вот реально современное бережное прочтение старой пьесы, которой годы лишь добавили актуальности. И, главное, представлено все так захватывающе и так понятно! Браво!

Снято сама знаю как, колористику хотела если не показать, то хоть намекнуть на нее.
Снято сама знаю как, колористику хотела если не показать, то хоть намекнуть на нее.