Найти тему
Андрей Войчук

Коршуновы – Вишневецкие – Адоратские – Вишневские (к Болдыревым, Маловым). Родословная. Обобщение прочитанного.

Оглавление

Коршуновы – Вишневецкие – Адоратские – Вишневские (к Болдыревым, Маловым). Родословная. Обобщение прочитанного.

Род Адоратских внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского собрания от 23.11.1877 г. и утвержден указом Герольдии от 28.12.1877 г.

Первое поколение.

1. Коршунов Василий.

Дети:

2-1. Коршунова Фекла Васильева (1780 г.р.).

3-1. Коршунов Иван Васильевич (Иоанн Васильев) (1781 г.р.).

Второе поколение.

2-1. Коршунова Фекла Васильева (1780 г.р.).

С семьей брата (Ивана Коршунова) приехала в с. Сотниково Чебоксарского уезда. Здесь в 1810 г. вышла замуж за сотниковского пономаря-вдовца Луку Иванова, на 17 лет старше нее [1763 г.р.].

Дети Луки Иванова от первой жены:

4-2. Сын.

5-2. Сын.

6-2. Дочь.

7-2. Дочь.

3-1. Коршунов Иван Васильевич (Иоанн Васильев) (1781 г.р.).

В 1792-1798 гг. обучался в Казанской духовной семинарии. В 1798 году духовная семинария в городе Казани преобразована в духовную академию. В духовной академии Иван Васильевич учился до 1804 года. Получил знания по грамматике, поэзии, риторике, философии, богословию, церковной истории, красноречию, греческому, еврейскому и французскому языкам. По окончании академии направлен священником в Казанскую Богородицкую церковь с. Фролов Ясак Тетюшского уезда Казанской губернии. Высокообразованный священник весь свой путь служителя культа прошел отлично, стал благочинным и протоиереем. Уже в августе 1804 г. его определили депутатом (смотрителем) к церквам Тетюшского уезда, и до середины 1810 г. безупречно служил священником и депутатом. По его желанию в июне 1810 г. переведен священником в Введенскую церковь чувашского села Сотниково Чебоксарского уезда (ныне Мариинско-Посадского района Чувашской Республики). Сюда он прибыл вместе с женой Екатериной Степановной Дивногорской (1785-после 1848), двухлетним сыном Петром, родной сестрой девицей Феклой Васильевой, 30 лет, служанкой Феклой Николаевой, 17 лет. И здесь И.В. Коршунов, уже в 1811 г., определен депутатом 13 церквей Чебоксарского уезда. В 1818 г. награжден бронзовым крестом для ношения на персях [перси – грудь; отсюда – наперсный крест] на Владимирской ленте «в знаменование эпохи 1812 года». В сентябре 1820 г. он назначен благочинным к тем же 13 церквям. В июне 1825 г. И.В. Коршунов переведен на должность священника Казанской Богородицкой церкви с. Сундырь (ныне г. Мариинский Посад) «для успокоения волновавшихся бываго [бывшего] священника Матфея Соловьева прихожан и причта». В марте 1826 г. за беспорочное прохождение должности он награжден скуфьею, в сентябре 1828 г. – набедренником «за долговременное служение алтарю Господню при благочестивой жизни и исправное прохождение должности благочиннической», в ноябре 1829 г. казанским архиепископом Филаретом рукоположен в протоиереи, в марте 1830 г. награжден камилавкою, в 1837 г. – наперсным крестом за сбор средств в пользу бедного духовенства. В 1843 г. И.В. Коршунов определен на должность законоучителя во вновь открытое в с. Сундырь приходское училище и вскоре назначен наставником этого училища (служил здесь до июня 1848 г.). Судим и штрафован не был.

Долгое время в семье И.В. Коршунова жила его сестра Фекла, которая в 30-ти летнем возрасте вышла замуж за вдовца Луку Иванова, старше ее на 17 лет. Он служил алтарником в храме и от первого брака имел четырех детей.

5 июня 1848 г. И.В. Коршунов оставил службу в Сундыре в возрасте 67 лет и через некоторое время вместе со своей супругой переехал в Казань к сыну Степану Адоратскому.

Когда его сыновья начали обучаться в Казанской духовной семинарии, то преподаватели их часто путали и тогда приехавший с инспекцией в семинарию высокий чин, во избежание путаницы распорядился, чтоб отец дал им разные фамилии: старшие Петр (1808 г.р.) и Павел (1812 г.р.) получили фамилию Вишневецкие, Василию (1815 г.р.) была сохранена фамилия отца – Коршунов, а младший Степан (1816 г.р.) его сестра Александра (1819 г.р.) стали Адоратскими.

Дети:

4-2. – 7-2. Дети вдовца Луки Иванова, за которого вышла замуж Коршунова Фекла Васильевна.

8-3. Вишневецкий Петр Иванович (1808 г.р.).

9-3. Вишневецкий Павел Иванович (1812/1813-31.01.1869).

10-3. Коршунов Василий Иванович (1815 г.р.).

11-3. Адоратский Степан Иванович (Стефан Иоаннович) (1816/1817-23.08.1882).

12-3. Адоратская Александра Ивановна (1819 г.р.).

Третье поколение.

4-2. – 7-2. Дети вдовца Луки Иванова, за которого вышла замуж Коршунова Фекла Васильевна.

8-3. Вишневецкий Петр Иванович (1808 г.р.).

Родился в семье протоиерея Иоанна Коршунова. В 1826 году обучался в Казанской духовной семинарии. Окончил ее. Стал священником.

9-3. Вишневецкий Павел Иванович (1812/1813-31.01.1869).[i]

Родился в с. Сотниково Чебоксарского уезда (ныне Мариинско-Посадского района Чувашской Республики) в семье протоиерея Иоанна Коршунова, закончил Казанскую духовную семинарию в 1835 году по второму разряду. 30 сентября 1835 года по решению Правления Казанской семинарии направлен в Свияжское духовное приходское училище учителем высшего и низшего классов. С 24 августа 1836 года оставлен в духовном училище учителем в высшем классе. 25/29 марта 1839 года Преосвященнейшим Анатолием, архиепископом Симбирским и Сызранским рукоположен во священника к церкви святого великомученика Димитрия Солунского села Новые Параты Казанского уезда Казанской губернии, где и прослужил до самой кончины.

Тридцать лет нес пастырскую службу в Паратском приходе. Жители поселения знали его как строителя приходского храма и как основателя первой церковно-приходской школы в этой местности.

На территории прихода церкви села Новые Параты проживало немало язычников. С первого года служения и до последних дней жизни своей отец Павел всемерно старался искоренять их заблуждения и суеверия, препятствовал идолопоклонническим молениям, жертвоприношениям и обрядам. С отеческой любовью, забывая свой покой, он часто проводил в беседах дни и ночи, научая паству всякому доброму делу и отклоняя от всего, что противно воле Божией.

Священник Покровской церкви г. Казани Стефан Иоаннович Адоратский в 1869 г.в Известиях по Казанской Епархии № 5, на стр.136 писал о священнике Павле Вишневецком: «Край этот до поступления его на место служения был мрачен языческим изуверством. Он с первого года и до последних дней жизни своей всемерно старался искоренять все языческие заблуждения, нечестивые моления, жертвоприношения и обряды и насаждать Святую веру в сердцах ваших, обучать вас благочестию и жизни богоугодной. И с какою пастырскою любовью, забывая свой покой, он часто дни и ночи проводил в беседах с каждым из вас, научая всякому доброму делу, и отклоняя от всего, что противно воли Божией».

25 октября 1860 года были освящены престолы во имя святого великомученика Димитрия Солунского и во имя Святителя Николая Чудотворца, а на следующий день состоялось освящение храма во имя Святой Живоначальной Троицы[ii] протоиереем Казанского кафедрального собора Виктором Вишневским и благочинным церквей Казанского уезда священником Гавриилом Мелановским.

7 июня 1861 г. отцу Павлу Вишневецкому за благоразумие и предусмотрительность при производстве следственного дела и примирения вражды между ссорящимися лицами была объявлена признательность от Епархиального начальства.

1867. По распоряжению казанского епархиального начальства 15 сентября 1867 года в г. Казани состоялся первый съезд депутатов от духовенства Казанской епархии по делу о приведении в действие Высочайше утвержденных уставов и штатов духовных семинарий и училищ. В правление по благочиниям Казанского уезда избран священник села Парат Павел Вишневецкий.[iii]

Перед кончиной отец Павел тяжело болел. Перенося страдания по-христиански, он неоднократно исповедовался, причащался Святых Таин, а за день до отхода в мир иной соборовался. За три часа до кончины батюшка сам прочел первую половину канона на исход души, вторую выслушал при чтении диакона, а потом прочел окончательную молитву. После этого отец Павел благословил родных, всех присутствовавших, попрощался с супругой и мирно скончался 31 января 1869 года в 12 часов дня.

3 февраля в 9 часов утра по прибытии отца настоятеля Раифской пустыни, архимандрита Варлаама, прихожане вынесли гроб с телом почившего приходского священника из старой деревянной церкви с. Старые Параты и понесли в новую каменную церковь, построенную его пастырскими трудами и заботами, в которой архимандрит Варлаам совершил литургию и погребение отца Павла у восточной стены храма.[iv]

Стефан Адоратский в надгробном слове сказал: «Утешимся… воспоминанием добрых свойств души и добрых обильных плодов трудолюбивой жизни почившего, чтобы сердца наши, успокоясь от скорби, возблагодарили Бога за почившего, что Господь даровал ему, как верному рабу Своему, безпреткновенно совершить свое земное поприще, положить все свои силы на неослабные труды служения Церкви Божией, и после всех неусыпных забот своего священного служения с спокойным духом и в умилительных чувствах веры и преданности Богу почить сном смертным подобно тому, как трудолюбивый земледелец после тяжких неустанных трудов дневных предается крепкому, оживляющему его силы телесные, сну… И теперь только яснее видишь, как много потрудился и как неутомим был почивший на поприще своего служения. Его неусыпными заботами, при помощи благотворителя, посланного ему Богом, и при содействии прихожан, воздвигнут этот благолепный храм, который со всех сторон издалека виден, и который из века в век будет напоминать о нем, благопопечительном пастыре, всем любящий благолепие Дома Божия, которые будут искать здесь и находить себе отраду и божественную радость, в скорбях и страданиях, неразлучных с земной жизнью, и благодатную помощь Божию в своих трудах и занятиях».[v]

1869. «Некролог. 31 января сего года, в 12 часу дня после тяжкой грудной болезни мирно скончался напутствованный неоднократно таинствами исповеди и причастия, и за день до кончины напутствованный таинством елеосвящения, священник села Патар Казанского уезда Павел Иванович Вишневецкий. Он сам за три часа до смерти прочел первую половину канона на исход души, а вторую выслушал при чтении дьякона, и потом, не могши разобрать слов, так как зрение уже стало тускнуть, за дьяконом прочел окончательную молитву. За час благословил свою супругу и детей и всех присутствовавших; потом дал последнее целование своей супруге и через несколько минут спокойно испустил последний вздох.

Этот ревностный пастырь в тридцать лет своего служения много потрудился в искоренении языческих заблуждений, которых крепко держались до него черемисы, прихожане того села. Он перевел на черимисский язык лугового наречия книгу «День святой жизни» - произведение в Бозе почившего преосвященного Григория, бывшего митрополита Казанского, которая и отпечатана в 1861 году. Эту книгу, между прочим, нередко читал почивший своим прихожанам, руководствуя их к жизни богоугодной и отвлекая от заблуждений язычества. Остались и другие краткие сочинения его на черемисском языке.

Погребение его совершено 3 числа февраля. В 9 часов утра по прибытии о. настоятеля Раифской пустыни архимандрита Варлаама был совершен вынос тела почившего священника на руках прихожан из старой деревянной церкви села парат в новую каменную, воздвигнутую его пастырскими трудами и заботами, при которой приготовлена была могила у восточной стороны храма. Литургию и погребение совершил о. архимандрит Варлаам в сослужении священников: города Казани Покровской церкви Стефана Адоратского и Николонизской церкви Михаила Полетаева, и сел Казанского уезда: Ильинского священника Иоанна Черкасова и Царевококшайского уезда – Акашева священника Виктора Челнокова; на литургии священником казанской Покровской церкви Стефаном Адоратским произнесено слово, которое здесь и помещается.

Надгробное слово.

Нигде так не требуем мы слова утешения, облегчения от гнетущей душу скорби и разъяснения тайн жизни и вечного спасения, как при гробе ближних; потому, что смерть и гроб разлучают нас с дорогими сердцу; и ничем не удержишь рокового удара, никак не изменишь определания Божия о безвозвратном переселении почивших сном смертным из жизни временной в жизнь вечную, непрестающую. Душа порывается проникнуть в тайну смерти, разгадать, что сокрыто от нас гробовым молчанием и мрачною могилою; а сердце при вековой разлуке с ближними терзается скорьбю и безвременно болезнует. Посему церковь нигде не предлагает столь животворных слов божественного утешения, как при гробе. Чтобы окружающие гроб родные и близкие не предавались безотрадной скорби церковь неумолкно день и ночь совершает при гробе чтение Евангелия или псалтыря, дабы таким образом ни на минуту не оставались без слова божественного утешения и назидания бодрствующие при гробе родные и близкие, скорбящие и неутешно плачущие о невозвратной потере;чтобы животворые слова божественного писания проникая в болезнующие сердца врачевали лютую скорбь, которою поражены бывают окружающие гроб ближнего. И посему ели сде, то при гробе христианина можно не поражаться тою безотрадною скорбью, какой предаются неимеющие упования горней жизни и наследия сокровищ небесных, неувядаемых. Какими умилительными песнопениями, разъясняющими многие тайны жизни и спасения, сопровождает унрковь усопшего на место вечного покоя, совершая надгробное пение над умершими! Внимая этим священным песнопениям, дышушим благодатью утешения и радования о господе, какбы невольно забываешь горе и печаль и погружаешься в глубокие и благоговейные размышления о нашем горнем назначении, и сам стремишься духом и сердцем вслед усопшего, в жизнь горнюю, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, и какбы дышишь воздухом премирным, слышишь и чувствуешь дыхание вечной жизни, вкушая благого глагола Божия и просвещаясь им (Евр. 6, 5)…

Не напрасно, не в праздности и и бездействии провел свою жизнь почивший пастырь; но как служитель Божий, во всем являл себя в великом терпении напастей, бед и огорчений, которые во всю жизнь как бы рекою лились на него, потом в трудах и бдениях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, с оружием правды в правой и левой руке, в великодушии, в благости, в нелицемерной любви, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (Кор. 6. 4-8), терпя всякого рода недостатки, скорби и озлобления (Евр. 11. 37). И он недремленно стоял на своей страже.

И теперь только яснее видишь, как много потрудился и как неутомим был почивший на поприще своего служения. Его неусыпными заботами при помощи благотворителя, посланного ему Богом, и при содействии приходжан воздвигнут этот благолепный храм, который со свех сторон издалека виден, и который из века в век будет напоминать о нем, благопопечительном пастыре, всем людям благолепие Дому Божия, которые будут искать здесь и находить себе отраду и божественную радость в скорбях и страданиях, наразлучных с земною жизнью, и благодатную помощь Божию в своих трудах и занятиях.

Духовные чада почившего пастыря, о благе и спасении душ которых была сердечная, неослабная забота его в продолжении тридцатилетнего пастырского служения его, вознесите с нами теплые молитвы о почившем, вспоминая его пастырские заботы. Край этот до поступления его на место служения был мрачен языческим изуверством. Он с первого года и до последних дней жизни своей всемерно старался искоренить все языческие заблуждения, нечестивые моления, жертвоприношения и обряды и насаждать святую веру в сердцах ваших, обучать вас благочестию и жизни богоугодной. И с какою пастырскою лубовью, забывая свой покой, он часто дни и ночи проводил в беседах с каждым из вас, научая всякому доброму делу, и отклоняя от всего, что противно воле Божией! Вся жизнь его здесь посвящена была благу душ ваших. Об вас воздевал он к Богу свои руки, совершая со всем усердием и благолепием божественные службы. Но сколько препятствий. Сколько глубочайших огорчений он встречал со стороны врага Божия, дьявола, который со своими полчищами непрестанно воздвигал на него разные наветы, желая остановить его ревностное служение благу душ ваших! И сколько клевет и досаждений перенес он! Но все это неизбежно на пути жизни последователя Христова…

Братья святого храма сего! Многие из вас много наветов наносили трудолюбивому своему пастырю. Примиритесь духом с ним при его гробе. Ради блага души вашей просим вас об этом. Он благосердный пастырь перед своею кончиною простил, как и прежде всегда прощал, всем оскорблявшим его, все огорчения, какие переносил от них. Оставьте и вы ваш несправедливый гнев на него. Апостолы Господни убеждают оставить всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие и быть чадами Божьими неповинными. И Господь Спаситель заповедует быть незлобивыми подобно голубям. Эту заповедь для блага душ ваших мы предлагаем вам при гробе почившего вашего пастыря. Что касается до него, то Господь дивно хранил его до конца дней его среди всех зол м бед, утешал и подкреплял своею вышнею помощью и своим дивным промыслом. И почивший глубоко чувствовал и ясно сознавал это. Много раз со слезами, неудержимо льющимися из его очей, он говорил в умилении сердечном: «Бог любит меня и споспешествует во всем своею благодатью. Милость Божия сопровождает меня во все дни жизни». Мы веруем и твердо уповаем, что эта милость Божия сопровождает его и теперь, когда пошел он долиною смерти, и проведет его до наследния вечной жизни. Потому что он, как во всю жизнь, исполнен был живой веры, глубочайшей преданности Богу и пламенной ревности к делу пастырского служения своего, так и скончался в чувстве свесердечной благодарности к Богу за все его милости и щедроты, излитые на него во все дни жизни и совершенной покорности неисповедимым судьбам Божиьм.

Помните, братие, и храните в глубине сердец ваших его пастырские наставления, которые обильно лились из уст его при каждой встрече с вами, его духовными чадами. Помните и не забывайте его пастырскую любовь к вам; и когда будете посещать сей святой храм, его заботами воздвигнутый, всегда проливайте теплую молитву о нем благопопечительном пастыре. Но многих из вас, которые чувствуют его пастырскую любовь и помнят его пастырские труды, нет нужды и убеждать к молитве, потому что при виде его могилы каждый из них невольно вознесет из глубины сердца теплую молитву о нем, и всегда с благодарностью вспомнит его.

Теперь почивший ничего от вас не потребует, как того, чтобы вы, вспоминая его мирную христианскую кончину, были подражателями его вере, его пламенному усердию к храму Божию и другим добродетелям, какие вы видели в нем.

К тебе, осиротевшее семейство, теперь мое слово. Ты по преимуществу нуждаешься в благодатном слове божественного утешения в этом постигшем тебя горе, в этой великой и невозвратной потере. Не предавайтесь, други, безутешной печали, как не имеющие надежды на Бога, всеблагого промыслителя; но утешайте друг друга взаимною любовию, неизменною любовию, чтобы во всю жизнь связанные ею, вы незаметно прошли – каждый свое поприще жизни… твердо помня и храня все заповеданное вам почившим отцем, другом и руководителем вашим. Вы, чада почившего, будьте преданнейшими и покорными чадами своей осиротевшей матери по заповеди вашего чадолюбивейшего отца; радуйте ее вашими успехами в учении, а более всего вашим благонравием и добрым житием.

И Господь Бог не оставит вас своею благодатною помощью во всех путях жизни…

Теперб, братие, в чувствах всесердечной покорности Богу и с сердечною любовию к почившему, придите по гласу Церкви, последнее целование дадим усопшему, и вознесем р нем молитвенные гласы к сладчайшему Искупителю и Господу, да введет его в свою нетленную славу, как верного раба своего и удостоит его наследия со святыми. Аминь».[vi]

«Священник Павел Вишневецкий (1813–31.01./13.02.1869).

Павел Иванович Вишневецкий родился в 1813 году в семье протоиерея Иоанна Вишневецкого. После окончания 30 сентября 1835 года по второму разряду Казанской Духовной семинарии он был определен учителем высшего и низшего классов Свияжского приходского училища, а с 24 августа 1836-го вел занятия только в высшем классе. 25 марта 1839 года архиепископом Симбирским и Сызранским Анатолием (Максимовичем) Павел Вишневецкий был рукоположен во священника к церкви святого великомученика Димитрия Солунского села Новые Параты Казанского уезда Казанской губернии, где и прослужил до самой кончины.

К середине XIX века деревянный храм, построенный в Новых Паратах еще в 1831 году, пришел в ветхость. Задача строительства новой каменной церкви стала одной из важнейших для отца Павла. Частично храм возводился на пожертвования крестьян, а основной вклад внес казанский купец Михаил Платонович Платонов, известный своей благотворительностью на нужды Церкви. 9 июня 1856 года он написал прошение на имя архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова) о своем намерении построить в Новых Паратах каменную церковь, и просил на данное дело архипастырское благословение. Проект здания храма был подготовлен архитектором Ивановым, строительство продолжалось с июля 1856-го по октябрь 1860 года. 25 октября (8 ноября) 1860 года по предписанию Казанской Духовной консистории церковь была освящена в честь Пресвятой Троицы протоиереем Казанского кафедрального собора Виктором Вишневским и благочинным церквей Казанского уезда священником Гавриилом Мелановским. На следующий день освятили приделы во имя святого великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца. И поныне этот благолепный храм напоминает о своем первом настоятеле, как и прежде верующие обретают здесь утешение в скорбях, благодатную помощь и благословение Божие на свои труды.

Помимо совершения богослужений священник Павел Вишневецкий вел активную просветительскую и педагогическую деятельность. В 1859 году батюшка открыл в селе Новые Параты школу для крестьянских детей. Она располагалась в церковной сторожке, содержалась на средства отца Павла, а преподавание в ней велось безвозмездно. Зная в совершенстве луговой марийский язык, батюшка перевел на него книгу митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова) «День святой жизни». Этот перевод был одобрен и издан в 1861 году, книгу эту отец Павел нередко читал своим прихожанам, руководствуя их к жизни богоугодной и отвлекая от заблуждений язычества. Остались после батюшки и другие краткие его сочинения на марийском языке.

На территории прихода церкви села Новые Параты проживало немало язычников. С первого года служения и до последних дней жизни своей отец Павел всемерно старался искоренять их заблуждения и суеверия, препятствовал идолопоклонническим молениям, жертвоприношениям и обрядам. С отеческой любовью, забывая свой покой, он часто проводил в беседах дни и ночи, научая паству всякому доброму делу и отклоняя от всего, что противно воле Божией. Эти его труды получили высокую оценку, 23 декабря 1846 года батюшке было объявлено одобрение епархиального начальства. За ревностную и усердную деятельность в пользу Церкви Божией священник Павел Вишневецкий был награжден также набедренником (1853), скуфьей (1860), камилавкой (1866), бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте, Высочайше установленным в память Крымской войны 1853–1856 годов. 20 декабря 1861 года батюшка удостоился благодарности епархиального начальства за открытие безвозмездной школы для обучения крестьянских мальчиков грамоте.

Перед кончиной отец Павел тяжело болел. Перенося страдания по-христиански, он неоднократно исповедовался, причащался Святых Таин, а за день до отхода в мир иной соборовался. За три часа до кончины батюшка сам прочел первую половину канона на исход души, вторую выслушал при чтении диакона, а потом прочел окончательную молитву. После этого отец Павел благословил родных, всех присутствовавших, попрощался с супругой и мирно скончался 31 января/13февраля 1869 года в 12 часов дня. Погребен батюшка 3 февраля в ограде храма села Новые Параты, Литургию и чин погребения в сослужении духовенства совершил настоятель Раифской пустыни архимандрит Варлаам.

В надгробном слове, произнесенном при отпевании почившего, священник Стефан Адоратский говорил: «Утешимся… воспоминанием добрых свойств души и добрых обильных плодов трудолюбивой жизни почившего, чтобы сердца наши, успокоясь от скорби, возблагодарили Бога за почившего, что Господь даровал ему, как верному рабу Своему, безпреткновенно совершить свое земное поприще, положить все свои силы на неослабные труды служения Церкви Божией, и после всех неусыпных забот своего священного служения с спокойным духом и в умилительных чувствах веры и преданности Богу почить сном смертным подобно тому, как трудолюбивый земледелец после тяжких неустанных трудов дневных предается крепкому, оживляющему его силы телесные, сну». И поныне сведения о трудах отца Павла бережно передаются из поколения в поколение жителями села Новые Параты. 8 ноября 2003 года Йошкар-Олинской и Марийской епархией совместно с администрацией Большепаратской средней школы была учреждена стипендия имени П.И. Вишневецкого, присуждаемая учащимся 2–11 классов, активно участвующим в общественной жизни, достигшим отличных успехов в изучении учебных предметов, показавшим высокие образцы добродетели. Стипендия вручается также и педагогам, представителям администрации школы за особый вклад в дело воспитания и обучения подрастающего поколения. Награждение лауреатов происходит ежегодно 24 мая, в день, когда Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, что также является признанием заслуг отца Павла в деле христианского просвещения населения Марийского края». [vii]

8 ноября 2003 года Йошкар-Олинской и Марийской епархией совместно с администрацией Большепаратской средней школы была учреждена стипендия имени П.И. Вишневецкого, присуждаемая учащимся 2–11 классов, активно участвующим в общественной жизни, достигшим отличных успехов в изучении учебных предметов, показавшим высокие образцы добродетели. Стипендия вручается также и педагогам, представителям администрации школы за особый вклад в дело воспитания и обучения подрастающего поколения. Награждение лауреатов происходит ежегодно 24 мая, в день, когда Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, что также является признаем заслуг отца Павла в деле христианского просвещения населения Марийского края.

Вишневецкий Николай Павлович. Действительный статский советник, кандидат богословия. Благовещенский завод Уфимской губернии. 1907.

Полный с изменениями материал о Коршуновых – Вишневецких – Адоратских – Вишневских и о породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ

[i] По материалам:

Ерошкин Ю. История Марийского края в лицах. XIV-начало XX веков. Йошкар-Ола, 2012.

Грибошникова Дина, Салтуганова Надежда, Михайлова М.М. Подвижник благочестия. Священник Павел Иванович Вишневецкий (1812-1869 гг.) – подвижник благочестия паратского прихода Марийского края. https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47301.php

[ii] Клировая ведомость по благочинию Николаевской церкви в Кукморах кафедрального протоиерея Виктора Вишневского за 1865 год. ГАРТ. Ф. 4. Оп. 97. Д. 48. Л. 289-294.

[iii] ИКЕ. 1867. № 20. Стр. 569.

[iv] Михайлова М.М. Храм Димитрия Солунского и паратская земля. Йошкар-Ола. ООО «Делис», 2007.

[v] ИКЕ. 1869. № 5. Стр. 136.

[vi] ИКЕ. 1869. № 5. Стр. 133-139.

[vii] Ю. Ерошкин. «История Марийского края в лицах. XIV – начало XX веков». Йошкар Ола, 2012.