Выбралась сегодня порисовать к Петропавловке. Ветер такой, что пришлось бегать, ловить бумагу. Хорошо, улетели не этюды. Впрочем, пленэрные работы с отпечатками мухи или кусочками земли ценятся дороже)
Какие ещё задачи может решить пленэр, помимо высветления палитры?
Работа с перспективой и масштабом. Да, безусловно, когда мы в мастерской пишем постановки, вопрос масштаба встаёт сам собой. Разница пленэра и постановки именно в масштабе. Нужно понимать, что выбрав для живописи слишком большой объём работы, глаза будут разбегаться. Масштаб от этого плывёт. Тот же принцип работает и в музее на выставке. Если некуда отойти подальше, то большое полотно не охватить взглядом. Часть эффекта от замысла художника пропадает, когда мы упираемся взглядом и видим только часть. На улице точно так же. Точка обзора с возможностью не крутить головой и видеть сразу всё очень важна.
Ещё разница в динамичности. Динамику пейзажу сообщает солнышко, ветерок, бегущие облака облака, спешащие, или наоборот не спешащие, но мешающие обзору, люди. Пейзаж постоянно меняется - время-то идёт - сбивает настройки глаза. Только что тут была тень, вдруг уже свет. И не очень уверенный в себе художник теряется, начинает исправлять, корректировать и запутывается.
В этот момент важно найти опоры. Вот как раз пленэр в постоянно изменчивой обстановке и помогает эти опоры обнаружить. И настроить глаз на "скелет". Те опорные неподвижные точки, которые не дают сбиться: здания, деревья, полотно дороги.
В такие моменты понимаешь, что стремление написать сразу красивое облачко - вторично.
Нет, облачко безусловно важно, но вторично. В конце концов существует внутренняя память, которую тоже тренирует работа на пленэре.
И потом, природа столь прекрасна, что пока выстраивается композиция, по небу пробежит ещё сто невероятно прекрасных тучек.
На некоторые работы после пленэра я не могу смотреть. И вид на Зимний дворец одна из них.
В ней есть что-то такое, что я разгляжу и пойму только некоторое время спустя. Я знаю.
Недавно ко мне приходила подруга, любительница моей живописи. Покопаться в моих картинах и купить что-то себе.
Мы пили чай, болтали. А потом достали картины. Чтобы лучше рассмотреть, ставили их к стене и рассматривали издалека. Подошла очередь пленэрных работ и я с недоумением и удивлением обнаружила, что оказывается они не столь ужасны, как мне казалось сразу после. А даже очень прекрасны. Потребовалось время, чтобы понять и осознать то, что сделала и сделала неплохо.
Так и Зимний меня бесит. Придётся отложить на пару лет или как минимум до осени.
Лопухинский сад
Тоже из той серии, на которую я пока не могу смотреть. Хотя и вижу, что основной эффект от яркого цвета бумаги, который я оставила и он работает.
В этом, кстати, ещё один интересный момент. Цветная бумага требует нестандартного подхода. Совсем не обязательно писать деревья зелёным, а небо синим. Как правило, для пастели используют светлые и нейтральные цвета бумаги. Облегчает работу поиска цвета. Цветная же подложка требует поиска другого колорита. Особенно яркая или тёмная, как в случае с этюдом Зимнего дворца.
Задача на перспективу понятна. Осталось купить бумагу поярче)