Найти тему

Питер, ветер, солнце и пленэр

Выбралась сегодня порисовать к Петропавловке. Ветер такой, что пришлось бегать, ловить бумагу. Хорошо, улетели не этюды. Впрочем, пленэрные работы с отпечатками мухи или кусочками земли ценятся дороже)

Петропавловский собор. Пленэр 2024. Сухая пастель, тонированная бумага. А3
Петропавловский собор. Пленэр 2024. Сухая пастель, тонированная бумага. А3

Какие ещё задачи может решить пленэр, помимо высветления палитры?

Работа с перспективой и масштабом. Да, безусловно, когда мы в мастерской пишем постановки, вопрос масштаба встаёт сам собой. Разница пленэра и постановки именно в масштабе. Нужно понимать, что выбрав для живописи слишком большой объём работы, глаза будут разбегаться. Масштаб от этого плывёт. Тот же принцип работает и в музее на выставке. Если некуда отойти подальше, то большое полотно не охватить взглядом. Часть эффекта от замысла художника пропадает, когда мы упираемся взглядом и видим только часть. На улице точно так же. Точка обзора с возможностью не крутить головой и видеть сразу всё очень важна.

Вид на стрелку Васильевского острова. Пленэр 2024, сухая пастель, тонированная бумага. А3
Вид на стрелку Васильевского острова. Пленэр 2024, сухая пастель, тонированная бумага. А3

Ещё разница в динамичности. Динамику пейзажу сообщает солнышко, ветерок, бегущие облака облака, спешащие, или наоборот не спешащие, но мешающие обзору, люди. Пейзаж постоянно меняется - время-то идёт - сбивает настройки глаза. Только что тут была тень, вдруг уже свет. И не очень уверенный в себе художник теряется, начинает исправлять, корректировать и запутывается.

Петропавловка. Пленэр 2024 г, сухая пастель, тонированная бумага. А3
Петропавловка. Пленэр 2024 г, сухая пастель, тонированная бумага. А3

В этот момент важно найти опоры. Вот как раз пленэр в постоянно изменчивой обстановке и помогает эти опоры обнаружить. И настроить глаз на "скелет". Те опорные неподвижные точки, которые не дают сбиться: здания, деревья, полотно дороги.

В такие моменты понимаешь, что стремление написать сразу красивое облачко - вторично.

Вид на Кронверкскую набережную. Сухая пастель, тонированная бумага. А3. Пленэр 2024 г.
Вид на Кронверкскую набережную. Сухая пастель, тонированная бумага. А3. Пленэр 2024 г.

Нет, облачко безусловно важно, но вторично. В конце концов существует внутренняя память, которую тоже тренирует работа на пленэре.

И потом, природа столь прекрасна, что пока выстраивается композиция, по небу пробежит ещё сто невероятно прекрасных тучек.

Вид на Зимний дворец. Пленэр 2024 г. Сухая пастель, тонированная бумага. А3
Вид на Зимний дворец. Пленэр 2024 г. Сухая пастель, тонированная бумага. А3

На некоторые работы после пленэра я не могу смотреть. И вид на Зимний дворец одна из них.

В ней есть что-то такое, что я разгляжу и пойму только некоторое время спустя. Я знаю.

Недавно ко мне приходила подруга, любительница моей живописи. Покопаться в моих картинах и купить что-то себе.

Мы пили чай, болтали. А потом достали картины. Чтобы лучше рассмотреть, ставили их к стене и рассматривали издалека. Подошла очередь пленэрных работ и я с недоумением и удивлением обнаружила, что оказывается они не столь ужасны, как мне казалось сразу после. А даже очень прекрасны. Потребовалось время, чтобы понять и осознать то, что сделала и сделала неплохо.

Так и Зимний меня бесит. Придётся отложить на пару лет или как минимум до осени.

Лопухинский сад. Пленэр 2024 г. Масляная пастель, тонированная бумага. А3
Лопухинский сад. Пленэр 2024 г. Масляная пастель, тонированная бумага. А3

Лопухинский сад

Тоже из той серии, на которую я пока не могу смотреть. Хотя и вижу, что основной эффект от яркого цвета бумаги, который я оставила и он работает.

Лопухинский сад. Дача Громова. Пленэр 2024. Масляная пастель, тонированная бумага. А3
Лопухинский сад. Дача Громова. Пленэр 2024. Масляная пастель, тонированная бумага. А3

В этом, кстати, ещё один интересный момент. Цветная бумага требует нестандартного подхода. Совсем не обязательно писать деревья зелёным, а небо синим. Как правило, для пастели используют светлые и нейтральные цвета бумаги. Облегчает работу поиска цвета. Цветная же подложка требует поиска другого колорита. Особенно яркая или тёмная, как в случае с этюдом Зимнего дворца.

Задача на перспективу понятна. Осталось купить бумагу поярче)