Дети с аутизмом, сенсорной алалией, ОНР 1-го уровня с трудом или совсем не понимают обращенную к ним речь. Проблемы с пониманием речи могут быть и при хорошем слухе. Слух - это функция не только ушей. Уши - это приемник, в них находятся рецепторы, которые улавливают звуковые сигналы, а вся дальнейшая работа происходит в головном мозге. Получается, что слышим мы не ушами, а мозгом.
Обработка речи - это самая трудоемкая работа для мозга. Слуховое восприятие начинается еще во внутриутробном периоде.
Слуховое внимание развивается поэтапно. Сначала ребенок учится различать неречевые звуки, например, стук, мычание коровы, музыкальные инструменты и прочее. Мозг воспринимает поступающую информацию, расшифровывает, анализирует, сопоставляет с уже знакомыми данными.
Речь ребенок понимает тоже не сразу: сначала малыш начинает различать интонации, тембр голоса, основываясь на мимике. Потом он начинает понимать речь в привычных бытовых ситуациях. Далее понимание речи расширяется: ребенок соотносит названия предметов и действий со словами в разных ситуациях и разной обстановке. Так со временем ребенок начинает понимать речь уже независимо от ситуации.
На консультации по речевому развитию родители уверяют, что «ребенок все понимает, но не говорит». Но всегда нужно проверить уровень понимания речи:
- позвать ребенка по имени;
- дать простые инструкции, например, «дай маме мячик»;
- дать двусоставные инструкции, например, «положи красный мячик в синюю коробку».
Бывает, что ребенок никак не реагирует на обращенную речь. Родители уверяют, что он «просто не слышит», «занят новыми игрушками» и т.д. Тогда специалист шуршит оберткой от конфеты или начинает играть с музыкальной игрушкой, и ребенок сразу обращает внимание на педагога.
Помимо работы над развитием речи, необходима работа и над ее понимаем. И очень важно правильно общаться с ребенком дома, чтобы закреплять полученные на занятиях навыки и развивать понимание. Ребенку находится в привычной для него обстановке, ориентация на ситуативные моменты - идеальная подпорка для занятий.
Важно! Обращайтесь к ребенку короткими фразами, повторяйте фразы и свои действия несколько раз подряд. Делайте паузы между фразами, давая ребенку время ответить, при этом смотрите на него вопросительно. Старайтесь быть на одном с ним уровне.
Ниже будут примеры упражнений, которые можно применять где угодно и адаптировать в различных ситуациях: при уборке, во время приема пищи, подготовке ко сну, когда ребёнок умывается и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОМОГИ МНЕ!»
- Взрослый: Принеси тарелку.
- Что ты принес?
- Правильно, тарелку. Тарелку.
- Это тарелка. Что это? Это тарелка. И т.д. и т.п.
- Важно обратить внимание ребёнка: чтобы он одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.
СИТУАЦИЯ «СОБИРАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ».
- Взрослый: Что мы достали? – Куртку.
- Что это такое? – Куртка.
- Что сейчас мы надели? – Куртку.
- Что мы достали? – Шапку.
- Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.
Цель «понимать обращённую речь или научить ребенка реагировать на обращенную речь» - очень абстрактная. Для ее достижения нужно поставить маленькие, но важные задачи:
- Научить ребенка слушать речь.
- Научить выполнять простые поручения по словесной инструкции.
- Научить речевому подражанию, ориентируясь на ситуацию при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ эмоциональном контакте.
- Расширить словарный запас.
Ваша задача - комментировать свои действия, обратить внимание ребёнка на ситуацию и пытаться вести диалог. Да, диалог получается так себе. Но все начинается с малого. Именно так мы разговариваем с малышами. Иначе большинство родителей совершают одну и ту же ошибку: ребёнок молчит и они молчат.