Информация о дорогах, по которым придется перемещаться автопутешественникам, представляется довольно важной. В этой статье я попытаюсь описать состояние трасс от Санкт –Петербурга до Плесецка, через Вытегру, Пудож и Каргополь.
Р-21 «Кола»
Начинам наш путь по трассе Р-21 (E-105) «Кола». Раньше эта трасса именовалось М-18. Он связывает Санкт-Петербург с Мурманском, и заканчивается у границы с Норвегией за полярным кругом.
От кольцевой дороги Санкт-Петербурга (А-118), на восток уходит четырехполосное шоссе.
На участке до поселка Разметелево расположено много АЗС, различных брендов – Роснефть, Татнефть, Сургутнефтегаз, Teboil. Можно заправиться перед дальней дорогой. За мостом через реку Неву, находится Музей-панорама «Прорыв блокады» и диорама «Прорыв блокады Ленинграда», с выставкой военной техники.
Чуть далее располагается пост ДПС, перед которым следует снижать скорость. В районе посёлка Синявино, на 45 км, есть АЗС «Газпромнефть». А на развязке с трассой А -120 висит камера на скорость.
Четырехполосное шоссе, заканчивается перед повороту к населенному пункту Назия (ст. Жихарево), на 74 км. Однако, в районе 57 км, есть участок, длиной в пару сотен метров, где из-за пересечения трассы с трубопроводом, до сих пор движение осуществляется по двухполосному шоссе, что провоцирует образование пробок в пиковое время.
Далее шоссе имеет по одной полосе в каждом направлении. В Дусьево есть АЗС Сургутнефтегаз и камера на 60 км/ч. Заодно можно посмотреть на памятник легендарной «Полуторке».
Небольшой участок с четырехполосным шоссе, длиной примерно в 1 км, встречается в районе моста через р. Лава, на 80 км.
Перед мостом через реку Волхов. В поселке Юшково, расположен небольшой рынок, где можно купить свежую и копченую рыбу, ну и другие продукты. Там же есть и кафе. Перед Юшково, на 120 км, АЗС «Роснефть».
Мост через Волхов новый, двойной; вернее состоит из двух мостов. Получается по две полосы в каждом направлении. Видимо, это задел на будущее – когда-нибудь четырехполосное шоссе дотянут и до Волхова.
В целом дорога от КАД, до реки Волхов весьма хорошая, если без пробок то моно преодолеть ее примерно за 1 ч 20 мин.
Сразу за мостом от трассы Р-21, ответвляется автодорога А – 114. Она ведет на Вологду. Но мы продолжаем движение прямо. Дорога по прежнему двухполосная, но автомобилей становится меньше, особенно грузовых фур – часть уходит на Вологодскую трассу. В посёлке Сясьстрой, ограничение скорости 40 км/ч; есть камеры. Покрытие дороги отличное, да вообще ехать здесь приятно.
Между поселками Сясьстрой и Лодейным Полем располагается несколько небольших населенных пунктов: Селивановское, Потанинское, Волосово, Манихино, поселок Паша (здесь есть ж/д станция), Доможирово, Заостровье, Шамокша. На протяжении многих километров на этом участке установлены заборы от диких животных (прежде всего лосей).
В посёлке Паша, на 176 км. АЗС «Роснефть». Перед поселком Доможирово, на 184 км АЗС «Лукойл». Рядом с заправкой неплохое кафе «Фермер». Зал очень уютный, стилизован по деревенскую избу, украшен чучелами животных. Мы не раз здесь останавливались, попить кофе с пирожками. Рядом с кафе есть и небольшой магазинчик с выпечкой и фермерской продукцией.
На 212 км начинается обход Лодейного Поля. На этом обходе встречается одна АЗС «Сургутнефтегаз» на 232 км.
Дорога А-215
Через пару километров, почти в самом конце дороги, обходящей Лодейное Поле, мы покидаем трассу Р-21 «Кола» и съезжаем на дорогу А-215, которая имеет протяжённость 790 км, идет через Вытегру, Каргополь и Плесецк, и в конце концов, в селении Брин-Наволок вливается в федеральную трассу М-8.
От лодейнопольского обхода до города Подпорожье 38 км. Дорога здесь имеет чуть худшее покрытие, чем на федеральной Р-21. Но в целом можно ехать с максимально возможной дозволенной скоростью.
Примерно через 20 км есть ответвление к музейно-этнографическому комплексу «Мандроги».
В Подпорожье можно заправиться на АЗС КиТЭк, на повороте к обходу Подпорожья, либо проехать 300 м вглубь населенного пункта и там будет АЗС «Сургутнефтегаз». После Подпорожья дорога идет практически без населенных пунктов. Камер на скорость тоже нет. И связи часто тоже нет.
Через 48 км после Подпорожья, будет указатель на храм Святого Георгия Победоносца на Юксовском погосте в селе Родионово. Это самый старый деревянный храм Ленинградской области – был основан в 1493 году!
После поворота на посёлок Вознесенье, асфальт заканчивается.
Начинается грунтовая дорога, до границы с Вологодской областью (14 км). В настоящее время грейдер здесь вполне приличный, можно ехать 50-60 км/ч. Но по отзывам, когда долго идут дожди или после таянья снега, дорога здесь размокает и разбивается. Лучше этот участок объезжать – свернуть на Вознесенье, и через дер Кипрушино до дороги идущей вдоль берега Онежского озера (15 км). Там поворачиваем направо и через 11 км сова возвращаемся на А-215. Крюк порядка 10 км, но зато все время по асфальту.
Как только мы пересекаем границу с Вологодской областью начинается отличный асфальт.
Перед деревней Оштинский погост (Ошта) будет АЗС «Севергазнефть». С самой деревне есть магазины, сбербанк, кафе и столовая. И связь присутствует. Отличная дорога идет до деревни Нижняя Водлица.
После опять начинается грунтовая дорога. Здесь путь проложен по болоту, внизу лежат бревна, дорога тонет.
В распутицу здесь ехать очень не комфортно. Знаю, что бывали случаи, когда в грязи застревали не только легковые автомобили, но и рейсовые междугородние автобусы. Но, вроде как в последние годы дорогу подсыпали, такой грязи больше нет, бревна тоже не выступают из-под грунта. Но ям и колей много. К счастью, такой участок довольно короткий - всего 6 км. Сразу после деревни Кедра начинается хороший асфальт до самой Вытегры.
В деревне Палтога, проезжающие могут полюбоваться на красивый деревянный храм – шестиглавую церковь Богоявления Господня (1733 г) и стоящею рядом с ней, каменную Знаменскую Церковь (1810 г.).
При въезде в Вытегру располагается АЗС Лукойл. В центре Вытегры, на перекрестке п. Леина и Советского проспекта, расходятся две дороги. В Каргополь можно попасть по обоим путям. Поэтому туда мы поедем свернув на Советский проспект в сторону города Пудож. Советский проспект переходит в Пудожский тракт, дорогу A-119 «Вологда — Медвежьегорск» (ранее Р5).
Дорога А-119
Состояние дороги до Пудожа по большей части отличное. В Вологодской области асфальт хороший, ровный, движение не активное. Но разгоняться особо не стоит – на дороге довольно много камер на скорость.
Большинство из них рабочие (проверено радар-детектором). После границы с Карелией, ближе к Пудожи, асфальт чуть более «уставший», зато камер почти нет.
Любителям старины, могу порекомендовать через 40 км после Вытегры, на 365 км дороги, свернуть в деревню Саминский Погост. Там всего пол километра от трассы. И вы увидите Церковь Ильи Пророка - единственную сохранившуюся деревянную шатровую церковь в окрестностях Вытегры. Храм был построен в 1692-1702 годах. Очень красиво она смотрится с противоположного берега речки Самины, куда можно проехать по недавно отреставрированному деревянному мосту.
Перед городом Пудож, трасса пересекает большую реку Водла. После моста метров через 250, можно перекусить в кафе «Дорожное». Относительно не дорого и вкусно.
В Пудоже есть АЗС «Роснефть», уже на выезде из города, по направлению к Медвежьегорску. Рядом с заправкой находятся две точки общепита «Пора покушать» и «Пит-стоп». Также есть и не сетевая АЗС «Go», на дороге ведущей в сторону Каргополя. А рядом с ней гостевой дом – «Мотель Пудож».
Центральная ул. в Пудоже называется Комсомольская. Чтобы попасть в Каргополь, нам надо свернуть с неё на ул. Полевая. Там есть указатель на Каргополь.
Дорога 86К-287
Дорога Пудож-Каргополь имеет номенклатуру 86К-287. В Каргополе она не заканчивается, а продолжается на восток до Няндомы, и далее до Долматово, где упирается в федеральную трассу М-8.
После Пудожи проложен отличный новый асфальт.
В районе поселка Кривцы ведутся работы по реконструкции моста через реку Водлу. Есть и несколько участков реверсивным движением – дорога ремонтируется.
В целом дорога заасфальтирована до границы с Архангельской областью. Как только въезжаем в Архангельскую область – начинается грунтовка. Качество неплохое. Можно ехать 60-70 км/ч. Но дорога извилистая.
При въезде в Архангельскую область сразу видим деревянный указатель «Кенозерский национальный парк».
Чтобы попасть в его каргопольский сектор, нужно свернуть по указателю на деревню Морщихинская (поворот через 7,5 км после пресечения границы регионов). В деревне располагается визит-центр парка, где можно ознакомится с маршрутами парка и оформить разрешение на пребывание.
Едем дальше. Примерно за 6 км до деревни Ватмановская, перед мостом через речку Сиянга, грунтовка наконец заканчивается и начинается отличная асфальтированная дорога уже до Каргополя.
Да, камер от Пудожи до Каргополя мы не заметили.
Опять же для тех кому интересно старинное деревянное зодчество. В Ватмановской есть отворот (по указателю) к церкви Сретения Господня. 6 километров грунтовки (проехать можно на любой машине) - и вы в урочище Красная Ляга. Уже с дороги видим храм постройки 1655 года. От окружающей его деревни уже ничего не осталось, а храм в одиночестве возвышается посреди поля.
Затем дорога нас приводит в старинный русский город Каргополь. Здесь много всего интересного, но про него надо писать отдельную статью.
Здесь же речь про дороги. У Каргополя с севера есть объездная дорога. Кстати на ней располагаются две АЗС: «Ресурс –Ойл» и сетевая «Роснефть».
На перекресте с круговым движением (он как раз посередине между этими двумя АЗС), мы покидаем дорогу 86К-287 и сворачиваем налево, уже нам знакомую А-215.
Дорога А-215
Первые 30 км этой дороги в сторону Плесецка. Весьма посредственного качества. Асфальт разбит, местами вспучен. Много больших ям. Двигаться нужно осторожно, чтобы случайно не убить колесо. Временами вообще проще ехать правым колесом по обочине.
Но через 30 км, прямо как в другой регион въезжаем (хотя административно ничего не меняется) - далее и до самого Плесецка, чудесный, ровненький асфальт.
Движение минимальное, камер практически нет. Но и заправок, на всем перегоне Каргополь-Плесецк длиной в 174 километра вы не увидите! Правда, вроде как есть заправка в селе Конево, рядом с трассой. Так что лучше запасайтесь топливом заранее.
Для любителей необычного: если в районе деревни Монастырская, съехать с трассы по указателю на «Липаково», то переправившись на пароме через реку Онега, можно посмотреть на действующую Липаковскю узкоколейную железную дорогу. Если повезет – то и даже прокатиться по УЖД. Подробнее об этой дороге я писал тут:
Далее в деревне Фёдово есть придорожное кафе и своя пекарня. Здесь выпекают хлеб для всей округи.
В Плесецке можно заправиться на АЗС «Роснефть». Там две таких заправки. Одна у трассы А-215, другая в глубине города, за железной дорой, по направлению к городу Мирному. Есть кафе и гостиница.
Мы закончили наше автопутешествие у стелы при въезде в закрытый город Мирный. Закрытый потому, что там располагается космодром Плеск. В принципе попасть в Мирный можно, но нужно предварительно оформлять пропуск.
В Плесецке мы развернулись и двинулись обратно на юг. До Каргополя дорогу я уже описал. От Каргополя мы ещё прокатились по дороге 86К-287 до Няндомы (80 км) и обратно – надо было посадить одного члена нашего экипажа на поезд. Дорога весьма хорошего качества, нареканий не возникло. Ну есть, разве, небольшие трещинки на асфальте.
Теперь вернемся к трассе А 215 от Каргополя до Вытегры. Километров 10 на запад идет неплохой асфальт. А потом начинается грейдер. Грейдер широкий, но довольно каменистый, много крупного гравия. Ехать можно 80-90 км/ч. Но потряхивает.
Такой большой и широкий грейдер проложен до границы между Архангельской и Вологодской областями.
В Вологодской области дорога сужается. Становится более неровной. Скорость падает до 60-70 км/ч. Местами на дороге видны старые бетонные плиты. Но этой дорогой пользуются даже водители большегрузов; мы встретили здесь пару фур. Отмечу, что 15 лет назад, это дорога была в ужасном состоянии. Тогда здесь нормально было проезжать только на внедорожниках, мосты были в полуразрушенном состоянии.
Сейчас мосты все отреставрированы, дорога отсыпана и выровнена, можно ехать без проблем.
От поселка Солза, на границе регионов, и до деревни Панкратово 28 километров. На этом участке нет ни одного населённого пункта и связи. А вскоре после Панкратово (за деревней Елинская) начинается асфальт. Через 9 км выезжаем на 233 км федеральной трассы А 119 «Вологда — Медвежьегорск». Это более кроткий и удобный путь. Формально дорога А- 215 от Панкратово идет через деревни Прокшино и Мироново, и длина пути будет 12 км.
Дорога А-119
От этой точки, до Вытегры остается 90 км. Дорога А-119 в очень хорошем стоянии, но иногда встречаются камеры. В населенных пунктах ближе к Вытегре попадаются знаки ограничения скорости 40 км/ч.
К Вытегре едем параллельно Волго-Балтийскому каналу. На дороге стоят указатели на шлюзы – Шлюз 5, Шлюз 4 и т.д. При желании можно съехать с трассы, посмотреть на шлюзы и проходящие через них суда.
В Вытегру мы приезжаем с юго-востока и в центре города попадаем на перекресток, где ушли на север. На этом описание маршрута заканчиваю.
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!