Лекция для преподавателей и аспирантов МИИТа
27 мая 2013 года, т.е. уже 11 лет назад, на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения Президент России В. Путин объявил о планах построить в 2014-2018 годах ВСМ Москва — Казань с возможностью в дальнейшем продления до Екатеринбурга. В 2014 году мне довелось заниматься формированием технических требований к высокоскоростному электропоезду. Причем задача выглядела очень амбициозной, если не сказать фантастической. Нигде в мире поезда не ездили с пассажирами в регулярной эксплуатации с заявленной скоростью 400 км/ч. Впрочем и сейчас в 2024 году тоже не ездят.
Была собрана профессиональная команда, проведена серьезная аналитическая и исследовательская работа, которая позволила определить ключевые показатели и характеристики электропоезда, которые с одной стороны обеспечивали решение поставленных задач, и с другой были реализуемы. Технические требования к высокоскоростному электропоезду были утверждены в 2015 году. К сожалению, эта история тогда не получила развития: ни разработка поезда, ни строительство ВСМ не были запущены. В 2018 году проект заморозили. Но мы четко понимали, что правительство к нему вернется, и вернется очень скоро. При этом полученные знания и идеи не должны были затерялись в бурных информационных потоках.
Чтобы новые люди, которые должны будут прийти в новый проект, не начинали свою историю с нуля, необходимо было максимально распространить идеи и принципы проведенного научного исследования. И, в конечном итоге, так и произошло в августе 2023 года, после того, как Президент России В. Путин заявил о наступлении момента для реализации проекта ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Начальная точка, с которой стартовал проект создания нового высокоскоростного электропоезда не стала нулевой.
Во-первых, результаты этой работы были опубликованы в Вестнике ВНИИЖТ в 2015 году, статья доступна на сайте elibrary.ru для ознакомления и скачивания. Кроме того, результаты исследований докладывались на многих научно-технических мероприятиях как в России, так и на международных конференциях.
Но наиболее полное изложение было сделано для преподавателей и аспирантов МИИТа. 16 февраля 2017 года меня пригласили в университет прочитать лекцию на тему о Технических требованиях высокоскоростных электропоездов. По тому интересу, с которым зал слушал, по вопросам, которые слушатели задавали, могу сделать оценку о реальной их заинтересованности. Получилось реально интересно и познавательно. С этой лекцией я выступал еще несколько раз. Сохранилось видео того первого выступления, которое хочу предложить Вам, уважаемые читатели.
И хотя, некоторые тезисы и представленные данные к настоящему времени немного устарели, тем не менее общие принципы и научные подходы должны быть интересны специалистам, и тем кто хотел бы разобраться в данном вопросе.
Лекция записана в двух частях. Приглашаю к просмотру и изучению.
Продолжение лекции здесь.
Олег Назаров