1 февраля 1966 года пилот авиации США Дитер Денглер принимает участие в бомбардировке Северного Вьетнама. В районе границы с Лаосом его самолёт сбивают, но лётчик чудом остаётся жив. Впереди - долгие месяцы плена, пыток, голода, и дерзкий побег, который он организовал совместно с другими заключёнными...
«Вернер – ты ли это?» - Спрашиваешь себя уже через пять минут после начала фильма. На экране – самодовольная рожа Кристиана Бэйла, а всё происходящее слишком напоминает «Стелс». Надежда на то, что это кино ставил всё же Вернер Херцог, появляется примерно тогда, когда Бэйл начинает бегать по джунглям, и ручная камера иногда выхватывает такие виды, что думаешь – ну вот, узнаю автора «Носферату: Призрак ночи».
Однако дальше Бэйл попадает в плен, несмотря на немецкое происхождение, ведёт себя как заправский тупоголовый американец. И даже исхудавшие актёры второго плана, кажется, ему не рады, поскольку он – главная звезда этой картины. Уж не знаешь, в кого запустить камень первым – в Бэйла или в Херцога? Ну пусть будет Бэйл – не зря тут используются фразы вроде «Бэйл попадает в плен», потому что «Спасительный рассвет» - тот фильм, который заставит вас задаться вопросом – а с чего вообще кто-то взял, что Кристиан Бэйл хороший актёр?
Его стопроцентное непопадание в образ Дитера Денглера резко заставит вспомнить все приёмы актёра, от которых он мог вызывать неприятие в «Поезде на Юму» или «Бэтмене» и ещё некоторых фильмах. Уж больно одинаков. Реальный герой «Спасительного рассвета», Дитер Денглер, прошёл через настоящий ад – и ни Херцогу, который впечатлился историей соотечественника, ни Бэйлу, который тут вообще скорее навязан продюсерами, не удаётся передать всех тягот и лишений, через которые прошёл Денглер.
Бэйл опять худеет, но это ни разу не сказывается на его игре. Видно, что сегодняшнюю порцию калорий он уже употребил в своей гостинице, где прекрасно выспался. Если подход Херцога настолько прямолинеен – дескать, Дитер выжил благодаря тому, что никогда не унывал – то даже в рамках его Бэйл ужасен. Ну не веришь, что он скитается по джунглям без еды и воды уже вторую неделю, не веришь совершенно. Просто Кристиан Бэйл на прогулке перед камерами. Вот и всё.
Стив Зан и тот убедительнее выглядит. А Джереми Дэвис, кажется, настолько вжился в роль Чарльза Мэнсона за 2 года до этого в «Хелтер Скелтере», что с тех пор так и не может выбраться из этого образа. Во всяком случае его перформанс вызывает недоумение в не меньшей степени, чем Бэйл. Что касается сценария и режиссуры Херцога – идея особых нареканий не вызывает, но вот воплощение оказалось каким-то совершенно… чужеродным. С другой стороны, а стоило ли вообще ждать чего-то выдающегося на таком материале?
Херцог откровенно разочаровался в собственном творчестве после «Фицкарральдо», в 90-ые на 10 лет оставил игровое кино, уйдя в документалистику, после чего переехал в США. И вот тут, видимо, кроется некая разгадка, отчего же «Спасительный рассвет» так плох. Поскольку на уровне сценария это совершенно проамериканская картина, так ещё и написанная совершенно по-американски.
Херцог городит отсебятину, которая не обусловлена совершенно ничем. В своём сценарии он лепит из Денглера 100% героя путём искажения фактов. А факты таковы, что побег планировали ещё до прибытия Денглера в лагерь, в том числе уже рис откладывали, и гвоздь был. В истории побег был результатом сплочённых усилий нескольких человек. В фильме - попадает весь из себя такой радостный ДенглерБэйл в компанию унылых бородачей и всех спасает.
Хуже всего пришлось Юджину ДеБрюину. Непонятно зачем под его персоной автор вывел подобие антагониста. Когда после премьеры подобный ход, разумеется, был подвергнут осуждению, Херцог резко переобулся, заявив, дескать, не располагал нужными сведениями, когда писал сценарий, а иначе сделал бы всё по другому. Как-то не верится, что режиссёр, сперва снимающий документальный, а затем художественный фильм про одно и то же событие, не располагает фактами.
«Спасительный рассвет» выглядит совсем не так, как должна была бы выглядеть вдохновляющая история стойкости человеческого духа и чудесного спасения. Отчего – неизвестно. То ли Бэйл не сработался с Херцогом, то ли Вернер всё же слишком увлёкся – но ни главного героя, ни фильм в целом не получается воспринимать положительно. К просмотру не рекомендую – в когорте фильмов о войне он явно неудачен, не говоря уже в более широком смысле.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.