Найти тему
Засекреченная Хроника

Игральные карты известны во всем мире но мало кто знает их историю

С первых дней своего существования игральные карты значительно трансформировались, как в плане оформления, так и по своему предназначению. В наши дни они используются не только в качестве игрового атрибута, но также для собирания коллекций и применяются в разнообразных сферах, включая гадания и иллюзионное искусство. В данном выпуске вы получите информацию о значении мастей игральных карт и обсудим, какие исторически значимые личности представлены на старших картах. Мы также разберем, почему на первых наборах карт фигурировали изображения листов, клюшек и монет, и как произошло исчезновение карт старших арканов, что привело к сокращению колоды до современного вида.

-2

Существует несколько гипотез о происхождении игральных карт среди историков. Одна из них связывает появление карт с древнеегипетским богом Тотом, считающимся основателем письменности, математики и календаря. По легенде, Тот использовал карты для передачи знаний о четырех элементах вселенной – огне, воде, воздухе и земле, которые символизируются четырьмя мастями карт. Древние египтяне занесли эти знания на золотые пластины, из которых 56 превратились в игральные карты, а оставшиеся 22 стали картами Таро. На моем канале вы можете найти видео о картах Таро, ссылка на которое есть в описании. В средние века кабалисты уточнили это древнее послание, утверждая, что масти карт отражают четыре класса элементарных духов: бубны символизируют духов огня, черви – властелинов воздуха, трефы – духов воды, а пики – правителей подземного мира. Также есть теория, что в картах отражено понятие времени.

-3

Действительно, красный и черный цвета ассоциируются с днем и ночью. В колоде 52 карты, что соответствует количеству недель в году, а загадочный Джокер является символом високосного года. Четыре масти карт удивительно согласуются с четырьмя временами года: весной, летом, осенью и зимой, при этом число лунных месяцев — 13, что совпадает с количеством карт в каждой масти. Опускаясь с мистических высот на уровень более реалистичных объяснений, можно выделить две основные версии происхождения игральных карт. По первой версии, их создание приписывается индийским браминам примерно в 800 году нашей эры. По второй, карты зародились в Китае в VIII веке во времена правления династии Тан.

-4

В те времена в Китае бумажные деньги использовались не только для торговых расчетов, но и в азартных играх. На банкнотах изображались императоры, их супруги и губернаторы провинций, что обозначало их номинальную стоимость. В случаях, когда у игроков не хватало настоящих денег для игры, они использовали самодельные копии, нарисованные на бумаге, которые со временем заменили настоящие деньги в играх. Точное время появления карт в Европе остается неустановленным, но многие историки полагают, что их могли привезти участники крестовых походов в XI-XIII веках. Карты также могли попасть в Европу, когда в XIV веке арабы захватили часть Пиренейского полуострова, после чего они распространились по всей Европе в результате военных действий.

-5

В Европе арабские прототипы карт претерпели значительные изменения, так как вероучение в Единого Бога запрещало верующим создавать человеческие изображения. По предположениям, Франция стала местом, где впервые появились карты с изображениями королей, королев, рыцарей и валетов. Самую древнюю из дошедших до нас европейских колод Таро изготовили в Ломбардии в XIV веке. Она содержала четыре масти, украшенные символами чаш, мечей, пентаклей и жезлов. Каждая масть включала десять нумерованных карт и четыре карточные фигуры: короля, рыцаря, валета и королеву, последняя из которых появилась не сразу. Кроме того, в неё входили 22 козырные карты, называемые Старшими Арканами, с номерами от 0 до 21. С ростом популярности карточных игр в Европе, в течение XIV века из колоды Таро исчезли все козырные карты и четыре рыцаря. Однако шут остался, и в современное время его переименовали в Джокера.

-6

Тем не менее, полные колоды сохранились исключительно для гадания, и причин тому было несколько. Во-первых, желание отделить мир азартных игр от тайных практик культизма и магии. К тому же, правила игры с таким количеством карт оказались слишком сложными для запоминания. И, наконец, до изобретения печатного станка карты создавались вручную, что делало их очень дорогими. В целях экономии количество карт в колоде было сокращено до нынешних 52 карт. Современные масти карт — пики, трефы, бубны, червы — также имеют свою историю. Дизайн ранних игральных карт неоднократно изменялся, отражая национальную идентичность различных культур. Изначальные итальянские и испанские колоды включали масти в виде мечей, кубков, палец и монет, символизирующие рыцарские атрибуты. Впоследствии из французских колод выделились швейцарские и немецкие, на которых были изображены бубенцы, желуди, сердца и листья, что отображало усиление роли сельского хозяйства в немецкой культуре.

-7

В первоначальных европейских колодах отсутствовала фигура дамы. В этих колодах основные карты украшали портретами короля и двух его высших советников, отражая мужской преобладающий состав королевской власти. Изображение женщины как дамы в колоде впервые ввели французы. Со временем, они также изменили оригинальные итальянские масти: мячи превратились в пики, кубки стали червями, пентакли преобразились в бубны, а жезлы стали трефами. Эта французская система мастей стала наиболее устойчивой и после Тридцатилетней войны вытеснила другие символики, именно такой набор мастей мы используем и сегодня. Пики обозначают оружие, трефы в русском языке иногда называют крестами, но на самом деле они представляют лист клевера. В английском языке бубны известны как diamonds, что означает бриллианты, поскольку символ представляет собой двухмерное изображение кристалла. Название масти черви происходит от слова "червленные", то есть окрашенные в красный цвет.

-8

За последующие три столетия множество художников предлагали новую карточную символику. Иногда появлялись колоды, где четыре масти изображались в виде зверей, растений, птиц, рыб, бытовых предметов и посуды. Во Франции даже возникли аллегорические фигуры, представляющие свободу, равенство, братство и здоровье. Позже сторонники социализма пытались выпускать колоды с изображениями президентов, комиссаров, промышленников и рабочих. Однако все эти новшества оказались слишком натянутыми и не прижились. В то же время, карты-картинки приобрели популярность. Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно ушедших в небытие персонажей карточных фигур, а изображения на современных картах мало напоминают реально существовавших людей.

-9

Изначально четыре короля в игральных колодах представляли собой великих героических правителей древности, которыми восхищались в средневековой Европе. Карл Великий, король франков, символизировал червонную масть. Современные колоды сохраняют его изображение как мудрого старца в горностаевой мантии — знаке богатства. В его левой руке нарисован меч как символ смелости и власти. Постух и певец Давид был изображением для пиковой масти, отражая его статус легендарного древне-еврейского царя. На картах Давид часто представлен с арфой, подчеркивающей его музыкальные способности. Юлий Цезарь, хотя и не был королем, отображен на картах бубновой масти, традиционно ассоциируемой с богатством и властью. Его профиль и рука, вытянутая за чем-то, символизируют его стремление к завоеванию.

-10

Александр Македонский, занимающий трефовую масть, изображен с державой в руке, символизирующей монархию, хотя в современных колодах его иногда заменяют мечом, указывая на его военное мастерство. Внешность трефового короля подверглась изменениям моды, и из мужественного героя он превратился в утонченного дворянина с аккуратной бородкой и усами. В иерархии карт в вершине стоит не король, а туз. Слово "туз" произошло от польского, переходя от немецкого "даос" — "дьявол", что, возможно, является искажением греческого "дьяболос" — разрушитель клеветы.

-11

Что касается дам, то здесь мнения разошлись: дама червей могла быть изображена как Юдифь, Елена Троянская или Дидона. Дама пик традиционно представлена как богиня войны, Афина, Минерва или Жанна д'Арк. В образе дамы Бубен после продолжительных обсуждений стали изображать библейскую Рахиль, которая вполне укладывалась в роль королевы Денник за счет истории о краже у собственного отца. Дама Треф в начале выступала как образец добродетели Лукреция, однако позже она превратилась в аргину — аллегорию суеты и тщеславия. Валеты изначально представляли четырех анонимных рыцарей, хотя их название лучше переводится как «слуга» или «лакей», и среди игроков эта карта ассоциировалась с искателями приключений. В поисках образа для Червоного Валета французы выбрали известную историческую фигуру — Этьена де Виньелли, служившего при Карле Седьмом, отличавшегося храбростью, щедростью, безжалостностью и остроумием.

-12

Прототипом Валета Пик стал Огиер Датский, знаменитый своими подвигами в битвах с использованием двух мечей из толетской стали. Роланд, легендарный племянник Карла Великого, был первым Валетом Бубен, но его позже заменил Гектор Демаре, один из рыцарей Круглого стола и сводный брат Сера Ланселота. Валетом Треф был выбран Сер Ланселот, старший рыцарь Круглого стола. Изначально он был самым заметным среди валетов, но со временем стиль изображения изменился, и Валет Треф потерял свой роскошный камзол, хотя в его руках все еще оставался лук как символ непревзойденного мастерства лучника. Несмотря на то, что многие игры теперь проводятся в онлайн-формате, игральные карты продолжают пользоваться популярностью. Изучение их истории и эволюции может раскрыть более глубокое понимание культуры и традиций различных народов. Что думаете?