Артура Фокина и его зама Алексея Буянкина судят за события осени 2020 года. Пик пандемии коронавируса. Обвинение считает, чиновники закупили кислородные концентраторы у бизнесмена Ельчанинова по завышенной цене и без конкурса. Перед выступлением бывшего руководителя депздрава, его адвокат озвучила ответы на запрос, который был направлен зампреду правительства Ирине Эрмиш. Ответ подробный, на нескольких листах, с обилием цифр. Резюмируем совсем коротко: ситуация была в 5 раз хуже самых плохих прогнозов. Хронологию событий уже восстановил Артур Фокин.
Артур Фокин, бывший директор департамента здравоохранения области: «Те события - одна из самых страшных пандемий в истории человечества. И о том, что ни одна страна мира, ни одна система здравоохранения не имела опыта в организации помощи больным с новой коронавирусной инфекцией. И весь опыт, по сути, вырабатывался в ходе практического оказания медицинской помощи на практике. Ивановская область, безусловно, в этом не исключение». Осень 2020 года. Пришел штамм Дельта. Он преимущественно поражал легкие. Как итог: резко выросло число пациентов, которым требовалась кислородная поддержка. Если летом госпитализировали по 40 человек в день, осенью - до 200. В то время как раз перепрофилировали больницы под ковид-стационары. Для двух с половиной тысяч больных. Кислород стал дефицитом по всей стране. Поставщики, с которыми работали раньше, начали заявлять об отказах. Область, по словам Артура Фокина, была в шаге от катастрофы.
«В тот момент ситуация фактически становилась критической, и началась паника. Среди руководящего состава больниц возникли реальная угроза смерти больных от нехватки кислорода. Подобные ситуации стали случаться в городах Российской Федерации. Мы все помним, как, например, в Ростове-на-Дону в ночь с 11 на 12 октября 2020 года умерло в реанимации сразу 13 пациентов от нехватки кислорода. Вот я сейчас, ваша честь, говорю об этом лишь для того, чтобы вы, давая оценку нашим действиям, могли сделать это в контексте запредельного эмоционального напряжения и постоянного сознания, личной ответственности за жизни людей». Помощь тогда пришла от военных, из Генштаба. В регион на самолете «Антей» были переброшены 3 кислородные станции. Но и этого не хватало, число тяжело больных росло, кислородные магистрали на такую нагрузку рассчитаны не были. Выход оставался один - закупка концетраторов. Как говорит Артур Фокин, тогда «все пытались искать все». И губернатор, и члены правительства, и он, и его замы.
«Ежедневно утром проходили заседания оперативных штабов, на которых абсолютно все ситуации обсуждались, обсуждались публично. Кроме того, ежедневно я докладывал о складывающейся ситуации губернатору Ивановской области и членам оперативного штаба области. В этот штаб входили и представители всех силовых ведомств, МВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, Ивановской области. Вот резюмируя, могу сказать, что в курсе этой ситуации были абсолютно все, кому положено было об этом знать». Решения, говорит Фокин, нужно было принимать быстро. По его словам, кислородные концентраторы искали в разных организациях. Получали отказы.
«На одном из заседаний штаба Буянкин довел информацию о наличии поставщика, готового поставить в течение нескольких дней порядка 250-300 концентраторов кислорода. Называл ли Буянкин при этом конкретного поставщика? Я не помню. Но так как иных поставщиков не было штабом, было принято решение организовать поставки». Поставщиком этим был Юрий Ельчанинов. Бывших руководителей депздрава обвиняют в покровительстве ему. Артур Фокин рассказал, они были знакомы по службе, но это даже не приятельские отношения, никаких мошеннических схем Ельчанинов никогда не предлагал, а работу выполнял добросовестно.
Артур Фокин, бывший директор департамента здравоохранения области: «Я хотел бы подчеркнуть, что практически в каждую больницу, не практически, а в каждую эти концентраторы привозились оперативно, а порой даже ночами. И оборудование сразу же заносили в «красные зоны», вводилось в эксплуатацию. И вот мы видим практически сразу на эту же койку уже клался пациент. Считаю, что меры, принятые тогда нами, были правильные, а самое главное своевременными. Нам удалось обеспечить своевременно госпитализацию всех нуждающихся и не допустить дефицита коек». Вопрос цены за товар для депздрава тогда стал вторым. Для следствия – главным. В рабочем кабинете Артура Фокина была установлена скрытая камера, все разговоры изучались. У следствия - своя трактовка. Артур Фокин считает, все беседы подтверждают, никакого сговора не было. Давал поручение ответственным подчиненным изучить рынок, средние цены.
«Обращаю внимание суда вновь на мои фразы в данном разговоре закупить по ценам интернет и поставить такую цену, чтобы не было завышения. Вот моя позиция». Ответственные проанализировали рынок, передали отчет Артуру Фокину. Тогда он, как рассказывает, обозначил Ельчанинову: департамент заплатит меньше.
Артур Фокин, бывший директор департамента здравоохранения области: «По итогам этих переговоров цена была снижена на 23% от изначально выставленной величине цены. То есть разница составила 10 000 000 рублей, приблизительно 10 000 000 рублей. Хочу еще раз подчеркнуть, благодаря проведенному анализу рынка и последующим переговорам удалось сэкономить 10 000 000 рублей и в этом контексте важно отметить, что треть». Следствие и окончательную сумму считает завышенной. На 10 миллионов рублей. В хищении денег и обвиняют Фокина, Буянкина, Ельчанинова. В суде Артур Фокин привел некоторые цифры. Сам сравнил средние цены на концентраторы разных марок и те, по которым заключил контакт депздрав. Из его таблички, одна из моделей стоит в среднем 117 тысяч, депздрав приобрел за 110, другая модель - 141 тысяча рублей против 130, третья - 103, облздрав купил ее же за 90. А важнее всего, считает Фокин, другие цифры. Благодаря этим концентраторам спасено 4 тысячи жизней. Оборудование позволило развернуть еще 800 необходимых тогда коек. Треть от общего числа.
Дарья Костина. Денис Железов. Телекомпания «Барс».
Все всё знали. Допрос Артура Фокина
21 июня 202421 июн 2024
9
5 мин