5 июня прошло последнее заседание Московской Городской Думы VII созыва. С 2019 года этот законодательный орган по праву мог называться самым интересным региональным парламентом России. И дело здесь не только в том, что находится он в Москве, посмотрите на состав городских депутатов: такого партийного разнообразия нет ни в одном другом субъекте. После неожиданных результатов выборов выяснилось, что многолетний обладатель парламентского большинства - фракция партии "Единая Россия" теряет его. В думу проходят КПРФ (увеличивая количество депутатов с 5 до 13); "Яблоко", вернувшееся в МГД и получившее сразу 4 места; "Справедливая Россия" с 3 депутатами; "Моя Москва" (депутатская группа из 5 мест, в основном полностью солидарная с "Единой Россией"); а также 1 самовыдвиженец.
В ходе работы фракции меняли численность: кто-то добровольно сложил полномочия, был лишён мандата, умер, кого-то исключали из фракций... Но давайте подведём итоги пятилетней работы. Так как тематика нашего канала - это транспорт, благоустройство, а также проблемы, которые могут возникнуть в городе, давайте вспомним, какие предложения вносили депутаты, и как потом они за это голосовали.
Транспорт
О транспортном обслуживании депутатов
На самом деле, Дарья Беседина* и руководитель фракции партии "Яблоко" в МГД Максим Круглов ещё в 2019 году вносили похожее предложение с отказом от служебных автомобилей и компенсаций расходов депутатам, пользующимся такси и общественным транспортом. Тогда подсчитали, что замена транспорта сократит расходы бюджета минимум на 100 млн руб. в год.
Депутат Дарья Беседина* (фракция партии "Яблоко") в 2022 предложила коллегам выбор: или парламентарии могли бы продолжить ездить дальше на служебных автомобилях, (содержания которых и оклад водителей лежат на плечах городского бюджета) или получают денежную компенсацию за пользование такси и общественным транспортом.
По данным яблочницы, только за 8 месяцев 2020 года транспортное обслуживание депутатов Мосгордумы обошлось в 154 млн рублей. В контракте, по её словам, фигурировали 57 автомобилей и 2 микроавтобуса. Однако с 2021 года за данную статью расходов стала отвечать мэрия Москвы, поэтому назвать точную сумму затруднительно.
"На заседании профильной комиссии выяснилось, что самый массовый тип авто, которым пользуются парламентарии, — Audi A6. При этом из 57 машин — 46 обслуживают водители, которые работают по 18 часов ежедневно. И ещё один шофёр трудится 23 часа в сутки."
Московская газета
Казалось бы, что такого? Тем депутатам, кто жить не может без личного водителя можно было бы эту опцию оставить, но во время голосования большинство депутатов от "Единой России" просто не голосовали, а вышли из зала заседаний! Предложение поддержали депутаты от "Яблока", "КПРФ" и частично "Справедливой России". Результат 14 "за", 3 "против", 2 "воздержались", 26 ("Единая Россия" и "Моя Москва") решили не голосовать.
Говорят, депутат Евгений Ступин*, исключённый из КПРФ, а в 2024 ещё и лишённый мандата, в 2019 году отказался от служебного автомобиля и планировал передать его для перевозки больных детей.
Переход на отечественные автомобили
Депутат Сергей Митрохин (фракция партии Яблоко) предложил пересадить московских депутатов на автомобили, собираемые прямо в столице. Да, речь идёт об автомобилях "Москвич 3". Наверное, многие замечали как широко московские и федеральные власти рекламируют возрождённый из китайских комплектующих отечественный автомобильный бренд. Почему бы столичным чиновникам самим не пересесть "Москвичи", раз они такие хорошие?
«Если будет принято решение заменить мою служебную государственную «Тойоту» на «Москвич», я с удовольствием пересяду на «Москвич»...
...«Где брать новые запчасти, как эти машины ремонтировать, как обновлять автопарк? Совершенно непонятно. Поэтому предлагается перейти на «Москвич-3». Вообще, мечтаю, чтобы чиновники пересели не просто на «Москвич-3», а на «Москвич-3е» (автомобиль на электрическом двигателе, прим. пресс-службы), чтобы они воздух не портили в нашей столице»
Сергей Митрохин
Впрочем, большинство депутатов как и от партий власти, так и от оппозиции поддержали эту инициативу. Итог: 34 "за", 5 "против".
Об оплате проезда в общественном транспорте
Бесплатный проезд для дошкольников
На обсуждении проекта бюджета города на 2024 год депутат Митрохин предложил поправку, предусматривающую бесплатный проезд во всём общественном транспорте Москвы для детей, не достигших 7 лет. Выделить на это предполагалось всего 24 млрд. рублей. Не такая большая сумма, учитывая, что расходная часть бюджета Москвы составляет 4,7 трлн. рублей. Однако думское большинство не смогло позволить себе пойти на такое и за проголосовали только 12 человек.
Бесплатный проезд для школьников
А по данным Российской газеты в июле 2023 года депутат Магомет Яндиев (Справедливая Россия) внёс законопроект о бесплатном проезде в общественном транспорте для всех московских школьников. Но насколько известно, до рассмотрения предложения не дошло. Множество законопроектов от оппозиции не доходили до заседаний стараниями комиссий, контролируемых фракцией партии "Единая Россия".
Льгота для дошкольников, достигших 7-летнего возраста
Стоит отметить, что бывали и положительные моменты: 7 июня все присутствующие депутаты Мосгордумы поддержали внесение изменений в столичный закон «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», предложенных депутатом Евгением Бунимовичем (Яблоко). Он предложил предоставить детям, обучающимся в дошкольных образовательных учреждениях и достигшим возраста семи лет, льготу по оплате проезда в городском транспорте и пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня.
Борьба за сохранение здания Музея ретроавтомобилей на Рогожском валу
Эта тема поднималась не раз на этом канале. Депутаты Сергей Митрохин (Яблоко) и Елена Шувалова (внефракционная) с 2021 года ведут активную борьбу против миллиардера Года Нисанова, который с молчаливого согласия московских властей хочет выстроить на месте исторического здания 1954 года постройки элитный жилой комплекс, лишив жителей Таганского района музея и увеличить нагрузку на объекты социальной инфраструктуры. Депутаты проводили общественные встречи с местными жителями, выступающими против застройки территории музея; добивались ответа от властей о судьбе здания; а Елена Шувалова даже направила письмо самому Году Нисанову. Народные избранники продолжают кампанию за сохранение бывшего музея "Московский транспорт".
Снижение штрафов за неоплату парковки
Депутат Михаил Тимонов* (Справедливая Россия) в октябре 2020 года предложил снизить штраф за неоплату размещения автомобилей на платной парковке до 2 500 рублей и установить ответственность водителя только в случае такой неоплаты по истечении 15 мин с момента въезда на парковку. На момент выступления депутата на трибуне, в зале оставалось 15 парламентариев из 45, большинство ушедших - представители фракции партии власти куда-то вышли.
Строительство центрального участка Калининско-Солнцевской (жёлтой) линии метро
Постройка этого участка метро признаются жителями и общественниками очень важным, более востребованным, чем километры путей буквально в полях. В стенах Мосгордумы не раз призывали властей, чтобы они не гнались за показателями о сданных километрах, а построили действительно важный участок метрополитена. Но мэрия совсем не хочет строить метро в центре - это потребует дополнительных затрат, привлечение большего ряда специалистов и использование современных технологий. Прокладку линий придётся вести закрытым способом - с использованием тоннелепроходческих комплексов.
Об этом уже выходили статьи на данном канале: Самый важный участок метро. Вариант соединения Калининской и Солнцевской линий. и Центральный участок Калининско-Солнцевской линии метро.
При рассмотрении бюджета на 2024 депутаты вернулись к обсуждению строительства этого участка метро. Дарья Беседина* предложила выделить 50 млрд. на начало строительства. Её поддержали только 12 депутатов.
На том заседании депутат от КПРФ Екатерина Енгалычева предложила выделить на начало сооружение центрального участка жёлтой линии 3 млрд. рублей. Её поддержали 7 человек.
Круглый стол в защиту троллейбуса
По аналогии с "Круглым стол по защите троллейбусов", организованным в декабре 2016 года депутатом Еленой Шуваловой, в декабре уже 2019 года, "Круглый стол по защите троллейбусов" собрала в Мосгордуме Дарья Беседина*. На нём присутствовали депутаты МГД Елена Янчук (КПРФ), Александр Соловьёв (Справедливая Россия), замдиректора петербургского ГЭТ Сергей Китаев, представитель движения «Москвичи за троллейбус» Иван Кожушко, председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков, помощник Дарьи Бесединой* транспортный эксперт Георгий Красников и многие другие.
Присутствующие пришли к выводу о том, что избавление от троллейбусов идёт на вред городу. Представителей Мэрии и Департамента транспорта на встрече не было, хотя они были приглашены. Говорят, Максим Ликсутов под страхом увольнения запретил своим подчинённым посещать это событие.
Благоустройство
Измайловский лес
Любой свободный клочок земли - лакомый кусок для московских застройщиков, даже если это лес. Депутат от КПРФ Елена Янчук вместе с жителями Измайлова выдвинула требования властям отказаться от планов на капитальное строительство на территории Измайловского леса.
Варварство в парке "Сокольники"
На территорию природно-исторического парка «Сокольники» тоже пришло московское "благоустройство". Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы совершенно спокойно реагирует на прокладывание там дорожек из гранитных плит, установки освещение. И главное, зачем? Парк включает в себя три зоны: заповедную (21,4 га), прогулочную (194,1 га) и зону охраны историко-культурных объектов (13,7 га). Рядом есть всем известная главная площадь парка с фонтаном и прочими прелестями цивилизации. На помощь жителям, выступившим против уничтожения природного парка пришли депутаты Сергей Митрохин и Максим Круглов.
Выплаты Ветеранам
Ну и как показатель работы депутатов возьмём случай. Весной 2021 года депутат Тимонов* внёс на рассмотрение предложение, согласно которому предлагалось выплачивать ветеранам Великой Отечественной войны ежеквартальные выплаты в размере 600 тысяч рублей. Соавторами выступили депутаты Савостьянов, Ступин*, Енгалычева и Шереметьев (к тому моменту уже лишённый мандата). Перед началом обсуждения 21 депутат из фракции "Единая Россия" и "Моя Москва" покинули зал заседаний. 3 депутата воздержались. "За" голосовали только 16 представителей "Яблока", КПРФ и "Справедливой России". Для принятия решения необходимо 23 голоса "за". Такой поступок никак не мешает правящей партии постоянно использовать тему войны и оборачивать её в свою сторону.
Подводя Итоги
VII созыв, несмотря на то, что у Мосгордумы стало ещё меньше полномочий, власти всяческими способами не давали работать депутатам от оппозиции, проводить публичные слушания, всё равно это были самые яркие 5 лет за весь период работы МГД. С трибуны звучали речи, которые очень не нравились московским властям, получалось привлечь внимание жителей столицы к проблемам города, таким как снос исторических зданий, запрет на проведение митингов, электронное голосование, строительство шоссе прямо под окнами домов, мобилизация и многими другими. Немного статистики: больше всего депутатских запросов поступило от Елены Шуваловой - 685, затем идёт Михаил Тимонов, сделавший 110 запросов в различные инстанции и Сергей Митрохин с 75 запросами. Больше всего раз выступали на заседаниях Елена Шувалова (747), Михаил Тимонов* (629) и Павел Тарасов (565).
Подробнее о работе и отчётах некоторых депутатов Московской городской думы:
Фракция партии "Яблоко":
Фракция КПРФ:
Фракция партии "Справедливая Россия":
Депутаты, не входящие во фракции:
Нашли ошибку? Пишите.
*признаны Минюстом РФ иностранными агентами
А что вы думаете по этому поводу?
Спасибо за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.