Найти в Дзене

Бич Кавказа: к 242-летию со дня рождения П.С. Котляревского (1782-1851)

В зале № 1 представлена реконструкция формы и образцы вооружения русской армии в эпоху царствования Александра I. Тогда имел место единственный в отечественной военной истории период, когда Российская империя вела одновременно пять войн – с Англией, Австрией, Турцией, Персией и Швецией. Самым известным военачальником русско-персидской войны 1804-1813 гг., которая нередко скрывается за Наполеоновскими войнами и «грозой двенадцатого года», стал Петр Степанович Котляревский.

И. Айвазовский. Портрет П.С. Котляревского (холст, масло)
И. Айвазовский. Портрет П.С. Котляревского (холст, масло)
Фрагмент экспозиции ЦМВС РФ. Зал №1
Фрагмент экспозиции ЦМВС РФ. Зал №1

Будущий герой Асландузской битвы и взятия Ленкорани родился 12 июня (23 н.ст.) 1782 г. в семье бедного сельского священника и на военную службу попал абсолютно случайно. В снежную зиму 1793 г. в Ольховатке (Воронежская губерния) искал убежища от непогоды 30-летний офицер И.П. Лазарев, остановившийся на неделю в доме Котляревских. Заметив способности маленького Пети, Лазарев предложил отдать мальчика на военную службу. Год спустя в 12-летнем возрасте Петр Котляревский был отправлен на Кавказ в 4-й батальон Кубанского корпуса, которым командовал Лазарев. В 14 лет юный Котляревский принял боевое крещение во время Персидского похода и осады Дербента. Через шесть лет службы получил первый офицерский чин. В ноябре 1800 г. отряд под командованием Лазарева разбил лезгин на реке Иори. За этот бой Котляревский был произведен в штабс-капитаны и награжден орденом Иоанна Иерусалимского – наградой, которая весьма непродолжительное время существовала в России при Павле I.

После убийства Лазарева царицей Марией князь П.Д. Цицианов предложил Котляревскому стать его адъютантом, но Петр Степанович выбрал путь боевого офицера, возглавив роту егерского полка. Вскоре при штурме Гянжи в начале 1804 г. Котляревский был ранен в ногу и вынесен с поля боя 21-летним Михаилом Семеновичем Воронцовым – будущим царским наместником на Кавказе, с которым в дальнейшем Петра Степановича связывала почти полувековая дружба.

Год спустя Котляревский оказался в отряде полковника П.М. Карягина, который в течение трех недель был вынужден пробиваться на соединение с основными силами русской армии. Один из эпизодов этого похода нашел отражение на полотне Франца Рубо «Живой мост». В ходе этих боев Котляревский вновь был ранен пулей в ногу и картечью в правую руку.

Ф.Рубо. «Живой мост» (холст, масло)
Ф.Рубо. «Живой мост» (холст, масло)

Ключевая победа в войне 1804-1813 гг. была достигнута уже генералом Котляревским в двухдневной Асландузской битве, где он в октябре 1812 года разгромил основные силы персидской армии. Первоначально Котляревский указал в своем донесении на потерю противником 1200 чел. убитыми, но затем, убедившись, что потери в 10 раз больше, решил не менять донесения, указав адъютанту: «Напрасно писать – все равно не поверят». За победу в этом крупнейшем сражении той войны Котляревский был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.

Чтобы развить успех, достигнутый в результате Асландузской битвы, и вынудить Персию подписать мир, необходимо было овладеть ключевой крепостью Ленкорань, пока противник не успел собраться с новыми силами. В ночь с 30 на 31 декабря 1812 г. Котляревский начал штурм Ленкорани, имея вчетверо меньшие силы, чем персидский гарнизон, который яростно оборонялся. В разгар штурма, когда погиб командир одной из колонн подполковник Ушаков, Котляревский лично возглавил атаку и был сначала ранен в ногу, а затем двумя пулями в голову. Ожесточенный трехчасовой штурм завершился взятием Ленкорани. Из 40 русских офицеров и 900 нижних чинов русской армии две трети погибли во время приступа, а из 4-тысячного персидского гарнизона в живых осталось около 200 чел. Котляревского нашли под кучей тел – «лицо его было сведено на сторону, правого глаза не было, челюсть раздроблена, из уха торчали разбитые головные кости». Сам Петр Степанович отмечал: «Кровь русская, пролитая в Азии, на берегах Аракса и Каспия не менее драгоценна, чем пролитая в Европе на берегах Москвы и Сены, а пули галлов и персиян причиняют одинаковые страдания».

Ф. Рубо «Взятие Ленкорани» (холст, масло)
Ф. Рубо «Взятие Ленкорани» (холст, масло)

Прямым следствием взятия Ленкорани стало подписание Гюлистанского мирного договора, по которому Россия закрепляла за собой территорию 13 ханств и получала исключительное право иметь военный флот на Каспии. За взятие Ленкорани Котляревский был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени, но о дальнейшем продолжении военной службы уже не могло быть и речи. Так, находившийся в зените славы генерал был вынужден выйти в отставку.

Позднее в 1826 г. с началом новой войны с Персией Николай I повысил Котляревского до генерала от инфантерии и предложил принять командование войсками в войне. Петр Степанович был вынужден отказаться, сохранив вместе царский рескрипт и шкатулку с 40 фрагментами костей, извлеченных после ранения под Ленкоранью.

Характер раны заставлял генерала жить на юге в губерниях с более мягким теплым климатом. Всю зиму Котляревский проводил в помещении и выходил на улицу лишь в теплое время года. Первоначально Петр Степанович поселился в своем имении в Александрове под Бахмутом, где выстроил церковь, службу в которой вел его престарелый отец. В 1838 г. по рекомендации врачей Котляревский приобрел дом в Крыму в окрестностях Феодосии, где он вел замкнутый образ жизни, поддерживая дружеские отношения с князем Воронцовым, художником И.К. Айвазовским и рядом сослуживцев.

Незадолго до смерти Котляревский принял решение обвенчаться с двоюродной племянницей, которая ухаживала за генералом в последние годы его жизни, чтобы оставить за ней право на получение пенсии генеральской вдовы. Венчание было назначено на годовщину Асландузской битвы 19 октября 1851г. Однако силы оставили Котляревского, присутствовать в церкви он не смог и спустя два дня скончался. Имя Петра Степановича Котляревского носит станица в Кабардино-Балкарии и узловая станция в городе Майский.