Искусство движущихся картинок, анимация, давно уже перешло из категории «детского» во вполне себе взрослое. Если взять историческую ретроспективу, то изначально анимация — как и кинематограф вообще — было чистой воды энтертейнментом, развлечением: ну надо же, рисунок движется! Сам этот факт поначалу вызывал дикий восторг публики.
Первым, кто — возможно, неосознанно — привнес в анимацию искусство, стал американский график Уиндзор МакКей. Автор знаменитых комиксов про Малыша Немо и о снах любителя гренок с сыром, он, заинтересовавшись анимацией, создал первого в истории жанра рисованного персонажа, наделенного яркими личностными качествами и вызывавшей сопереживание публики. Это была… динозавриха Герти!
Увы, Уиндзора МакКея знают намного меньше, чем, скажем, Уолта Диснея— но он и не делал её источником дохода, рассматривая только как интересную ему технику, оставшись прежде всего графиком, карикатуристом, комиксистом.
В дальнейшем развитие жанра так примерно и продолжалось: параллельно большому коммерческому миру, в котором возникали гиганты типа студий Уильяма Ханна и Джозефа Барбера или Disney, рождались Том и Джерри и Looney Tunes, существовали авторы вроде абстракциониста Оскара Фишингера, Збигнева Рыбчинского, снявшего в 1981-м революционную короткометражку «Танго», получившую «Оскара».
Об истории анимации можно разговаривать часами — жанр этот неисчерпаем. Произнесешь вслух «Хаяо Миядзаки» — и открывается целая вселенная, созданная японским сэнсэем, скажешь «Кржемилек и Вахмурка» — и возникнет планета детства тех, кто рос в 1970-е… Не говоря уже о том, что отечественная анимация имеет свою непростую историю, в которой были свои гении и визионеры, свои коммерческие успехи и провалы.
В последние годы в мире российской анимации всё заметнее становятся студенты и выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ, профиля «Анимация и иллюстрация». Так, в мартовском «Суздальфесте» — одном из главных событий в отечественном анимационном кино, крупнейшем профессиональном смотре российской мультипликации — принимали участие 20 студенческих работ: 6 в конкурсе и 14 — во внеконкурсной подборке. В итоге главную награду фестиваля получил дипломный фильм Насти Лисовец «Её электрический свет». А в мае в Санкт-Петербурге проходил фестиваль короткометражных программ и блогов «Евразия. Новое поколение диалога»; в категории «Анимация» победил дипломный проект выпускницы Школы дизайна Сабины Фахрутдиновой, фильм «Су Анасы», снятый по сказке Габдуллы Тукая.
В новом выпуске подкаста Alumni Talk, в рамках которого общаются преподаватели и выпускники Школы дизайна, встретились руководитель специализации «Анимация», режиссер и художник-мультипликатор Полина Кампиони» и петербуржский триумфатор Сабина Фахрутдинова, которая продолжает работать в анимации и преподаёт в Сколково от Союзмультфильма. В их диалоге — весь непростой путь аниматора от дебюта к победам, о том, что такое — учиться в Школе дизайна, о первых успехах и сложностях, как работать по заказу… Фактически перед вами — открытая дверь в святую святых аниматоров, и если вы хотите заглянуть туда, не стоит ждать!
Научиться создавать захватывающие спецэффекты в блокбастерах, участвовать в создании видеоигр, создавать собственные анимационные фильмы можно на направлении «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.