Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе «Предатель: кровь для Бога Крови» за авторством Аарона Дембски нашего Боудена. В этом романе мы поближе познакомимся с самым драматичным, пожалуй, из всех примархов-предателей — Ангроном и его легионом. Кроме Пожирателей Миров, в романе фигурируют Несущие Слово и лично Лоргар, Легио Аудакс (полезай в чертова титана, Синдзи!), немного Ультрамарины, немного Механикум. Вернее, Темные Механикум. Немного Магнус. Именно из «Предателя» мы узнаем историю Кхарна. Там же впервые встретим флаг-капитана Лотару — самую ярую и воинственную из капитанов звездолетов Космодесанта.
Но все по порядку.
Итак, Исстваан. Среди сотен погибших Скане находит раненого Кхарна. Оба впоследствии сыграют в Ереси очень важную роль. Скане вызывает Каргоса — еще одного знакового персонажа Ереси, апотекария. Вот так мы и знакомимся с Пожирателями Миров — буйными сынами Ангрона. Но уже через год они осаждают Арматуру.
Арматура — один из ценных миров Ультрамара. В том, чтобы захватить ее, имеется военная — тактическая и стратегическая — необходимость. Правда, Пожиратели Миров к этому времени уже все с Гвоздями и буквально помешаны на сражениях, поэтому их не слишком заботит, насколько оправдана атака Арматуры. Но руководят этой атакой Несущие Слово, и у них другие расчеты… В это же время происходит любопытный разговор между Лоргаром и Магнусом. Это Лоргар убеждал — и убедил Магнуса присоединиться к мятежу Хоруса. Магнус говорит, что Ангрону нельзя доверять. Его отношение к братику впечатляет. Однако Лоргар уже отвел Ангрону место в своих замыслах — Магнус принимает это за сентиментальную привязанность.
Скажем прямо: это очень эмоционально тяжелая книга. При всей видимой легкости и динамичности она изобилует жуткими и тягостными страницами, от которых мороз по коже. Она также показывает темную сторону не просто XII легиона, но и человеческой натуры в целом — Мирожоры только дали этой темной стороне волю. Чего у АДБ не отнять, так это умения прописать эмоциональные «качели» и переживания на фоне крайне экстремальных событий. Он активно пользуется не только средствами хоррора и триллера, в какой-то мере даже сплаттерпанка, но и методом экзистенциализма — поставить героев в стрессовую ситуацию и исследовать их поведение и мысли под влиянием стресса. А этот метод подразумевает еще и острые морально-этические дилеммы, которые АДБ не разрешает «в лоб», а подталкивает читателя к самостоятельной душевной и умственной работе. Возможно, для кого-то такой подход станет неожиданным — если ожидали прочесть какой-то легкий боевик с драйвовыми приключениями, спасением принцесс и объятиями братьев.
Впрочем, насчет объятий — они будут, но искренность их сомнительна. Примархи-предатели не испытывают симпатии друг к другу: в их стане царит недоверие и вражда, временно сдерживаемая ради общих целей. Хотя Ангрон утверждает, что уважает Лоргара, и даже спасает ему жизнь (дочитайте до этого эпизода — он выглядит преувеличенным, но в то же время невероятно впечатляющий!), до братской любви это не дотягивает.
А вот астартес вполне способны дружить. Дружба Кхарна и Аргела Тала — пожалуй, одно из небольших светлых пятен во всей книге.
Что же до принцессы, то именно в этой книге Лотара разрядит оружие в лицо Дельварусу — «неприятной мирожорской булочке», как его охарактеризовал один из читателей. Да уж, по части неприятности Дельварус даст фору даже братьям: агрессивен, эгоистичен, способен нарушить приказ ради своей страсти к разрушению. Однако до поры до времени Кхарн и Лотара еще справлялись с бандой «дельварусов», в которую превращался легион… Будут и принцы — Ангрон по ходу действия побывает на той самой Нуцерии, где его искалечили. И это ужасная сцена, хорошо объясняющая, почему Ангрон стал таким.
Именно в этом романе мы узнаем больше о варпе и о взаимодействии с ним. Парадоксальным образом «ключик» к варпу подобрал — ну, или думает, что подобрал — не Магнус, который загубил все, что только можно, начиная с собственной судьбы, ради изучения варпа, а Лоргар. Именно ему принадлежит определение варпа как симфонии. И именно сын Лоргара, Аргел Тал, признается, что боится смерти — потому что знает, что ждет на той стороне.
О своем легионе Кхарн говорит, что им нравится война и сопутствующее ей братство. Звучит это… патологически. Но именно так Ангрон чувствует братские узы со своими астартес. Между прочим, он вполне способен на эмпатию, сострадание, умеет волноваться за других — все это нам тоже покажут. Чего стоит его забота о Лералле. Но эти лучшие качества в нем не получили развития и исчезают на глазах. Примарх дан в развитии, только это «развитие» — путь ко злу, деградация, лишение всего человеческого, что еще оставалось в Ангроне. Вся книга — история схождения во тьму под влиянием насилия, жестокости и обмана. Во мрак погружаются все: честный вояка Кхарн, другие Пожиратели, Аргел Тал, Лотара, и только Эреб остается тем, кем был, — орудием Хаоса. В финале Ангрон, уже ничем не напоминающий себя прежнего, приказывает Кхарну построить трон из черепов…
И даже зная, чем закончится Ересь, опускаешь руки от безоговорочного торжества зла.
Худ. niellustrate