«Театральный разъезд», капустник кубанских «служителей Мельпомены», в Краснодаре проходит ежегодно. Проводит его региональное отделение СТД РФ, и с каждым годом, я полагаю, все труднее и мучительное. Что ж, это можно понять, ведь коллективный юмор – занятие непростое, так как это дело чисто индивидуальное, особенно в наш непростой век…
В нынешнем году «каламбурило» всего восемь театров – ни Армавир, ни Новороссийск, ни Туапсе, ни местный институт культуры не смогли или просто не захотели принять участия в корпоративном вечере смеха. Возможно, это и к лучшему, мне совсем не помнится, чтобы вышеперечисленные коллективы особо блистали остроумием. Я не имею в виду студентов: у них подростковый, этюдный юмор, этакие экзерсисы, и они большей частью прелестны и очаровательны в своей еще детской непосредственности.
На сей раз шутили на тему «искусственного интеллекта», и в явном ударе был Театр защитника Отечества (в простонародье «Тазик»). Их капустник балансировал порой на опасной грани. А «простебали» наши «защитники» самих себя, то есть родной формат. Нам представили «Золушку», «Ромео и Джульетту», «Бременских музыкантов» и «Анну Каренину», можно сказать, в военном ракурсе. Знаменитая толстовская героиня стала «Анкой Карениной», «музыканты» носились с флагом на повозке типа тачанки – и так далее, и так далее, то есть их «искусственный» режиссер ставил постановки на патриотический лад. А закончили ребята смеяться представлением будущего спектакля «Тень», в постановке нового режиссера из Санкт-Петербурга. Нависший над актерами огромный устрашающий режиссерский силуэт-призрак, фантом явно ничего хорошего им не сулит…
Не без искры юмора формулу идеального капустника выводил «Один театр». Надо сказать, что идеальная «шуточная» актриса в «Одном» – Дарья Женихова, убери ее, и все станет не так задорно. Актриса всегда гвоздь любой программы. Кстати, есть такая тенденция: чем хуже театр, тем лучше капустники. Правда, не всегда, но я могу привести примеры подобных случаев, когда коллектив влачил жалкое существование, а капустники выстреливали салютами. Можно вспомнить Краснодарский краевой театр кукол еще домоховского периода. В тех «куклах» все было настолько печально, что даже покупались и переносились спектакли, списанные другими театрами. Но в то же время шутили актеры гениально, шедеврально.
Приехал к нам впервые Новый театр Сочи, где сегодня главным режиссером является Константин Демидов. Коллектив показался очень мило и даже свежо, хотя мы все знаем, что юмор совсем не демидовский конек. Я до сих пор помню его «Слугу двух господ» К. Гольдони на сцене Краснодарского театра драмы, которого он уложил просто в летаргический сон, публика, помнится, спала на спектакле массово, а проснувшись, бежала прочь.
Сама «драма», откровенно говоря, тоже позабавила самоиронией, и главным объектом явился, конечно же, собственный главный режиссер. Их новая операционная система «Станиславский 2.0» дала маху, то есть сбой, и не пускала своего руководителя в театр. Что он только ни делал, чтобы пройти: и приседал, и походкой Раскольникова ходил… А может, это был не сбой, а всего лишь протест системы?
Краснодарский краевой театр кукол шутил продолжительно, не спеша, проводя открытую репетицию режиссера Троеточкина, а вот Новый театр кукол КМТО «Премьера» показывал «Буратино» с плеткой в руках у мадам воспитательницы Мальвины. Не ново, но в духе времени. Молодежный театр на сей раз показался очень неровно, но не могут же они всегда быть на пике смеха. Зато, кажется, вывели всех своих театральных детей на сцену, и в конце Александр Теханович в образе Гамлета получился жирным восклицательным знаком. Кстати, главный шекспировский герой, мне кажется, если найдется хороший режиссер, то замечательно ляжет на индивидуальность актера… Как видим, в каждой шутке есть доля правды.
Коллектив «Волшебное колесо» упорно себя называет театром, хотя при нынешнем раскладе и краевую драму сложно уже назвать этим словом. «Колесо» свой юмор прокручивало серьезно, местами попадая в точку, но не без утомительных длиннот. Однако именно артисты «Волшебного колеса» в давние времена являлись заводилами в том, что сегодня называется «Театральным разъездом», от этого они и смотрятся в общем-то по делу.
Что касается ведущих, то актеры ТЗО Дарья Тимкина и Геннадий Николенко, как и сочинцы, – дебютанты. Правда, на фоне Тимкиной меркло все и вся, актриса «конферансировала» с таким бульварным темпераментом, что бедный Николенко смотрелся случайным приложением в этом горячем соло-дуэте.
Видимо, артисты театра еще не знают, что юмор и чувство соразмерности ходят парой. И как излагал Пифагор, «шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью».
Александр Геннадьев