Она может увидеть в сером от недосыпа соотряднике эстетику и стильный нуаровый кадр. Она, как камертон, чувствует тончайшие нюансы настроения товарища и всегда идеально соответствует его состоянию. И знаете, мир был бы чуточку лучше, если б таких по-хорошему странных людей было бы больше.
Настя родилась на юго-востоке Сибири, в небольшом провинциальном промышленном Ангарске.
— Почему я обожаю Сибирь? На самом деле, мне в ней нравится абсолютно всё: и резко континентальный климат, и тайга, и реки с озёрами, и сопки, и крепкий зимний мороз, и первое солнце весны, когда лёд только начинает подтаивать, и запах домашних печей, и сосны, которые растут прямо в городе, между домов, и необычайно глубокая синева неба – снег и небо, вот эта бело-синяя картинка, привычная и обожаемая… А ещё смешение культур. Православная Иркутская область и рядом буддистская Бурятия – абсолютно разные духовные миры. Думаю, мне очень повезло родиться именно там, в богатейшем во всех отношениях пространстве.
В детстве Настя точно не скучала. Музыкальная школа с уклоном в эстрадный вокал (вообще-то просилась на барабаны, но родители не вняли) и конькобежный спорт. Идеальное сочетание творческого и физического развития.
Конькобежный спорт сильно повлиял на жизнь Насти. В нём она сполна насладилась головокружительным ощущением скорости и достигла планки кандидата в мастера спорта на дистанции 500 метров. Благодаря ему попутешествовала по стране – от Забайкальского края до Петербурга.
До конца одиннадцатого класса Настя сомневалась в выборе ремесла, пока в апреле не увидела фильм «Брат» и не пересмотрела все доступные бэкстейджи. И заболела… Поступать поехала в Питер – во-первых, он атмосферный; во-вторых, там снимался «Брат». Сейчас Настя окончила четвертый курс бакалавриата СПбГУ и параллельно – Петербургскую школу нового кино, начала проявлять интерес к парусному спорту.
— Кино – совершенно особенный, ни на что не похожий мир. И как же круто уйти в него с головой! Каждый вечер допоздна сидеть на лекциях, слушать мастеров Николая Ковалькова и Дмитрия Мамулию – очаровательного донельзя. Наслаждаться свободой общения и придумывать собственные будущие картины.
За плечами Насти уже почти три фильма, в съёмках которых она участвовала как второй режиссер. В процессе рождения – первый собственный короткий метр.
— Это будет история про гребца. Герой – мужчина средних лет, который профессионально занимается академической греблей. И он узнаёт, что болен артритом. Почему такая тема? Во-первых, я обожаю воду, это крутой пластичный мир. Во-вторых, академическая гребля – один из немногих действительно кинематографичных видов спорта, где нет лишних деталей, вот этой дурацкой, режущей глаз пестроты костюмов и стадионов. Только, синяя вода, белая лодка, взмахи вёсел… А про артрит я знаю, потому что им болела моя любимая бабушка Тома. Как-то так и родилась идея сценария о том, что чувствует человек, для которого движение – это всё, когда он теряет способность двигаться.
Совершенно непонятно, как Настя умудрилась найти время между своими двумя учёбами, но вот уже больше года она в отряде «ЛизаАлерт».
Кинематограф и поиски – два мира, выходящие за рамки обыденности. И органично сплетающиеся, когда речь идёт о Насте. Однажды на поисках довольно известного в творческих кругах человека она встретила преподавателя, который в своё время вёл её мастер-класс по актёрскому мастерству.
— Ранняя осень, капли дождя на лобовом стекле старого «Фольксвагена», друзья потерявшегося, музыка – удивительная атмосфера была у этого поиска, даже несмотря на трагичный исход… А если говорить про «найден, жив», то это поиск одного дедушки. Мы его чуть не пропустили – очень уж бодро и уверенно он шёл, совсем не был похож на потерявшегося. Когда подъехали и обратились, охотно с нами поболтал, без проблем откликнулся на предложение подвезти домой. То есть в самом поиске ничего особенного не было, а вот его встреча с женой – ох, ничего трепетнее и теплее я не видела. Как смотрели друг на друга эти люди, которые прожили в браке, наверное, лет пятьдесят, но продолжают любить, и как они были счастливы после того, как думали, что потеряли друг друга… Это то, о чём хочется мечтать.
Вода, камера, поиски… Наверное, нет ничего удивительного, что со временем Кино пришла в водное направление «ЛизаАлерт», в нём сочетается всё, что её вдохновляет. И это можно расценивать как признание – сюда берут только самых надёжных и сильных духом.
— После начала второй весны в отряде я стала более уверенной и собранной, во многом на это повлияло доверие старшей водного направления – Светланы (Вжик). Она поверила в меня, дала возможность поучиться у неё и стать частью команды. Вода для меня не просто другой род поисков, другая стихия, это ещё и потрясающая философия – помочь найти успокоение каждому, кого затронула пропажа человека в водной среде. Мне всегда хотелось браться за сложные, порой невыносимые морально случаи.
Кстати, после прихода в водное направление у Насти родилась идея для второго фильма – минималистичного, с природой, кадрами с эхолота и личными ощущениями от поисков.
— Для меня «ЛизаАлерт» – нечто устойчивое в шатком мире. Если я провела день на поисках, то стопроцентно понимаю, что прожила его не зря. В отряде я узнала, что жизнь не останавливается в двенадцать ночи, да вообще никогда не останавливается, потому что мы нужны потерявшимся круглосуточно. Я почувствовала, что поиски – это та точка, в которой необходимость помочь другому человеку превыше твоих возможностей, и все страхи отступают. И это не отдача в одну сторону, потому что, на самом деле, все мы тоже нуждаемся в том, чтобы кому-то помочь. Мне это нравится. Это вдохновляет.
Сейчас Настя находится в одном из самых волшебных периодов, когда вся жизнь впереди и перед глазами множество дорог – выбирай любую.
— Приятно осознавать, что после учебы судьба окончательно в моих руках. Очень хочется устроиться работать в кино, снять свой фильм, затем и второй, позже попробовать взять поиск в качестве старшей на месте, заняться парусным спортом более серьёзно, получить права и накопить на старенькую машину.