Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Почему самые известные женщины начала ХХ века просто мечтали об этом: битва трёх великих за самую красивую наготу

Рене Лалик ваза "Вакханки",  1927 г. Фото из свободных источников.
Рене Лалик ваза "Вакханки", 1927 г. Фото из свободных источников.

Сначала анекдот в тему:

Мама с отцом разговаривают:
- Сын взрослый уже, нужно ему рассказать, что происходит между мужчинами и женщинами. Можно на примере бабочек и птичек. Расскажи ты, ты же отец.
- Хорошо, расскажу.
Отец подходит к сыну:
- Тут такое дело, сын. Помнишь мы с тобой на прошлой неделе в нумера ходили?
Да!
- Помнишь, что там делали?
- Да!
- Вот у бабочек и птичек то же самое.

А вообще, как ни грустно это говорить, мы мельчаем.

Если сегодня мужчина хочет узреть красоты женского тела, стоит только открыть интернет и залезть на всем известный хаб... тонны тел в разных вариациях доступны по первому же клику.

Если пятьдесят лет назад, любому воспитанному на плакатах из журналов Хью Хефнера, мужчине показать современные... кхм... гигабайты, его бы хватил разрыв не только "микарда вот с таким рубцом", но и всего мужчины целиком.

Если сто лет назад...

А давайте про сто лет назад и поговорим, ведь это время интересно не просто внезапным вниманием к женской красоте, но и её открытием в совершенно новом, ранее незнакомом мужчинам плане. И помогло это сделать не что иное, как стекло.

Только не обычное стекло, а необычное!

В 1925 году в Париже состоялась выставка декоративного искусства, которая дала новое название самому красивому и изящному направлению в искусстве - Ар-деко. Настоящим символом нового направления, его знаменем и главной ареной битвы за деньги богатых людей стало опаловое стекло. То есть такое стекло, которое имело различную степень непрозрачности, а также перламутровый оттенок с переливами.

За него были готовы платить любые деньги!

К началу 20-х годов в Европе существовали ТРИ стекольные мануфактуры, которые активно занимались именно опаловым стеклом:

  • мастерская Рене Лалика;
  • Анонимное общество Эдмонда Этлинга (грубо говоря Акционерное общество имени меня);
  • мануфактура Мариуса-Эрнеста Сабино.

Сначала все три мэтра европейского стеклоделия занимались ровно тем же самым, что и менее именитые конкуренты: выплавляли из стекла бабочек, птичек и все остальные природные мотивы.

Рене Лалик. Модель "Сюзанна". Фото из свободных источников.
Рене Лалик. Модель "Сюзанна". Фото из свободных источников.

Так продолжалось ровно до тех пор, пока первый и самый прославленный из троицы, Рене Лалик, не выпустил в продажу необычную вазу из опалового стекла под названием "Вакханки". Это была просто бомбическая вещь, которая порвала все продажи, за несколько месяцев было отлито несколько ТЫСЯЧ ваз по заоблачной для того времени цене.

Конкуренты не дремали и решили тоже показать публике немного женского тела. Но вот какая незадача, мифические мотивы с вакханками, в исполнении конкурентов не зашли. Продажи были... вялыми.

Но конкуренты на то и конкуренты, что бы придумывать новые варианты, улучшать и переделывать работы настоящего мастера. Мариус-Эрнест Сабино вместо вакаханок нанял в качестве модели для будущей стеклянной скульптуры... реальную женщину. Очень известную в Париже балерину Сюзанну Бишо.

Лои Фуллер на сцене Парижского театра в самом расцвете карьеры. 1902 г.
Лои Фуллер на сцене Парижского театра в самом расцвете карьеры. 1902 г.

Выбор балерины в качестве модели Ню был не случаен, балет того времени - это как Большой театр, журнал Плейбой и эротический канал в одном флаконе. Красивые танцовщицы пользовались невероятной популярностью, их носили на руках, им рукоплескала толпа, их засыпали цветами, выход такой женщины на улицу собирал огромную толпу, которая буквально раздевала её глазами. Хотя на сцене всё было не то чтобы в пределах "облико морале", а вообще целомудренно.

Сабино. Сюзанна. Фото из открытых источников.
Сабино. Сюзанна. Фото из открытых источников.

За право показать её обнажённой балерине была выплачена гигантская на то время сумма в 3 миллиона современных российских рублей.

Расчёт оказался верным, просто неимоверное количество французов (и не только) срочно захотели приобрести себе статуэтку, точно копирующую предмет своего вожделения.

Это была бомба, петарррда!

Мастерская Сабино не справлялась с заказами, ему пришлось нанимать дополнительных сотрудников, литейщиков, художников, скульпторов. Такая невероятная пакость со стороны конкурента задела за живое Лалика, который тоже заплатил балерине Сюзанне и отлил её ещё более женственной, прозрачной и с большим количеством "телесных" подробностей.

Эдмонд Этлинг. Айседора Дункан Фото из открытых источников.
Эдмонд Этлинг. Айседора Дункан Фото из открытых источников.

Следующей моделью, за которую вцепились великие скульпторы по стеклу была никто иная, как Айседора Дункан, в тот момент уже бывшая супруга нашего поэта Сергея Есенина.

3.000.000 современными рублями заплатил за позирование в неглиже Рене Лалик. Танцовщица с радостью согласилась: помимо хорошего заработка это был шанс восстановить былую популярность.

Интересно, что позирование произошло за несколько дней до того, как известная всей Европе танцовщица трагически ушла из жизни: её пригласили покататься на скоростной спортивной машине, шёлковый шарф танцовщицы намотался на колесо, выдернул её из машины и на ходу сломал шею.

Сабино. Айседора Дункан. Фото из открытых источников.
Сабино. Айседора Дункан. Фото из открытых источников.

Увы, невероятной популярности своей статуэтки в неглиже Дункан увидеть не смогла, но, вероятно, предвидела. Так как, забираясь в автомобиль, дункан патетично вскинула руку перед провожавшими её людьми и сказала: "Прощайте, друзья! Я иду к славе". Популярность у статуэтки была настолько большой, что теперь.

-7

И опять идею Лалика скоммуни... кхм... немножко украли. Мануфактура Мариуса-Эрнеста Сабино буквально через несколько недель после трагического случая выпустила ещё одну статуэтку Айседоры Дункан из опалового стекла.

Рут Сен-Дени
Рут Сен-Дени

В общей сложности статуэток самых красивых балерин и танцовщиц Европы было выпущено около двух десятков. Чести быть отлитыми в опаловом стекле были удостоены: Сильфия, Рут Сен-Дени, Лои Фуллер и другие. И если первым танцовщицам платили, то последующие уже платили сами, понимая, что появление в таком виде увеличит их популярность.

Однако всплеск всеобщей любви к подобным скульптурам из литого стекла довольно быстро угас, к 1933 году мануфактуры трёх великих стеклоделов Ар-Деко уже не выпускали обнажённую натуру, снова сосредоточившись на бабочках, пчёлках и прочей природе.

В наши дни за этими вазами и скульптурами началась настоящая охота, сегодня их можно купить в одном из самых дешёвых магазинов Москвы, ЦУМе за смехотворную сумму в 620 - 880 тысяч рублей, некоторые экземпляры вытягивают на 1,5 миллиона.

-9