5,9K подписчиков

«Регуляторная гильотина»: какие нормативные правовые акты ее механизм затрагивает в этот раз?

Сегодня на повестке новый этап действия механизма «регуляторной гильотины». Актуализирован перечень нормативных правовых актов (далее – НПА), на которые указанный механизм не распространялся. Предлагаем рассмотреть постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2024 № 792 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – ПП № 792), которым уточнено постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов <…>, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"» (далее соответственно – ПП № 2467, перечень актов). Новации направлены:

  • на установление для НПА с бессрочного действия, включенных в перечень актов, срока нахождения в нем – до 1 сентября 2025 года;
  • исключение из перечня актов, не входящих в сферу регулирования Федерального закона от 31.07.2020 № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247‑ФЗ), не проверяемых в рамках соответствующих видов государственного контроля (надзора), а также переизданных соответствующих актов.

Рассмотрим упомянутые новации подробнее на нескольких примерах.

Сегодня на повестке новый этап действия механизма «регуляторной гильотины». Актуализирован перечень нормативных правовых актов (далее – НПА), на которые указанный механизм не распространялся.

Срок нахождения НПА в перечне актов – до 1 сентября 2024 года

Сначала рассмотрим приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, которым утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – ПТЭ). Действующие в настоящее время ПТЭ (пункт 666 перечня актов) актуальны и активно применяются теплоснабжающими, теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при эксплуатации тепловых энергоустановок, но уже с 1 сентября 2024 года применение ПТЭ будет невозможно. В соответствии с пунктом 11.2 ПП № 2467 пункт 666 действует до упомянутой даты. Другими словами, с 1 сентября 2024 года ПТЭ оценивать соблюдение содержащихся в них обязательных требований не допускается.

Здесь следует добавить, что за период с 2003 года, когда были утверждены ПТЭ, произошли кардинальные изменения в нормативно-правовом регулировании сферы теплоснабжения. В первую очередь был опубликован Федеральный закон от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и подзаконные акты к нему. Это обусловило подготовку Минэнерго России проекта новых правил (ID проекта: 02/08/03‑23/00136767). Подготовленный проект позволит обеспечить исполнение требования Федерального закона от 31.07.2020 № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и издание технического регламента по эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Их издание, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении», позволит обеспечить установление требований безопасности в сфере теплоснабжения.

«Записки андрагога» – канал, посвященный вопросам обучения взрослых требованиям охраны труда и производственной безопасности. Подписывайтесь на https://t.me/anernotes, чтобы не пропустить новые интересные публикации.

Проект правил уже согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ): Минстроем России, Минтрудом России, Ростехнадзором, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России, а также рабочими группами при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВ при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в сфере энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и трудовых отношений.

Однако Минэкономразвития России проведена оценка регулирующего воздействия проекта правил, по результатам которой дано отрицательное заключение. В результате проведения согласительных совещаний между Минэнерго России и Минэкономразвития России замечания к проекту правил остались неурегулированными. Важно отметить, что без урегулирования разногласий, выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, представлять в Минюст России на государственную регистрацию НПА невозможно (пункты 3 и 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009).

Таким образом, если учитывать срок вступления НПА в силу (по истечении 90 дней после дня официального опубликования), возникает угроза отсутствия документа, устанавливающего обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, с 1 сентября 2024 года. В связи с этим в настоящее время требуется продлить срок действия пункта 666 перечня до 1 марта 2025 года. Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467» (ID проекта: 01/01/06‑24/00148366) уже подготовлен.

Сегодня на повестке новый этап действия механизма «регуляторной гильотины». Актуализирован перечень нормативных правовых актов (далее – НПА), на которые указанный механизм не распространялся.-2

Кроме ПТЭ до 1 сентября 2024 года установлен срок нахождения в перечне актов, в частности, следующих НПА (нумерация пунктов приводится в соответствии с перечнем актов):

  • 483. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации».
  • 694. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» (Минприроды России ранее был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации – ID проекта: 02/07/07‑23/00140350).
  • 739. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Оговоримся, постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» опубликовано. Оно вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Срок нахождения НПА в перечне актов – до 1 января 2025 года

Следующим рассмотрим приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"» – пункт 920 перечня актов (далее – приказ № 1122н). Срок нахождения приказа № 1122н – до 1 января 2025 года. Здесь следует напомнить, что в целях обеспечения работников смывающими средствами работодатели вправе (до 31 декабря 2024 года) использовать типовые нормы, изданные до 1 марта 2022 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 311‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»). Получается, что срок нахождения пункта 920 в перечне актов – до окончания этой даты. В данном случае, переиздавать НПА нет необходимости. Уже издан и применяется приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств». Более подробно о нем читайте на страницах Блога эксперта.

Кроме указанного приказа Минздравсоцразвития России до 1 января 2025 года установлен срок нахождения в перечне актов, в частности, следующих НПА (нумерация пунктов приводится в соответствии с перечнем актов):

  • 714. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов».
  • 1063. Пункты 3.16–3.19 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2003 № 18 «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03».

Срок нахождения НПА в перечне актов – до 1 марта 2025 года

В перечень актов постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» включено дважды:

  • в части федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (пункт 670 перечня актов);
  • в части государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (пункт 674 перечня актов).

Срок действия пунктов перечня актов установлен, конечно, один – до 1 марта 2025 года. Отметим, что о подготовке проекта аналогичного НПА ему на смену нам неизвестно. Кроме этого, НПА с аналогичным названием не включен в приказ Ростехнадзора от 23.01.2024 № 17 «Об организации нормотворческой деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2024 году». Возможно, его разработка будет осуществляться вне плана.

Сегодня на повестке новый этап действия механизма «регуляторной гильотины». Актуализирован перечень нормативных правовых актов (далее – НПА), на которые указанный механизм не распространялся.-3

Также до 1 марта 2025 года будут действовать среди прочих следующие пункты перечня актов:

  • 661. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации».
  • 665. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.2002 № 448 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации».
  • 669. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 № 961 «Об утверждении Правил учета газа».
  • 671. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
  • 672. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов <…>».

Срок нахождения НПА в перечне актов – до 1 сентября 2025 года

Для некоторых пунктов перечня актов установлен период их действия до 1 сентября 2025 года. В части федерального государственного экологического надзора перечень актов включает пункт 726 – постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее – ПП № 1073), который действует как раз до указанной даты. В настоящее время Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил взимания экологического сбора, его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора» (ID проекта: 02/07/03‑24/00146691), которым ПП № 1073 предлагается отменить.

Также до 1 сентября 2025 года действуют, в частности, следующие пункты перечня актов:

  • 222. Приказ Минздрава РФ от 28.05.2001 № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации».
  • 472. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
  • 508. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения <…> ".
  • 770. Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».
  • 801. Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора».
  • 818. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды».
  • 911. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».

Переизданные НПА

Как известно, с 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Одновременно с этим утратило силу постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (пункт 909 перечня актов). ПП № 792 указанный пункт исключен из перечня актов. Аналогично из перечня актов исключены приказы уполномоченных ФОИВ об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам (статья 221 Трудового кодекса Российской Федерации) (пункт 828 перечня актов) и ряд других переизданных НПА.

Сегодня на повестке новый этап действия механизма «регуляторной гильотины». Актуализирован перечень нормативных правовых актов (далее – НПА), на которые указанный механизм не распространялся.-4

Одновременно с этим некоторые НПА будут исключены из него позднее. Например, с 1 сентября 2024 года исключается среди прочих приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (пункт 814 перечня актов), а с 1 января 2025 года – постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».

Не входящие в сферу регулирования Федерального закона № 247‑ФЗ и не относящиеся к предмету контрольно-надзорной деятельности НПА также исключены из перечня актов.

Из короткого обзора видно, что «нож» механизма «регуляторной гильотины» до 1 сентября 2025 года затронет все временно выведенные из-под него НПА, содержащие обязательные требования. Для завершения данного этапа действия указанного механизма, являющегося частью реформы контрольно-надзорной деятельности, следует ожидать пересмотра НПА, включенных в перечень актов, с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ, а также их переиздания с обновлением обязательных требований.

Помните о безопасности, берегите себя и своих коллег!

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Посетите наш сайт olimpoks.ru, присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК. Мы также завели канал в Telegram (@olimpoksclub).

Другие статьи на нашем канале: