В 1970-х годах психолог Брюс Александер внес прекрасную смуту в области зависимостей своим экспериментом «Парк крыс». Опустим ньюансы истории, такие как отказ некоторых известных журналов опубликовать результаты его работ или несогласие многих государств (интересненько).
Всё началось с того, что учёные, в попытках выяснить влияние одурманивающих средств на организм, провели испытания на крысах. В коробку с двумя краниками помещался грызун для дальнейших наблюдений. В одном кранике находилась обычная вода, а во втором жидкость разбавленная сильнодействующим веществом. Опиум или морфин.
Спустя несколько дней крыса неизменно "присасывалась' ко второму крану и пила исключительно оттуда. При чём делала это так настойчиво, что буквально упивалась. Зависимость убивала животное и так было всегда. То есть никаких исключений, стоило грызуну однажды попробовать одурманивающий напиток, как дальнейшие события превращались в краткосрочную дорогу к гибели.
Таким образом было установлено, что определённые вещества способны "подсадить" на себя живой организм, сформировав у него сильнейшую привязанность. А дальше, испытывая мощнейшую потребность, крыс теряя интерес ко всему остальному убивал себя смертельным напитком. Вроде бы была поставлена точка в данном вопросе.
Сомнения у специалистов вызывал только один пункт. Пациенты в больницах регулярно получают наркотические препараты в виде обезболивающих и многие делают это продолжительное время, но ни у кого ни разу не возникла зависимость. Это наводило на мысли о том, что больная привязанность возникает не от действующего вещества в той жидкости, которая попадает в организм, а от социальной среды вокруг, то есть контекста.
Так бы споры и остались спорами, если бы вопросом вплотную не занялся канадский психолог Брюс Александер. Его теория заключалась в том, что любая зависимость имеет в первую очередь психологические корни, а уже после этого формируется физиологический "крючок". Чтобы проверить своё мнение он построил целый крысиный парк!
В просторном и комфортном помещении площадью 9 квадратных метров поселили 20 крыс. В специально сооружённом парке была еда на любой вкус, мячи и дорожки для бега, проще говоря полное изобилие. Самцы и самки могли без труда спариваться, отсутствовали какие-либо источники стресса. Оказавшись в раю грызуны попали в самое начало эксперимента.
В течении 57 дней им давали воду, разбавленную морфином. Затем одних помещали в крысиный парк, вторых в маленькие, одиночные клетки. И тем и другим на выбор предоставляли два вида воды, водопроводную и с содержанием морфина.
Первая группа, оказавшись в крысином парке, абсолютно во всех исследованиях выбирала водопроводную воду. По заявлению Брюса никто и ничто не мог повлиять на исход, крысы безоговорочно отдавали предпочтение обычной жидкости. Зависимость не возникала несмотря ни на что.
И сосем другие результаты были в одиночных клетках. Там крыса делала однозначный выбор в пользу морфина. Александер предположил, что высокий стресс на фоне одиночества вынуждал психику искать подкрепление, а затем и избегать давления контекста, одурманивающая вода способствовала поставленной задаче. В крысином парке все были счастливы, они хорошо кушали, много спаривались, общались друг с другом, бегали по дорожке и играли в мяч. Морфин оказался лишним в этой интересной и насыщенной жизни.
Похоже на нас?
Я этому к чему, собственно, закинул сюда. Вносите замес разнообразия в свою жизнь, пробуйте все что можно, хотя бы по разу, есть пробные занятия, много интересных тематических групп, локальных знатоков интересных действ. Пандемия и так наградила нас удаленной работой, доставкой всего на дом и социальной дистанцией, которая отдалила людей, эти прекрасные результаты прогресса могут нести вред при бесконтрольном потребление.
Понравилась статья? Больше подобного контента без цензуры в моем телеграм-канале: