83,8K подписчиков

Дом недели: комбинат газеты «Правда»

Ле Корбюзье, говорят, увидев полиграфический гигант на Ямском Поле, восхитился и посетовал, что не он автор этого сооружения.

Ле Корбюзье, говорят, увидев полиграфический гигант на Ямском Поле, восхитился и посетовал, что не он автор этого сооружения. Восьмиэтажный Ш-образный выразительный объем с парой внутренних дворов и сравнительно невысоким типографским корпусом являлся показательным образцом авангардной архитектуры.

Инициатива Ленина о выпуске ежедневной рабочей большевистской газеты была поддержана в 1912 году на VI конференции РСДРП. В том же году в апреле, в день рождения Карла Маркса, вышел первый номер «Правды».

Ле Корбюзье, говорят, увидев полиграфический гигант на Ямском Поле, восхитился и посетовал, что не он автор этого сооружения.-2

После революции «Правда» стала главной газетой советской страны. До поры издание печаталось в типографии на Тверской, ранее принадлежавшей Ивану Дмитриевичу Сытину. Тиражи «Правды» тем временем росли, производство уже не справлялось и требовало расширения. Было принято решение о строительстве полиграфического комбината издательства.

На задворках, неподалеку от Московско-Брестской железнодорожной магистрали, на пересечении 2-й и 5-й улиц Ямского Поля, нашелся неиспользуемый и малоосвоенный участок земли.

«Тогда, в начале тридцатых годов, ее и улицей-то, собственно говоря, трудно было назвать: так себе, немощеная, без тротуаров, деревенская ухабистая дорога через полупустынное Ямское поле. Город тогда, в сущности, кончался у Тверской заставы, что у Белорусского вокзала, а дальше, правее Ленинградского шоссе, располагалась Ямская слобода с бесчисленными конскими дворами. Автомобилей было раз-два да и обчелся. Гужевой транспорт решал все», — описывал журналист Георгий Жуков эти места.

На проект здания комбината газеты «Правда» в 1930 году был объявлен закрытый конкурс. В состязании приняли участие архитекторы Алексей Щусев, Эль Лисицкий, Сергей Леонтович и Пантелеймон Голосов. На проекте последнего жюри и остановило свой выбор.

Ле Корбюзье, говорят, увидев полиграфический гигант на Ямском Поле, восхитился и посетовал, что не он автор этого сооружения.-3

Конструктивист, главный идеолог нового типа квартальной ансамблевой застройки, Пантелеймон Александрович Голосов был старшим братом другого знаменитого конструктивиста Ильи Александровича Голосова, автора в том числе клуба имени Зуева на Лесной улице. Отец их, священник, конечно, рассчитывал, что сыновья пойдут по его стопам, поступят в духовное училище, но, впрочем, не препятствовал их художественному выбору. Оба окончили Московское училище живописи ваяния и зодчества со званием художника-архитектора.

Проект для «Правды» Пантелеймон Голосов разрабатывал совместно с Александром Владимировичем Куровским, старшим архитектором «Гипрогора». Авторы, изучив в деталях циклы полиграфического процесса, предложили его рациональную организацию. Был представлен ансамбль из трех корпусов: многоэтажного редакционного, пятиэтажного издательского и горизонтального производственного в глубине участка. Проект, поступивший в реализацию, был, впрочем, переработан и достаточно упрощен, ансамбль сокращен до двух зданий с ленточными окнами и балконами. Горизонтальный и вертикальный корпуса создавали динамичную композицию.

Ле Корбюзье, говорят, увидев полиграфический гигант на Ямском Поле, восхитился и посетовал, что не он автор этого сооружения.-4

Известно, что строительство комбината «Правда» происходило без участия архитектора. От работы Пантелеймон Голосов отстранился сам. Сохранилась его записка от 17 ноября 1936 года, где архитектор пенял председателю комиссии по техническому осмотру здания на грубые искажения его проекта: «Осуществление здания в натуре — такова конечная цель всякого проектирования. По существу, и зарождение основной идеи архитектурного образа и создания эскиза и разработка технического проекта, рабочих чертежей и, наконец, само строительство задуманного здания — все это является лишь различными стадиями одного и того же творческого процесса; ни один из этих этапов не может быть независимым и не связанным с другим без явного и очевидного ущерба для конечного итога — создания выразительного и впечатляющего сооружения в натуре… Первоначальный замысел беспощадно искажается. Вдохновением производителя работ и случайным наличием под руками того или иного материала зачастую диктуется изменение, а нередко и полное искажение того или иного архитектурного мотива. Никакие протесты, ни устные, ни письменные, в большинстве случаев не помогают, и хозяйственник и строительная организация продолжают руководствоваться своими соображениями, гораздо, по их мнению, более серьезными, чем интересы архитектуры. Так было в недавнем прошлом, так, к сожалению, происходит часто и в настоящее время».

Ле Корбюзье, говорят, увидев полиграфический гигант на Ямском Поле, восхитился и посетовал, что не он автор этого сооружения.-5

Фундамент крупнейшего сооружения своего времени — полиграфического комбината (ул. Правды, 24) был заложен в 1932 году. Строительство велось ударными темпами. Для удобства база стройматериалов разместилась рядом, у Ленинградского шоссе. Через год уже монтировалось оборудование. В типографии был принят горизонтальный тип организации производства. Через полгода, 5 мая 1934 года, в свет вышел первый номер газеты, отпечатанный уже в новом здании на новой ротационной машине.

Интерьеры образцового социалистического предприятия со встроенной деревянной мебелью, облицовкой стен гранитом и мрамором различных оттенков проектировала архитектурно-художественная мастерская №12 Моссовета под руководством художника-оформителя Наума Григорьевича Борова.

В этом же году 2-ю улицу Ямского Поля переименовали в улицу Правды.

Ле Корбюзье, говорят, увидев полиграфический гигант на Ямском Поле, восхитился и посетовал, что не он автор этого сооружения.-6

С железной дорогой комбинат связали отводной веткой — по ней осуществлялись ежедневный прием вагонов с бумагой и отправка в срок готовой продукции. В комплекс типографского комбината входили склады, котельные, подстанции, гаражи и мастерские.

Между Москвой и Ленинградом функционировала авиалиния, доставлявшая в город на Неве матрицы газеты. Самолеты, управляемые лучшими летчиками страны, такими, как, например, Леонард Густавович Крузе, взлетали ежедневно в любую погоду.

Со временем кроме «Правды» в комбинате расположились редакция газеты «Советская Россия», на шестом этаже — «Комсомольская правда», «Сельская жизнь», журнал «Крокодил».

В 2006 году из-за перегрузки устаревшей электросети в редакционно-издательском корпусе, с 1987 года памятнике архитектуры регионального значения, произошел сильный пожар. Пострадало здание и погорел архив газеты «Комсомольская правда».

Летом 2021 года во время сильного дождя обрушилась кровля над северным крылом корпуса.

В настоящий момент наконец начаты научно-исследовательская работа и обследование памятника конструктивизма, предваряющее полномасштабную реставрацию. Будут восстановлены планировочная схема комбината газеты «Правда» и внешний облик здания.

Фото: Максим Мухин, Семен Фридлянд/pastvu.com