Что не так с уголками экспериментирования в детском саду: портрет Эйнштейна, цитаты, правила и игровой персонаж

1,1K прочитали

РППС детского сада - тема многогранная, неоднозначная, сложная, иногда грустная, но при этом не менее интересная. Разбирая феномен визуального шума в дошкольных образовательных учреждениях и его компоненты в различных игровых зонах, мы с вами сделали вывод: "нешумной" игровой среды не существует. Однако в наших силах шум этот значительно уменьшить и сделать среду максимально комфортной и по-настоящему развивающей для детей.

Как и с чего начать? С тех пунктов, которые я озвучила в опубликованных ранее материалах. Ссылки на них оставлю в конце статьи. А пока и погрустим вместе, и пошутим. Оставайтесь со мной.

Что не так с уголками экспериментирования в детском саду: портрет Эйнштейна, цитаты, правила и игровой персонаж
Что не так с уголками экспериментирования в детском саду: портрет Эйнштейна, цитаты, правила и игровой персонаж

Уголок экспериментирования в детском саду. Что с ним может быть не так?

Напомню, что визуальный шум применительно к групповому помещению детского сада - это переизбыток визуальной информации, элементы игровой среды, которые за счёт своего визуала рассеивают внимание дошкольников и перегружают их нервную систему. Специфика этих элементов среды различна. Это могут быть как непосредственно игровые и дидактические средства (что чаще всего и бывает, и в чём чаще всего бессилен воспитатель), окрашенные в яркие цвета и даже разноцветные. Причём независимо от потребности в таком дизайне. Просто потому что кто-то когда-то решил, что детские игрушки должны быть примерно такими. Возвращаясь к шумящим элементам игровой среды, ими может быть яркое и часто бессмысленное оформление, огромных размеров, размещённое выше глаз педагога. Обязательно шумят и просто бессмысленные вещи или предметы, которые не должны находиться в том или ином центре активности.

Сегодня на примере центров экспериментирования мы дополним перечень факторов, влияющих на уровень визуального шума в детских садах

Обращаю ваше внимание, что в контексте данного материала мы выявляем шум в предложенном игровом центре и ищем возможности для его минимизации. Я прошу не рассматривать мои мысли как методические рекомендации к организации центров детской активности, хотя чаще всего именно они определяют тот или иной фактор "шумящей" игровой среды.
И ещё момент: я никого не призываю безоговорочно кивать, а лишь рассказываю о своих впечатлениях от увиденного, с которыми вы вправе согласиться или нет. В любом случае, с конструктивными мыслями приглашаю в комментарии.

Ну и давайте начнём с фото, по которому можно было бы написать полноценный материал на тему "Каким не должен быть уголок экспериметирования":

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Да, если кратко, то вот так "экспериментальный уголок" выглядеть не должен. Тем более, в группах старшего дошкольного возраста (делаю этот вывод по наличию энциклопедий, муляжей (сразу обращаю на это внимание) микроскопов, пшена и гречи в открытом доступе. Остальное разобрать сложно ввиду не организованности и яркости размещенных здесь предметов. А ещё внимательный читатель обязательно найдёт орфографическую ошибку в одной из подписей к контейнерам. Подписать - одно (и это не уменьшает проблему), но выставить на обозрение как демонстрацию педагогического опыта - простите, ни в какие ворота.

Шумит? Шумит. Если вы читали предыдущие статьи на эту тему, сориентироваться будет не сложно. Но я выделю лишь один, новый, пункт: наличие муляжей предметов. В данном случае, микроскопов. Почему?

Всё же мы должны разделять игровую деятельность детей и познавательно-исследовательскую

Хотя часто они идут рука об руку. Если мы говорим об экспериментальном уголке (уголке экспериментирования, центре познавательно-исследовательской деятельности и т.д.) мы должны понимать, что результат, получаемый в ходе этой деятельности, должен быть осязаем. Если на пальцах, то примерно так: "вода принимает форму ёмкости, в которую её наливают, потому что не имеет постоянной формы".

К слову, никогда бы не назвала уголок экспериментальным. "Уголок экспериментальной деятельности" - ещё куда ни шло.

Какой результат мы получим, взаимодействуя с муляжами в нашем случае сложного лабораторного оборудования? Никакой, потому что это просто нереально. А вот если мы возьмём этот муляж и на его основе сформируем кейс с основными предметами для организации сюжетно-ролевой игры на данную тему, - это будет другой разговор. Особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она ориентирована на процесс. Результат сюжетно-ролевой игры чаще всего не осязаем, и часто игра даже не заканчивается, а трансформируется в сюжет новый. Результаты сюжетно-ролевой игры осязаемы только для педагога.

Таким образом, я могу сформулировать ещё один фактор, влияющий на уровень визуального шума: шумят те элементы игровой среды, назначение которых не оправдывает их размещение в том или ином центре.

Центры экспериментирования почему-то в лидерах по обязанности иметь игрового персонажа

И почему-то часто педагоги считают, что это должна быть кукла и чуть ли не ростовая. Вот примерно как на этом фото:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Кукла не только занимает пространство, которое могло стать полезным, но и "шумит". Признайтесь себе, только честно, как часто вы и тем более дети обращаетесь к данному персонажу? Вот-вот. Могу предположить, что у кого-то эти персонажи могут быть интерактивными. К примеру, иметь какие-то кармашки, где будут размещаться игровые задания на текущий день /неделю. Но это лишь моя фантазия.

Смотрите, что ещё по персонажу с этой фотографии. Уголок называется "Маленькие Эйнштейны". Получается, скорее всего, это группа детей старшего дошкольного возраста. Хотя моё личное мнение - приплетать Эйнштейна к детскому саду ни к чему. Кто-то в курсе его открытий? Если нет, то per favore:

Главным достижением Эйнштейна принято считать его теорию относительности, которая радикально изменила существующие представления о физике. А ещё Эйнштейн определил число Авогадро, вывел концепцию энергии покоя, предоставил эмпирические доказательства атомной теории и много чего ещё сделал. К нам с детьми-дошкольниками это какое отношение имеет?

Возвращаясь к персонажу, насколько интересна старшим дошкольникам "кукольная" мотивация? Мы же (образно) не в яслях. Вот уже два пункта против куклы как персонажа центра.

Но не торопитесь, нового фото не будет, будет это же. Здесь есть ещё о чем поговорить:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Ну портрет Эйнштейна с названием центра я бы убрала, я уже об этом сказала. Смотрите, схемы, демонстрирующие свойства воды и воздуха. Стационарные. Оформлены не плохо, но "шумят". Зачем детям, тем более старшим, иметь эти схемы перед глазами на постоянной основе? Ещё. Не очень понятно, что размещено под схемами, но предполагаю, что так визуализированы правила поведения в центре. То, что правила визуализируются - это классно, в отличие от того, как это сделано. Текст, он для кого? Вполне достаточно было бы схематичных изображений, правда? А если бы дети сами изготовили эти правила? Это, кстати, к вопросу о "говорящей среде", правильному понимаю этой технологии, а также же уместности в среде тех или "говорящих" элементов.

В центрах экспериментирования очень часто размещаются разнообразные схемы и алгоритмы проведения опытов

для того, чтобы дети смогли воспроизвести действия в самостоятельном режиме. Это отличный способ развития мотивации и самостоятельности. Однако чаще всего оформляются эти пособия примерно вот так:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Это неудобно. Не адаптировано под детскую руку. Занимает много места, которое должно использоваться по назначению, а именно детьми и их практической деятельностью. Думаю, что вы меня поддержите в том, что фото сделано, как говорится, для комиссии, и затем все папки будут спрятаны. А если нет и это обычная практика? Шумит. Алгоритмы проведения опытов и экспериментов удобно иметь в виде домика с перекидными страницами. Одна страница - один опыт. Такие, как настольные календари. Места занимают мало, но при этом эффективны и удобны в использовании. В том числе потому, что необходимый материал располагается в вертикальной плоскости.

И на сегодня последнее.

Цитирование, цитирование, цитирование

Обратили внимание на лист А4 с цитатой? Не претендую в этом вопросе на объективность, скорее наоборот. В какой-то момент я настолько устала от обилия цитат, пестрящих во всех сферах дошколки. Причём цитируют чаще всего одних и тех же и одно и то же. Зачем? Я не уверена, что, цитируя кого-либо, мы выглядим в чужих глазах более экспертными личностями. В интернете за пару секунд можно найти цитату на любую тему и любой вкус. Но если всё же это какое-то выступление для коллег, трансляция опыта работы - ок. Нравится? Пожалуйста. Использование цитат в качестве элемента среды и для детей-дошкольников? Позвольте отвергнуть эту идею.

Резюмируя, процитировать, что ли?

"Безумие - это делать одно и то же снова и снова, ожидая иного результата".

Это работает в любой сфере деятельности. Условно, игровая среда будет "шуметь", пока мы вырезаем из ватмана цветные буквы для оформления названия центра познавательно-исследовательской деятельности. Кстати, угадаете, чьи слова? Пишите ответ в комментарии к статье.

Ребят, всё, что мы разобрали сегодня, - о визуальном шуме. Но центр экспериментирования среди всех остальных интересен нам ещё с точки зрения обеспечения безопасности, о чём поговорим с вами в следующем материале. Ну а пока вот вам фото для размышлений:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Подписывайтесь на блог "Методист в отставке" и активируйте функцию "колокольчик", так вы моментально получите пуш с информацией о выходе нового материала. "Колокольчик" работает только в приложении, поэтому если вы ещё его не скачали, скорее займитесь этим вопросом и узнавайте первым о выходе моих публикаций.

Репостните этот материал коллегам или себе в личку, чтобы не потерять. Благодарна так же лайку и конструктивному комментарию. Со мной можно дружить в ТГ, ссылку оставлю в закреплённом комментарии.

А если вы еще не видели предыдущих материалов на данную тему, вам сюда:

Добра нам всем и поменьше шума🤍