Найти тему

Лето – это маленькая жизнь!

Оглавление

Ура, летние каникулы! Для детей – долгожданный отдых, а для родителей – непростая задача, ведь многие не знают, чем занять ребенка в три летних месяца. А мы знаем! Один из вариантов – путёвка в лагерь! Как правильно подготовиться к первому самостоятельному путешествию, рассказывает Ирина Леонидовна Соловьёва, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Шаг в неизвестность

Не такую уж и неизвестность. У родителей есть право контролировать отдых ребенка. Но есть и обязанность – подготовить ребёнка к его первой лагерной смене, к одному из первых самостоятельных шагов.

Я из тех, для кого лагерь – вся моя детская и профессиональная жизнь, моё место силы. Я прошла путь от командира октябрятской звёздочки до старшей вожатой, от организатора детского лагеря горкома профсоюза до эксперта ФЦДЮТиК. Именно лагерь позволил мне выбрать фарватер моей педагогической деятельности. Вожатый – это навсегда!

Впервые собирая дочек в лагерь, я:

  • обсудила с ними режимные моменты;
  • рассказала о лагерных локациях;
  • сделала для старшей книжку-справочник «Мама рядом» – краткую памятку о лагере.

Справочник зашёл на ура, вожатые с удовольствием копировали его себе. Вы тоже можете дать ребёнку с собой такую книжку. Расскажу, как я её создавала.

На сайте и в соцсетях лагеря я нашла всё, что так хорошо мне знакомо: распорядок дня, локации, обязательные и необязательные занятия. Мы обсудили предстоящую тематическую смену, репутацию организаторов, легенду лагеря. Поговорили о границах автономии, самостоятельности с учётом темперамента обеих дочек. Я рассказала, что вожатый – это тот человек, к которому можно и нужно обращаться со всеми проблемами или идеями.

Обсудите с ребёнком, какие студии дополнительного образования он будет посещать, какие книги будет читать, в каких соревнованиях и походах будет участвовать, какие проекты сможет предложить сам? Аккуратно обсудите страхи. Узнайте в лагере, обязательно ли посещение линейки, зарядки, уборка палат и территории, можно ли выбирать еду в столовой. Часто в лагере ребёнку можно почти всё! Есть, например, разноцветное меню. Вся эта информация доступна заранее.

Главные тезисы мы записали в книжку. Точно так же можете поступить и вы.

Через 5 дней после начала смены мы с мужем приехали в лагерь. Я профессионально оценила ситуацию в отряде. Старшая дочь уже была командиром отряда, младшая – её правой рукой. Но главное – что всем детям в отряде было хорошо.

Как живет современный лагерь

В современном лагере принято каждый день выкладывать в социальные сети достижения детей. В некоторых лагерях практикуются анкеты или договоры с родителями, где прописаны правила связи родителей, вожатых, администрации и детей. Ваша задача в любом случае наладить контакт с вожатым своего отряда. Не стесняйтесь установить доверительные отношения с ним, спрашивать о ребёнке. Обязательно поделитесь особенностями распорядка дня своего ребёнка (например, не спит днём). Дайте знать, если перед поездкой у вас или ребёнка есть тревога.

В современных лагерях занятия проходят в группах, рассчитанных на детей с разными потребностями. Это могут быть игры, конкурсы, творческие мастер-классы, спортивные состязания, экскурсии. Педагогическая подготовка персонала позволяет каждому вожатому подобрать адаптационный маршрут для каждого отдыхающего с учётом его темперамента и других личностных особенностей, персонализировать для него задания и поручения, поддержать каждого из ребят, помочь занять собственную нишу в детском коллективе. В сложном случае вожатому поможет команда педагогов-психологов.

Лагерь и дети с ОВЗ

Вожатые – профессионалы, которые прошли специальную подготовку по работе с детьми с особенностями развития. Они умеют находить общий язык с каждым ребёнком, создавать дружелюбную атмосферу и поддерживать каждого в трудные моменты.

В каждый лагерь попадают дети, с которыми трудно работать в силу разных причин: замкнутости, низким уровнем коммуникабельности и пр. Но в этом и состоит работа вожатого! Строить отношения с полностью самостоятельными, активными, талантливыми детьми, которым всё легко даётся, с теми, у кого есть потенциал, может каждый. А вот включить в лагерную жизнь тех, кому нужны серьёзные особые условия, чтобы раскрыть их потенциал, уже сложнее. Для этого работает кадровая служба детских оздоровительных образовательных лагерей (ДООЛ): каждая планёрка, каждый педсовет помогают адаптировать «сложных» детей. С помощью командной работы педагогов лагерь становится для каждого ребенка настоящим домом, где он сможет обрести новых друзей и провести незабываемое лето!

И.Л. Соловьёва, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru
И.Л. Соловьёва, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru